«В Австралии Айвазовского не знают, но мы это исправим»

4 августа, 2017 - 12:16

Русский музей посетили иностранные потомки знаменитого мариниста

Хотя грандиозная выставка главного мариниста всех времен и народов Ивана Константиновича Айвазовского в Русском музее давно завершилась, мероприятия по случаю его 200-летия продолжаются. Тем более что именно в конце июля у художника был день рождения. К этому моменту в Россию и прибыли его потомки из далекой Австралии, посетившие родину Айвазовского - Феодосию, Москву и наконец-то добравшиеся до Петербурга. В четверг специально для них раньше времени был открыт Русский музей, где австралийскую «делегацию» встречали его сотрудники во главе с директором Владимиром Гусевым и многочисленные журналисты.

На наследников «нахлынуло»

Из почти шести тысяч произведений, созданных прожившим довольно долгую жизнь - 82 года - художником, в Русском музее хранятся всего 54. Но по качеству, как заметили сотрудники музея, эти картины не имеют себе равных. Естественно, и встреча с потомками Айвазовского началась около самой знаменитой его картины - «Девятого вала».

Среди приехавших из Австралии трое его праправнуков - Алексис Эндрю Миллер, Луиза Селеста Россетто, Аманда Мари Тереза Роджерс - и их дети. Это потомки художника по линии одной из четырех его дочерей - Александры. Живущие в Австралии и даже не говорящие по-русски, они, кажется, еще слегка ошарашены свалившимся на них вниманием. Ведь долгое время они даже не знали, что их предок такой знаменитый художник. Тем более что в Австралии Айвазовский не слишком известен, популярен он там в основном лишь среди выходцев из России.

Как рассказал Алексис Эндрю Миллер, его бабушка Варвара еще говорила по-русски и знала, что предок был художником. Но картины его увидела лишь в 1977 году, когда поехала на лечение в Европу, а потом попала в Стамбул, где купила книгу об Айвазовском. Тогда же о том, что прапрадед был не просто художником, а художником выдающимся, узнали и остальные члены семьи и тогда же впервые увидели его картины - в репродукциях. Естественно, после этого они стали заниматься историей семьи и поисками родственников. Кого-то нашли в Англии, кого-то - в Москве. У английских потомков Айвазовского, кстати, есть несколько его работ. А австралийские потомки теперь хотят выучить русский язык, потому что во время поездки в Россию, где они побывали впервые, на них, как сказал кто-то из прапра, «нахлынуло» - русские гены заговорили. А Алексис Эндрю Миллер даже сказал по-русски фразу, которую слышал от бабушки: «Господи Боже мой». Правда, что она означает, он узнал только три недели назад.

Отдали «последнее»

Что же касается склонности к живописи, то трое из австралийского семейства рисуют - но не море. Кто-то в стиле японского аниме, кто-то акварели и портреты - но на непрофессиональном уровне. Зато многие играют на музыкальных инструментах - как и Айвазовский, который был еще и скрипачом-самоучкой.

Но в целом австралийские потомки художника, конечно, только начинают открывать для себя и творчество своего знаменитого предка, и Россию в целом. Поэтому собираются в этом году посетить нашу страну еще раз. И не только нашу - осенью в Армении (а Айвазовский по национальности был армянином, его настоящее имя Ованнес Айвазян), где находятся 150 работ художника - это вторая по величине коллекция его картин в мире, - открывается большая выставка, приглашение на которую вручил австралийцам директор Русского музея Владимир Гусев. Также он поделился с гостями «последним»: «с огромным трудом найденным» каталогом работ Айвазовского на английском, оставшимся после временной выставки, на которой в Петербурге, как сказал Гусев, хоть и не ломали двери, как в Москве, потому что мы «более спокойные», но ажиотаж был, и вымпелом моряков - ведь Айвазовский какое-то время был официальным живописцем Главного морского штаба, который находился в Петербурге.

Корова в «Волне»

А еще Владимир Александрович рассказал, как «давным-давно, в ХХ веке», когда он только стал директором музея и имел возможности и силы рассматривать картины, а не как сейчас - только читать письма от Министерства культуры и отвечать на них, увидел на картине Айвазовского «Волна»… корову. Все присутствующие после таких слов быстро переметнулись от «Девятого вала» к «Волне» и действительно увидели на ней тонущую корову. Что это значит? А то, что Айвазовский был не только художником-теоретиком, а знал морское дело и на практике. В те времена, отправляясь в долгое морское путешествие, люди брали с собой в качестве провианта различную живность - холодильников-то не было. Тонул корабль - вместе с ним тонули и животные. Вот и торчит в волнах коровья морда, которую без «наводки» и не разглядишь.

Ну а потом для австралийцев провели подробную экскурсию, на которой рассказали не только о работах, но и о личности их знаменитого предка, который кроме творчества занимался и различными культурными проектами, и благотворительностью. Именно его стараниями была благоустроена Феодосия - протянут водопровод, построена железная дорога, открыта картинная галерея. Потому именно Айвазовский стал первым почетным жителем города. Потомки прониклись окончательно и пообещали приложить все усилия, чтобы провести выставку Айвазовского в Австралии.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image