Армения: возможно, самая старая и самая молодая пивная страна в мире

18 сентября, 2017 - 13:57

Журнал Смитсоновского института опубликовал небольшой экскурс в историю армянского пивоварения.

В 1984 году Чарли Папазян выпустил книгу The Complete Joy of Homebrewing (издана в России под названием «Большая книга пивовара»), знаковый труд, выдержавший уже четыре издания, который впервые просто и понятно объяснил американцам, как варить пиво у себя дома.

Папазян вскоре возглавил целое поколение домашних пивоваров, и его фраза «Расслабьтесь, не волнуйтесь, выпейте домашнего пива» ознаменовала новый этап, когда пиво в Америке стало не просто напитком, а образом жизни. На момент выпуска книги в стране было около 100 пивоварен, а сегодня – более 5000, по данным Brewers Association, организации, в создании которой участвовал Папазян.

Но ячменному напитку пришлось пройти долгий путь, прежде чем он стал любовью татуированных, одетых в клетчатое жителей современных городов.

Старейшее прото-пиво варили не в Европе, откуда родом наши предки, колонизировавшие Америку, а на территории Плодородного полумесяца, и одно из первых известных письменных упоминаний о пиве было найдено в дневнике греческого наемника Ксенофона, путешествовавшего в IV веке до нашей эры по территории, которая, по совпадению, является родиной предков Папазяна, – Армении.

Хотя не этническая принадлежность была причиной любви Папазяна к пиву, нужно признать, что это счастливое совпадение. И более того, то движение, которое он создал в Америке, в конце концов замкнуло полный круг. Армения, возможно, одна из самых старых и одна из самых молодых наций в истории пивоварения.

Конечно, многое изменилось с тех пор, когда Ксенофон в горах Армении пробовал странный ячменный напиток. Но, к сожалению для пива, на первое место в регионе выходит хорошо документированная история вина. То малое, что мы знаем о пивоваренных традициях Армении, охватывает в основном последние два века, и как и в большинстве бывших советских республик, эта история определяется взлетом и падением социалистического режима.

В конце XIX века появляются первые упоминаня о пивоваренных производствах в Армении – тогда пивоварение в Российской империи было прибыльным делом. Фабрики отрылись в Александрополе (cегодня Гюмри) и Карсе — районах, которые исторически унаследовали европейские пивоваренные техники от средневековых монахов. К тому же там был хороший доступ к местному сырью – в частности, ячменю. Карс больше не входит в современную Армению, а пивзавод в Гюмри до сих пор работает — хотя и в новом здании. Но завод 1898 года сохранился, и интересующиеся историей пива могут сходить туда на экскурсию.

В Ереване самой известной была фабрика «Занга», расположенная в живописном ущелье у реки Раздан (другое ее название — Занга). Основанная в 1892 году Арутюном Аведянцем, сыном успешного фабриканта, «Занга» варила лишь один стиль пива – традиционный немецкий бок. Некоторое время дела шли хорошо, и марка добилась успеха и в Российской империи, и в Европе (и даже завоевала несколько наград в Неаполе и Милане).

В 1917 году к власти пришли коммунисты, и все крупные фабрики были национализированы. Когда Армения стала Армянской Советской Социалистической Республикой, Аведянц, как и многие другие успешные предприниматели, лишился своего бизнеса. Без опыта и знаний, необходимых для производства пива, бизнес начал чахнуть. 1 марта 1924 года по причуде судьбы Аведянц был нанят на работу на ту самую фабрику, которую он открыл 30 лет назад. После его смерти в 1926 году, фабрика закрылась, и вплоть до конца Великой Отечественной пива в Армении не выпускали.

Эти годы были тяжелыми для советского пива. Алкоголизм был серьезной проблемой, которая влияла на продуктивность рабочих, так что государство начало активно сокращать потребление алкоголя. Когда пивоварение вернулось в Армению в 1950 годах, появились некоторые новшества. В индустрии стало доминировать пиво в стиле немецкого пилза. В сочетании с антиалкогольной пропагандой получился крайне гомогенный рынок, на котором любое пиво из-за пределов Железного занавеса было доступно только из-под полы.

В питейных заведениях Советской Армении собирались подпольные любители пива. Хорошие напитки можно было найти – по хорошей цене, — если у тебя были нужные знакомства.

— В старом Ереване любителей пива было немало… Мы говорили обо всем, но было чувство, что за нами следит невидимое око. Любитель пива в независимой стране не таков. Он наслаждается пивом по-другому, свободно… Не боясь, не сдерживаясь, — с ностальгией вспоминает эти дни писатель Гурген Ханджян.

Так что если в 80-х успокоительная мантра Чарли Папазяна («Расслабьтесь, не волнуйтесь, выпейте домашнего пива») помогла американцам открыть сердца и умы для бесконечных возможностей, которые дает растущее крафтовое движение, то советские граждане на плохо освещенным улицах рисковали своей свободой за лагер из Чехословакии.

Естественным образом после развала Советского Союза и установления независимости Армении рынок был либерализован, и это сотворило чудо с местной алкогольной индустрией. По данным за 2015 год, в 2014-м потребление составило 24,5 млн литров пива – на 32% больше, чем в 2010 году. Но, хотя эти цифры звучат могообещающе, 80% выпиваемого в Армении пива производится горсткой массовых пивоварен, которые предлагают доступный по цене, но мало отличающийся от советского пива продукт.

К счастью, 2012 год ознаменовал начало культурного сдвига, когда в городе открылись несколько новых пивных мест.

— Раньше существовал стереотип что пивоварни – это места для мужчин, — говорит Армен Газарян, основатель одного из первых брюпабов в Армении, Beer Academy. – Поэтому с самого начала мы стремились быть семейным местом.

Заведение Газаряна выросло из сомнительной новинки в успешный бизнес с лояльными посетителями всех возрастов.

Но крафтовое пиво как культурное движение в Армении «взлетело» только весной 2016 года, когда двумя братьями – Ареном и Ованесом Дургарянами был открыт Dargett. Этот брюпаб бесчисленное множество раз становился первым – первый IPA, сваренный в Армении, первый сидр из армянских яблок, первое армянское фруктовое пиво (отличный эль с главным продуктом садов Армении – абрикосами). Все, к чему они прикасаются, становится первым.

Разнообразие, к которому стремятся основатели Dargett, впечатляет даже ветеранов пивоварения – в любой момент на кранах около двух десятков стилей, и все они были сварены здесь же, на нижнем этаже ресторана, где посетители любуются установленными за стеклянными панелями стальными танками, привезенными из Италии.

— Я уверен, что крупные пивоварни Армении считают нас наивными безумцами, — говорит Арен Дургарян. – Ведь к чему варить разнообразное пиво, если они продают миллионы литров всего лишь одного стиля?

Но, несмотря на скептицизм Dargett и Beer Academy стали очень успешными бизнесами с планами на развитие, даже несмотря на то, что они продают, вероятно, самое доступное в мире крафтовое пиво – меньше чем по 2 доллара за бокал.

— Нам нужно вступать в контакт с молодой аудиторией, которая, возможно, не сможет позволить себе наш продукт, если он будет слишком дророгим,— объясняют Дургаряны. – Мы хотим, чтобы они попробовали наше пиво, ведь молодежь – двигатель любой культурной революции.

Цена пива удивляет еще больше, ведь открытие пивоварни в стране вроде Армении – это очень дорогая и рискованная затея. В отличие от американских пивоварен, которым доступны развитые сети поставки сырья и отгрузки продукции, Дургаряны заказывают сырье из-за рубежа примерно за год до варки. Местные розничные сети они не сбрасывают со счетов, но пока с ними работать нереально.

Но что такое армянское пиво, если оно сварено из импортных ингредиентов? И каким был на вкус тот загадочный ячменный напиток, который пробовал Ксенофон? Можно только надеяться, что рост интереса потребителей когда-либо поможет ответить на эти вопросы.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image