ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА: ПОЛИТИКИ И МАУЗЕРИСТЫ

31 июля, 2017 - 11:46

Обычно пассивный в политическом плане июль в этом году получил насыщенные тона. Причиной яркой протестной палитры стало несколько судебных процессов по делам, содержание которых в той или иной степени совпадает. Речь идет об идее протеста против правящего режима, попытке его расшатывания, а то и свержения.

Дело первое

В суде общей юрисдикции ереванской общины Шенгавит продолжается начавшийся в мае этого года резонансный судебный процесс по делу лидера гражданской инициативы «Учредительный парламент», ветерана карабахской войны Жирайра Сефиляна и еще нескольких лиц.

Сефиляну выдвинуто обвинение по трем статьям Уголовного кодекса Армении: 35-219, 35-225 и 235 (попытка организации массовых беспорядков, попытка захвата зданий и сооружений стратегического значения с применением оружия и насилия, опасного для жизни граждан и военнослужащих, а также незаконное хранение оружия). Остальным семи фигурантам, проходящим по делу (Киракосян, Топчян, Петросян, Григорян, Погосян, Мовсисян и Галоян), предъявлено обвинение в незаконном хранении оружия и боеприпасов.

Согласно обвинительному заключению предварительного следствия, Сефилян с ноября 2015 года создал и руководил вооруженной группой, целью которой был захват зданий и сооружений стратегического значения с применением оружия.

Сефилян предоставил членам оружие и боеприпасы, которые во избежание раскрытия планов члены группы периодически перевозили и хранили в различных местах, ожидая его приказа о нападении на здания стратегического значения. Согласно обвинению, осуществлению планов группировки помешала апрельская война прошлого года. Ибо, учитывая многочисленные потери, члены созданной Сефиляном вооруженной группы, отказались участвовать в планируемом вооруженном нападении.

«20 мая 2016 года правоохранительные органы обнаружили оружие и боеприпасы. И, по не зависящим от Жирайра Сефиляна обстоятельствам, захват зданий и сооружений не был доведен до завершения», – говорится в обвинительном заключении следствия.

Сефилян, считающий, что его преследуют за политические оппозиционные взгляды, своей вины не признает.

Дело второе

Между тем, указанное дело приобщено к делу о захвате со стороны вооруженной группировки «Сасна црер» («Сасунские храбрецы») полка патрульно-постовой службы (ППС) в Ереване в июле того же 2016 года, судебный процесс по которому идет параллельно.

Несмотря на то, что Сефилян был арестован 22 июня, о его связи с действиями «Сасна црер» говорит первоочередное требование этой вооруженной группировки – освободить именно Сефиляна. Кроме того, по данным правоохранительных органов, среди лиц, вместе с которыми еще в 2015 году Сефилян вербовал людей для участия в массовых беспорядках и оказании противодействия представителям власти, были некоторые члены группы «Сасна црер»: Павлик Манукян и Варужан Аветисян.

Отметим, что судебный процесс по делу вооруженной группы «Сасна црер» проходит очень нервно, напряженно, с нарушениями и даже физическим воздействием на обвиняемых со стороны полицейских в здании суда. Более 30 членам группы выдвинуты обвинения в захвате заложников, захвате зданий и сооружений, а также в незаконном приобретении, сбыте, хранении и перевозке оружия и боеприпасов.

В настоящее время обвиняемые по этому делу проводят голодовку с требованием признать их политзаключенными.

Напомним, что 17 июля прошлого года вооруженная группировка «Сасна црер» захватила территорию полка патрульно-постовой службы полиции в ереванском районе Эребуни, взяла в заложники несколько, в том числе, и высокопоставленных полицейских, выдвинув требования об освобождении лидера инициативы «Учредительный парламент», участника карабахской войны обвиняемого в незаконном хранении оружия Жирайра Сефиляна, об освобождении всех политзаключенных и отставке президента Сержа Саргсяна. Впоследствии в результате переговоров с властью при посредничестве героя Арцаха, генерала Виталия Баласаняна заложники были освобождены. Но 27 июля группировка вновь взяла заложников, на этот раз – две бригады скорой помощи. Правда, через пару дней медикам удалось бежать.

Период захвата территории полка ППС сопровождался акциями протеста в поддержку группы «Сасна црер», в которых принимали участие около трех тысяч человек.

События продлились 15 дней, за этот период погибло трое полицейских. Не выдержав изоляции, организованной правоохранительными органами, 31 июля участники вооруженного выступления вынуждены были сдаться властям.

Дело третье

В рамках третьего резонансного судебного процесса, содержание которого перекликается с первыми двумя, к уголовной ответственности привлечены 33 человека, обвиняемые в создании и участии преступной группировки и незаконном обороте оружия. Многие фигуранты дела известны широкой общественности. Речь идет о ветеранах карабахской войны – Владимире Аракеляне и Хачике Аветисяне, лидере партии «Родина и честь» Гарнике Маркаряне, бывшем замминистра обороны Ваане Ширханяне.

Лидер группировки, проживающий в Испании 35-летний гражданин Армении Артур Варданян, заявлял о своем участии в борьбе против [запрещённого в России] «Исламского государства» в целях защиты армян на территории Сирии.

В Интернете есть видеопослание возглавляемой Варданяном общественной организации «Айоц Ваан» («Армянский Щит»), в котором ее представители заявляют о начале вооруженного сопротивления в Сирии против наёмных террористов.

25 ноября 2015 года Служба национальной безопасности (СНБ) Армении сообщила о раскрытии и обезвреживании вооруженной группировки, планировавшей, согласно сообщению пресс-службы СНБ, ряд тяжких преступлений против политических деятелей Армении, граждан, отдельных ветвей государственных институтов.

По предварительной договоренности, члены группы приобрели большое количество оружия и боеприпасов (в том числе автоматы, гранатометы, гранаты и пр.), которые хранились в специально арендованном особняке в ереванском районе Норк.

Согласно оглашённому на днях обвинительному заключению прокурора Арамяна, Ваан Ширханян посоветовал Артуру Варданяну в процессе действий по смене власти воздержаться от нападения на правительственные здания. Одним из возможных вариантов Ширханян якобы назвал попытку покушения на президента Сержа Саргсяна. Члены группы обсудили возможность того, чтобы сбить самолет президента в момент нахождения его в воздухе. В дальнейшем, однако, не было предпринято никаких шагов в этом направлении.

Между тем, планы по ликвидации самолета президента Сержа Саргсяна вынашивала не только группа Артура Варданяна. Учитывая предназначение переносного ракетно-зенитного комплекса (ПЗРК) «Игла», некоторые эксперты и журналисты не исключают версию о планируемом покушении на президента со стороны бывшего министра обороны Нагорно-Карабахской Республики, куратора предвыборного блока «Оганян-Раффи-Осканян» Самвела Бабаяна и его группы, обезвреженной СНБ в марте сего года. Согласно обвинению, Самвел Бабаян подтолкнул группу лиц на незаконное приобретение, перевозку и хранение ПЗРК «Игла», а также к приобретению имущества преступным путем. Судебный процесс по этому делу, в рамках которого проходят семь человек, начнётся 31 июля.

Политики и маузеристы

Крайне тревожным сигналом для властей является то, что за последние несколько лет было выявлено и обезврежено четыре вооруженных группы, которые, по сути, преследовали цель свержения власти насильственным путем. Проявление такого подхода является результатом неэффективного управления, невозможности сменить власть законным путем, ибо эта власть постоянно воспроизводит себя с помощью фальсификаций на выборах всех уровней. Неуступчивое и неполитическое поведение правящей элиты стало причиной усиления радикальных настроений в обществе, активизации людей, которые не видят иного способа сменить власть, кроме как с помощью оружия. К актуализации такого стиля решения проблем привел сам стиль правления Сержа Саргсяна и его команды.

Вместе с тем, все эти группы радикалов не имеют никакого политического веса, и более того, их силовые подходы неприемлемы для большей части общества, которое осознает, что радикальные призывы и последующие за ними шаги ведут к ненужным потрясениям и нередко к человеческим жертвам.

Граждане Армении увидели, что смена власти насильственным путем, которая произошла в ряде постсоветских стран, несмотря на красивые определения, данные международной прессой («бархатная» революция, «оранжевая», «революция роз», «революция тюльпанов»), не привела к установлению демократии и искоренению или сокращению существующих в этих странах проблем. А в случае с Украиной – даже усугубились. Искусственная смена власти, поддерживаемая в том числе и извне, не привела к реальным изменениям в этих странах, либо же изменения носили очень ограниченный и неустойчивый характер, выгодный исключительно узкому кругу лиц.

Кроме того, большая часть общества прекрасно осознает, что попытка насильственного свержения власти может привести к обострению в зоне Нагорно-Карабахского конфликта; иными словами бунт в Армении может дестабилизировать ситуацию, которой попытается воспользоваться Азербайджан, и без того значительно активизировавший вооружённые провокации. Поэтому многие граждане выбрали пассивный путь протеста – эмиграцию.

В свою очередь, власть знает, что её политические оппоненты не идут на восстание или в целом на дестабилизацию обстановки, так как опасаются возникновения серьезных проблем на фронте. Однако, правящий режим ведет себя при этом не лучшим образом: спекулируя на карабахской проблеме, из года в год фальсифицирует выборы, выдумывает для этого различные законодательные лазейки (вплоть до изменений Конституции) и т.д. Заметим, ведёт себя не лучшим образом не только армянская власть, но и международные структуры, которые признают итоги сфальсифицированных выборов.

Чем же можно объяснить столь большую активизацию радикальных группировок на фоне в целом пассивно-негативного отношения к насильственным методам борьбы большей части граждан?

Выше уже объяснялось, что причиной усиления радикальных настроений стал стиль правления самой власти. Однако власть работает против себя и тогда, когда с помощью различных уловок и технологий, подконтрольных ей многочисленных СМИ, маргинализирует и выбрасывает на политическую обочину настоящую оппозицию, заменяя ее псевдоопозицией. Именно так произошло с партией «Армянский национальный конгресс», нишу которой занял подконтрольный власти блок «Выход». Таким образом, президент, столь виртуозно перекроивший оппозиционное поле, в результате получил радикалов, то есть вместо реально оппозиционных политиков власть получила «маузеристов», которые видят решение всех проблем в ликвидации самолета президента…

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image