История жизни и открытий Николая Мелик-Карамова

12 сентября, 2017 - 19:47

К 25-летию города в Покачи (Ханты-Мансийский автономный округ) появился сквер – подарок горожанам от нефтяников. На территории площадью в 22 тысячи квадратных метров разместились скульптурные композиции и пешеходные зоны. Здесь же установили бюст первооткрывателю покачевской нефти Николаю Борисовичу Мелик-Карамову, пишет ugra-news.ru.

Имя Мелик-Карамова хорошо известно старшему поколению нефтяников, и вряд ли – молодым горожанам. Между тем в Сургуте есть улица его имени, а в 1975 году на нефтяной карте страны появилось месторождение Карамовское.

Николай Мелик-Карамов, получивший азы нефтяного ремесла в Грозном, участвовал в открытии целого созвездия месторождений Западной Сибири – Мамонтовского, Средне-Балыкского, Южно-Балыкского, Варьеганского, Лянторского, Покачевского, Ай-Пимского, Вынгапуровского, Федоровского, Южно-Сургутского и др.

Николай Мелик-Карамов приехал на Север вслед за отцом, успев поработать на грозненских промыслах. Как рассказывает историк Александр Петрушин, «в 1915 году, спасаясь от турецкого геноцида, армянская семья Мелкарамяна бежала в Баку, где изменила фамилию на Мелик-Карамова».

…Вероятно, семья Карамовых работала на бакинских промыслах, а затем перебралась в Чечню, где тоже шла нефтедобыча. Там в 1930 году у Баграта Карамова родился сын Николай, который с 14 лет стал работать на промыслах Грозного.

«Борис Грозный» в Сибири

А потом Карамов-старший подался на «севера», собрав бригаду буровиков. Баграт Карамов, ставший в Сибири Борисом, пробурил первую в Западной Сибири геологоразведочную скважину Р-1. Шел 1949 год. Бурили по нынешним меркам, можно сказать, в центре Тюмени, на улице Мельникайте. Но тогда это была окраина города, в этих местах тюменцы собирали лесную землянику. Баграта в бригаде в шутку называли «Борис Грозный»: характер был крутой.

Бурение той первой опорной скважины начали 15 февраля 1949 года и закончили 5 июня 1950 года. При достижении проектной глубины 2000 метров скважина глубиной две тысячи метров нефти не дала. Из недр шла минеральная вода. Но именно с этой скважины и начались планомерные геологоразведочные работы по поиску нефти и газа в Западной Сибири.

Помбуром у Карамова-старшего работал Семен Урусов, молодой парень из местных, только что закончивший курсы бурильщиков. Карамов щедро передавал молодому бурильщику весь свой опыт.

– Я работал сначала помбуром, потом бурильщиком два года. Когда Борис Никитич уходил на пенсию, он рекомендовал меня – «вот кто может меня заменить». С 1953-го стал работать буровым мастером, – рассказывал о первых шагах в профессии Семен Урусов.

Через несколько лет Урусов будет разбуривать ту самую скважину-первооткрывательницу №6 на берегу Конды, которая дала первый нефтяной фонтан в Западной Сибири. Случилось это 21 июня 1960 года.

По стопам отца

После окончания курсов буровых мастеров Николай Мелик-Карамов работал в Тобольской, Нарыкарской, Сургутской и Усть-Балыкской нефтегазоразведочных экспедициях. Бригаду Николая Борисовича называли школой передового опыта, сюда приезжали из других регионов посмотреть, как сибиряки ставят рекорд за рекордом.

За выдающиеся достижения в труде в 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он также награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Жена Нина Ивановна и дочери Люба, Таня, Наташа главу семьи видели до обидного мало.

Бригада Мелик-Карамова бурила по всем «северам». Больше всего – на Усть-Балыке.

Никаких межэтнических проблем в бригаде не было. Кто ты, откуда, из какой семьи – не важно. Главное – каков ты в деле. Взять того же Николая Мелик-Карамова: сын армянина из Азербайджана, проживший полжизни в Чечне, а другую в Югре…

«Когда в одну из поездок по Западной Сибири я побывал в Усть-Балыке, меня познакомили с замечательным мастером Мелик-Карамовым. Eго очень любили рабочие. Порой резкий и вспыльчивый, он отличался тем не менее чуткостью, человечностью, обостренным чувством справедливости. Помню, проговорили мы тогда с Николаем Борисовичем долго, обстоятельно и о работе, и о жизни, и о разных трудностях», – вспоминал спустя годы глава Госплана СССР, бывший сталинский нарком нефтяной промышленности Николай Байбаков.

Николай Борисович Мелик-Карамов очень рано ушел из жизни, в 45 лет: сказались физические перегрузки, без которых освоение северных просторов представить невозможно.

В год его смерти, в 1975-м, сургутяне отмечали десятилетие преобразования рабочего поселка Сургут в город окружного подчинения. И горожане приняли решение: переименовать улицу Центральную, где когда-то жил Николай Борисович с семьей, в улицу Мелика-Карамова. Как гласит постановление исполкома городского Совета депутатов Сургута - «За большой вклад, внесенный в освоение нефтяных богатств Сургута». В тот же году в Пуровском районе появится Карамовское месторождение.

Ольга МАСЛОВА

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image