Давид Баласанян

28 августа, 2017 - 13:39

Сегодня мало кто представляет себе музыкальную культуру Армении, хотя она была и остаётся великой, как и любая культура страны с многовековой историей! Вряд ли есть смысл перечислять имена армянских композиторов-классиков – они известны далеко за пределами музыкального мира.

Наверное, последним широко известным армянским композитором следует считать Авета Тертеряна. После него – информационный обрыв, культурная пропасть, мёртвая тишина, пустое пространство… Да, собственно, то же самое происходит с художниками и в других странах бывшего СССР, — в России, например. «Ау! – часто слышу я, — Где вы, современные композиторы?» А в ответ тишина, как в известной песне. Только не потому, что отвечать некому, — просто нет возможности заявить о себе! Мало пискнуть «Я здесь, вот он я» и разместить что-то в YouTube. Реалии таковы, что если сегодня не вкладываются приличные деньги в новые проекты и в их рекламу, непременно сопряжённую со скандалом в широких масштабах, и если нет информационной поддержки популярных СМИ, раздувающих, в частности, эти скандалы, то, можно считать, что нет ни этих проектов, ни людей, ими занимающимися. Вот и получается, что чего ни хватишься, ничего у нас нет – ни новой живописи, ни новой поэзии, ни новой музыки…

В советское время искусство было важной частью идеологии. Сегодня искусство – объект бизнеса. И бизнес этот, надо сказать, делается столь же своеобразно и примитивно, сколь и эффективно, принося доход, который, объективно говоря, обусловлен отнюдь не художественными достоинствами! Они могут быть, их может не быть, — не это главное, в общем!

Армения – страна маленькая и на сегодняшний день достаточно изолированная, замкнутая в себе. И армянским композиторам в наши дни гораздо тяжелее, чем их российским коллегам или коллегам из Центральной Азии. И потому мне представляется особенно важным дать хоть какое-то представление о том, что сейчас происходит в музыкальном мире Армении. Я уже немного рассказывал об Ашоте Зограбяне и теперь хочу дать краткую информацию об одном из лучших его учеников, ереванском композиторе Давиде Баласаняне, к которому отношусь с огромной симпатией и с глубоким уважением!

Давид Баласанян – композитор, пианист и импровизатор. Родился в Ереване в 1983 году. Яркий, неординарно мыслящий и разносторонне образованный человек, он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса как композитор (класс профессора Ашота Зограбяна) в 2005 году и аспирантуру в 2008 году. По окончании остался работать в консерватории ассистентом и проработал до 2013 года. В 2006 году Давид стал членом Союза композиторов и музыковедов Армении, и на сегодняшний день он – свободный художник.

Давид Баласанян – автор фортепианных, хоровых, вокальных и оркестровых работ, многие из которых которые исполнялись не только в Армении, но и широко за её пределами: в Германии, Италии, России, Грузии, Бразилии, Ливане, США, Греции… Ряд партитур был издан швейцарским музыкальным издательством “Sordino”.

Давид Баласанян получает заказы от западных музыкантов-исполнителей. К примеру, его пьеса “The Pillow Tagh”была написана для Ансамбля “Octoplus” по заказу NDR Radiophilharmonie, и её премьера состоялась в Ганновере в 2014 году.

Давид Баласанян – лауреат международных композиторских конкурсов, среди которых “Benjamin Britten Competition” (2003), “Naregatsi Young Composers Award” (2006), “6th Sichuan Composition Competition” (2010).

Вместе со своим учителем Ашотом Зограбяном Давид Баласанян представлял Армению на Первом Конгрессе европейских композиторов в Вене в 2006 году. Подчеркну, что участие Зограбяна и Баласаняна определяли не армянские чиновники, а организаторы Конгресса, которые обратились к Зограбяну и Баласаняну напрямую, минуя официальные инстанции!

Произведения Давида Баласаняна отличает чуткое, глубоко творческое, лишённое стандартных клише и банальных приёмов письма, отношение к армянскому фольклору. Армянским мелосом пронизаны все его композиции, и народные интонации без преувеличения получают новую жизнь в условиях создаваемого им звучащего пространства. Особое течение музыкального времени в его произведениях даёт возможность по-новому расслышать древние звуковые символы Армении, и в этом отношении он продолжает и развивает традиции своего учителя. Музыку Давида Баласаняна также отличает особая энергетика – даже в тихих, лирических эпизодах угадывается огромная потенциальная энергия, дающая возможность музыкальному материалу развиваться свободно и естественно. Звуковые линии в его музыке индивидуальны, выразительны и нередко изысканы, и, вне сомнений, это линии, проведённые сильной, уверенной рукой!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image