Пустые стулья на дне нерождения (Устроенные в Турции “чистки” подрывают её юстицию)

22 сентября, 2017 - 14:23

Если судья Челан Калканоглу (имя по ряду причин – вымышленное) в обозримом будущем и вернется в Турцию, то его наверняка ждут наручники. “Как только я приземлюсь в стамбульском аэропорту – меня арестуют”,- говорит он. Шестнадцатого июля прошлого года, на следующий день после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятого группой военных против Реджепа Тайипа Эрдогана, имя Калканоглу появилось в длинном списке должностных лиц, подлежащих увольнению и задержанию. Судья покинул страну. Тогда власти взялись за его родных и близких. По его словам, некоторых его родственников уволили из государственных ведомств, где они работали, и запретили выезжать из Турции.

В принципе, нет ничего необычного в том, что преследованиям начинает подвергаться служитель Фемиды, сам “по долгу службы” выносивший приговоры другим. Другое дело, что в сегодняшней Турции это приняло какой-то особый размах. Что, видимо, и побудило британский еженедельник Economist посвятить данному явлению статью под заголовком “Стремясь к могуществу, президент Эрдоган хочет подмять под себя и судей”. И то сказать: по президентскому указу с прошлого лета своих должностей лишились уже более 4000 судей и прокуроров – четверть всего их количества в стране. Их заподозрили в “связях с “гюленистами” – тайным исламским движением, обвиняемым в руководстве попыткой переворота".

Надо полагать, имеется в виду общественное движение “Хизмет” (“Служение”) – одна из крупнейших в исламском мире религиозных организаций. Ее создателем и бессменным лидером которого является ныне 76-летний Фетхуллах Гюлен, турецкий писатель, общественный деятель, бывший имам и проповедник. Но движение это, вообще-то, вовсе не тайное, и оно делает упор на общественные работы в сочетании с консервативными религиозными ценностями, в целом считаясь сторонником умеренной формы ислама. Считается, что  "Хизмет" насчитывает миллионы последователей и спонсирует около тысячи учебных центров, которые помогают студентам средних школ в 150 странах подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в университеты.

Вместе с тем, власти некоторых государств воспринимают двожение как угрозу – из-за сети, создаваемой движением среди богатых бизнесменов и студентов в учебных центрах. Так, в странах Средней Азии, где школы Гюлена приветствовали после распада Советского Союза в 1991 году, центры вскоре у организации отобрали, поскольку местные власти заподозрили их в призывах к исламскому активизму. Но нигде движение не критикуют так, как в Турции: правительство Эрдогана постоянно обвиняет сподвижников Гюлена в том, что они пытаются использовать своё положение в турецких органах власти, чтобы подорвать доверие к правительству и захватить власть. Турецкие лидеры утверждают, что за попыткой военного переворота 15 июля стоит некое "теневое государство". Под этим кодом скрывается движение “Хизмет”.

По иронии судьбы, Фетхуллах Гюлен когда-то был союзником Эрдогана и помог в свое время консервативной Партии справедливости и развития (ПСР) турецкого президента прийти к власти. Однако вскоре союзники разошлись из-за вопросов раздела власти и авторитарного стиля руководства Эрдогана. И Гюлен отправился в добровольное изгнание в США, где, в штате Пенсильвания, уединенно и проживает с 1999 года.

А за судейский корпус Эрдоган действительно взялся рьяно, с подчеркнутой жесткостью. Многие попали за решетку, включая двоих членов Конституционного суда. Воцарившаяся атмосфера характеризуется не иначе, как “паранойя”. По оценке упомянутого Калканоглу, отрицающего свою принадлежность к движению Гюлена в любом виде, правительство использует попытку госпереворота как предлог для того, чтобы продолжить чистки судебной системы, начавшиеся в конце 2013 года после коррупционного скандала, в котором оказались, замешаны члены кабинета министров. Источник коррупции Эрдоган видит в “заговоре гюленистов”. “Я внесен в “черный список” с 2014 года”,- отмечает опальный судья. 

Про бациллу – ни слова

В мае Реджеп текущего года Эрдоган отправился с визитами в Вашингтон для встречи с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом. И, пока, по выражению британского издания, “турецкие спецслужбы разгоняли армянских и курдских протестующих демонстрантов по всему городу”, сам турецкий президент настоятельно просил своего американского коллегу об экстрадиции Гюлена. Предметом обсуждения стала и ситуация вокруг Сирии, при этом Эрдоган не скрыл своего недовольства по поводу шагов Вашингтона по вооружению отрядов курдской самообороны, воюющих против ИГИЛ. В итоге ни по одному из вопросов договоренностей стороны тогда так и не достигли. Тем же результатом увенчалась и сентябрьская встреча в Нью-Йорке, где оба президента приняли участие в 72-й Генассамблее ООН. Хотя Трамп весьма похвалил усилия Турции в борьбе с терроризмом. Более того – назвал Турцию “другом” и заявил, что США и Турция “близки, как никогда”. “Но он ничего не сказал ни о растущем авторитаризме Эрдогана, ни о жестком “закручивании гаек”, которое подрывает верховенство закона в его стране”,- констатирует Economist.  

Турецким судьям и прокурорам приходится сейчас постоянно оглядываться в ожидании новых ударов – так характеризует текущий момент руководитель Союза турецких адвокатских ассоциаций Метин Фейизоглу. “Правосудие? Это теперь стало вопросом личной смелости судей”,- подчеркивает он. Те, кто не поддаётся нажиму Эрдогана, рискуют дорого поплатиться за это. К примеру, когда недавно один суд решил освободить от предварительного заключения 21 журналиста, обвиняемых в симпатиях к движению Гюлена, трое из судей этого суда были временно отстранены от своих должностей. А решение суда в течение 24 часов было отменено.

Такие дела творятся нынче у нашего южного соседа. И предпосылок для перемен к лучшему пока, судя по всему, не предвидится. Согласно новой Конституции, одобренной в апреле нынешнего года крайне незначительным большинством голосов (не обошлось без обвинений в фальсификациях), члены ведущих судейских групп не будут больше избираться своими коллегами, а их станут назначать Эрдоган и парламент, контролируемый президентской партией ПСР. Потому что, по оценке властей, прежняя система давала слишком много возможностей гюленистам. Теперь же судебная система – под контролем Эрдогана: из 900 новоназначенных судей 800 состоят в ПСР либо зависят от нее. Так что на независимости судебной власти в Турции можно поставить крест.

“До тех пор, пока выборы на руководящие должности не вытекают из объективных правил, деполитизация судебных органов будет невозможна”,- говорит Хасим Кылыч, старший судья Конституционного суда Турции до 2015 года.

Между тем, случаи, относящиеся к крутым репрессивным мерам, в ходе которых арестовано уже около 50 тысяч человек, и более 110 тыс. уволено, нарастают лавинообразно. Конституционный суд получил 75 тысяч сатисфакционных заявлений, однако не принимает к рассмотрению никаких дел, относящихся к введению чрезвычайного положения. Сейчас там, видимо, руководствуются иными приоритетами. Например, в апреле один из турецких судов постановил заблокировать доступ к веб-ресурсу “Википедия”, так как некоторые из размещенных там материалов содержали предположения о поддержке турецким правительством джихадистов в Сирии. Несколько ранее генеральный прокурор страны резко обвинил некоторых американских должностных лиц, включая одного сенатора и бывшего директора ЦРУ, в причастности к попытке госпереворота. Быть может, нынешнее потепление – во всяком случае, внешнее – отношений между Эрдоганом и Трампом надоумит турецких судей “тормознуть” это новое расследование?

  Ашот Гарегинян

P.S. Кстати, о приоритетах. Буквально на днях пользователей Интернета изрядно позабавила клоунада, солировал в которой советник турецкого президента Кадыр Мисироглу. В прямом эфире турецкого телеканала Beyaz он на голубом глазу заявил, что великий Уильям Шекспир на самом деле являлся… мусульманином по имени Шейх Пир. Англичане же потом, как и весь лживый мир, цинично присвоили себе “великого османского поэта Шейха Пира”, придумав ему имя "Шекспир" ( www.youtube.com/watch?v=HlaKAxqciho)  Как говорится – Жириновский отдыхает.

Что тут скажешь? Если разрекламированное г-ном Эрдоганом радикальное обновление страны и её “очищение от чуждых элементов” станет и далее сопровождаться подобными экстравагантными выходками, то тут уже не судебное вмешательство понадобится, а медицинское…

Комментарии

Недаром же мною несколько лет тому назад Шекспир был назван Шеки Испиром, а Сервантес, Ширваном Даси. Так что ждите новоявленного Колумбуса и неандертальца, как я и обещал

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image