Как в Армении отвлекают внимание на негодный объект

23 сентября, 2017 - 16:19

Кому – «Матильда», кому – декоммунизация и выход из ЕАЭС

Спровоцированная с подачи Натальи Поклонской истерия вокруг не вышедшего ещё в широкий прокат фильма «Матильда» (а судя по всему, на очереди – беготня «православных активистов» с краской вокруг памятника Николаю Бауману и ряд подобных конструктивных акций) – лишь частный пример весьма опасного общественного симптома. Конечно, сами по себе обсуждения исторической проблематики полезны и необходимы, прежде всего, в плане поиска эффективных моделей общественного развития с опорой на прочную национальную и общегражданскую идентичность. Обращаясь к прошлому, мы всегда стремимся получить уроки для будущего: например, как минимизировать взаимное отчуждение, вплоть до культурной несовместимости, власти и основной части общества, нарастание которого неоднократно ставило российскую государственность как таковую на грань уничтожения? Либо – как взрастить подлинно национальную элиту, для которой интересы собственной страны были бы превыше интересов зарубежных «партнёров» или глобального бизнеса? И таких вопросов немало.

В то же время, дискуссии на некоторых площадках чётко свидетельствуют о непрекращающихся, вольных либо невольных, попытках дальнейшей раскачки и фрагментации массового сознания, увода его от тем, действительно достойных обсуждения. К примеру, резко негативное отношение значительной части российских граждан (вовсе не обязательно придерживающихся коммунистических убеждений) к навязчиво вбрасываемому мему «декоммунизации» более чем очевидно. И если продолжать его проталкивать, искусно подогревая градус противоречий радикальных групп граждан с разных сторон, то последствия могут оказаться более чем серьёзными.

Негативным общественно-политическим трендам способствует и серьёзно просевший образовательный уровень, и нежелание услышать оппонента, и разлитая в воздухе тревога за будущее, и многое другое... Представители активной и неравнодушной части общества, причём даже те, кто придерживается, казалось бы, сходных убеждений, отталкиваясь от вовсе не стоящего того повода, начинают воспринимать друг друга как непримиримых противников. И это, конечно, не может не тревожить: ведь в российской истории, в том числе и романовского периода (как и в истории любой другой страны) куда как много сюжетов куда более драматичных, нежели тот, что представлен в фильме Алексея Учителя. Некоторые из них начинают дискутироваться с привлечением исторических источников: в этой связи мне хотелось бы выделить работы д.и.н. Александра Пыжикова и некоторых других авторов. Будем надеяться, что, к примеру, сложная и во многом трагическая тема русского раскола, имевшего долгосрочные последствия для русской истории последних веков (в том числе для революционных событий столетней давности), не станет уделом радикальных «активистов».

Попытки ревизии исторической памяти, начиная от переименования улиц и заканчивая сносом «неугодных» памятников, как показывает давний опыт Украины и недавний – США, могут зайти достаточно далеко. Снос памятников деятелям конфедератов-«южан» периода гражданской войны в США 1861-1865 гг. уже привёл к массовым беспорядкам и многочисленным актам вандализма. Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо призвал переименовать улицы, названные в честь участников Гражданской войны на стороне Юга, а ранее в Нью-Йорке была демонтирована мемориальная доска в честь генерала Ли… Как показывает опыт многих стран, подобная борьба с частью собственной истории, да и национальной идентичности, может завести весьма далеко.

Возвращаясь к постсоветским реалиям, следует подчеркнуть, что за псевдоисторическими дискуссиями (которые на самом деле – сугубо о современности) и лихим наклеиванием ярлыков видится стремление увести общество от обсуждения действительно актуальных и важных проблем. Не обошли эти опасные процессы и Армению, о которой, в основном, пойдёт далее речь: в минувшем августе, явно по украинским наработкам, депутаты Национального собрания из формально вневластного блока «Елк» («Выход») предложили «декоммунизировать» некоторые улиц и другие объекты в Ереване. Впрочем, как, собственно, и было понятно заранее, это оказалось лишь разминкой. 8 сентября стало известно о подготовленном «елковцами» проекте заявления о выходе Республики Армения из Евразийского Экономического Союза, который они собираются вынести на рассмотрение  армянского парламента.

В тексте заявления утверждается, что в результате присоединения Армении к ЕАЭС был зафиксирован существенный регресс в ряде социально-экономических сфер, а также не была укреплена безопасность Армении. Приводятся цифры сокращения ВВП Армении в долларовом выражении на 8%, роста безработицы – на 13%, падения инвестиционной активности и т.д. Составители бумаги, получившей распространение в Национальном Собрании, утверждают, что около 900 наименований продуктов первой необходимости неминуемо подорожает именно по результатам членства в ЕАЭС, которое, к тому же якобы ограничивает развитие торгово-экономических отношений Армении с Ираном и Грузией. «Оппозиционеры» также полагают, что не выполняются даже требования свободного передвижения товаров, рабочей силы, финансовых средств и услуг, закреплённых в договоре о присоединении Армении к ЕАЭС.

Переходя к карабахскому вопросу, в блоке «Елк» утверждают, что государства-члены ЕАС не способствуют мирному урегулированию карабахского конфликта, выступая в защиту агрессивной политики официального Баку. Резкий рост нарушений режима перемирия они склонны связывать исключительно с деятельностью России, выводя за скобки институт Минской группы ОБСЕ и особенно политику США, реализующих собственные цели по формированию в бывшем советском Закавказье однородного прозападного геополитического пространства. И вряд ли случайно посол США в Ереване господин Миллз заявил, что Вашингтон хотел бы быть уверенным в суверенности принимаемых официальным Ереваном решений. «Суверенность» эту, понимаемую сугубо по-американски, и пытаются обеспечить при посредстве целого комплекса военно-политических и информационно-пропагандистских спецопераций.

Напомним, блок «Елк» был сформирован перед парламентскими выборами в Армении путём объединения трёх немногочисленных партий: «Гражданский договор» Никола Пашиняна, «Республика» Арама З. Саркисяна и «Светлая Армения» Эдмона Маркуяна. Все три деятеля известны своими связями с дипломатическими представительствами ряда западных стран в Ереване, а их структуры – сконцентрированностью в Ереване и ставкой на активную молодёжь. Из идейного, если так можно выразиться, багажа, можно выделить понимание «западных ценностей» исключительно как вопроса геополитической ориентации на Америку, НАТО и Запад в целом. Ориентации, заметим, полностью оторванной от реалий, в которых существует Армения. Как напомнил зампред РПА Армен Ашотян, в документе пересмотренной политики «Восточного партнерства» дословно написано, что оно не является путем и гарантией членства в Евросоюзе (объединения, добавим от себя, явно переживающего не лучшие времена, вводящего санкции против собственных членов и т.д).

Интересно, что «антиевразийская» риторика в ходе предвыборной агитации блока хотя и звучала, однако доминирующей не являлась – вероятно, потому, что не была бы воспринята основной массой армянских избирателей. Сторонники Никола Пашиняна говорили о том, что членство Армении в ЕАЭС было ошибкой, но так как выход из него был бы сопряжён с немалыми потерями, то и говорить об этом нецелесообразно и не нужно. Грамотно используя политтехнологические приёмы, «елковцы» прошли в Национальное Собрание и получили около 21% голосов на выборах в совет старейшин Еревана (почти в три раза больше чем по стране в целом, однако во внутриполитической жизни Армении Ереван занимает ключевое место). Многие активисты «Елк» пришли в политику из протестных акций, таких, как «сквер Маштоца» или летний «ЭлектроЕреван» 2015 года, где они получили «боевое крещение», а затем были продвинуты уровнем выше чьей-то заботливой рукой.

В середине июня офис партии «Светлая Армения» для встречи с лидерами блока посетил посол США в Ереване Ричард Миллз в сопровождении ряда сотрудников посольства. Главной темой встречи стали внутриполитические вопросы, а некоторые аналитики выделили  заявление посла о «готовности правительства США и посольства оказать содействие деятельности блока по мере своих возможностей». Возможности эти, конечно, немалые, и последующую активизацию Пашиняна и компании можно рассматривать как результат «судьбоносной» встречи. Заметим, технология вовсе не новая: в свое время много говорилось о связях небольшой партии «Свободные демократы» с тогдашним послом США в Ереване Мари Йованович, известной своими передовыми взглядами и получившей в стране пребывания ласковое прозвище «Машенька». Теперь она, как известно, усердно трудится в Киеве, внедряя передовые стандарты демократии, а её преемник в Ереване, особо не маскируясь,  осваивает наработанный опыт. По результатам беседы с Миллзом было объявлено о создании некоей либеральной политической школы, призванной ковать «молодые кадры армянской демократии». Заметим, проект и идея не новы: на парламентских выборах 2012 года в партийный список правящей РПА были включены политики, прошедшие через «Единую либеральную национальную партию» и составившие впоследствии так называемое «молодежное» крыло республиканцев. Можно представить, какой бы поднялся шум о «вмешательстве во внутренние дела», если хотя бы о слабой тени подобных намерений заявило бы, к примеру, посольство России в Армении.

Ранее в ряде публикаций были перечислены сотрудники посольства США, с позиции сотрудников спецслужб занимавшиеся активной вербовкой граждан страны пребывания и должностных лиц, в том числе в силовых структурах. Это второй секретарь посольства Джеффри Кристофер Плант, супруги Олена и Брайан Рорафф, сотрудник отдела по вопросам военного сотрудничества Аарон Даниель Куммингс, бывший сотрудник «Европейского Центра Маршала по безопасности» Эрик Роберт Ларсен, отвечающий за взаимодействие с правоохранительными органами по линии борьбы с международной преступностью и контрабандой наркотических средств Эдвард Винсент О’Брайен и другие.

Впрочем, это вряд ли полностью объясняет достаточно серьёзное финансирование упомянутых организаций, а также, например, тот факт, что за «Елк», по сведениям его менее удачливых конкурентов, голосовали некоторые воинские части. Информационная поддержка блоку оказывалась многими средствами массовой пропаганды, «независимость» которых, мягко говоря, не очевидна. Напомним, в период кампании по выборам в армянский парламент некоторые политики ставили под сомнение оппозиционный характер блока «Елк», заявляя, что за ним стоит зять президента Сержа Саргсяна, посол Армении в Ватикане Микаэл Минасян. Конечно, Минасян, деятельность которого часто связывают с работой многих армянских СМИ, и Никол Пашинян данные заявления опровергли. Однако политтехнологический приём, при котором  власти той или  иной постсоветской страны надеются использовать в качестве «спарринг-партнёров» откровенно антироссийские структуры (в том числе и для того, чтобы продемонстрировать собственную безальтернативность в диалоге с Москвой), далеко не нов. Вспомним хотя бы бесславно закончившееся президентство Виктора Януковича на Украине, поддержку националистов Олега Тягнибока и всё то, к чему это в конечном итоге привело.

24 ноября 2017 года планируется подписание «Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», вокруг которого, несмотря на отсутствие текста документа в широком общественном обсуждении, поднимается определённая шумиха. Скорее всего, если он не будет противоречить обязательствам Армении в рамках ЕАЭС, то и возражений Москвы против его подписания не будет. В этой связи в армянской прессе высказывается предположение, что авторы бумаги заранее знали, что никаких шансов она не имеет, а потому – преследовали цель привлечения дополнительного внимания к своим не очень заметным персонам. А заодно – по возможности выбить у западных спонсоров очередные денежные средства.

Ради этого идут в ход различные отвлекающие манёвры, призванные переложить ответственность за неоднозначную, мягко говоря, социально-экономическую политику армянских властей последних лет на членство в республики в ЕАЭС, в целом отвечающее интересам экономического развития страны и национальной безопасности. К примеру, резко «вспомнив» о растущем внешнем долге страны (на эту тревожную тенденцию уже не первый год указывают неангажированные армянские эксперты), так называемые «оппозиционеры» не упоминают о том, что процесс евразийской интеграции имеет постепенный характер, и многие его механизмы заработали только в 2017 году.

Не говорят они и о том, что ВВП Армении в 2017 году, по сравнению с первым кварталом года прошлого, возрос на 6,5%, и о росте экспорта армянских товаров в течение января – мая 2017 года более чем на четверть по равнению с аналогичным периодом предыдущего года. Умалчивают обличители «колониальной политики Кремля» (один из демагогических оборотов «независимой» армянской прессы) и о росте объёма денежных переводов в Армению более чем на 18%, о кредитных вложениях по линии ЕАБР, и о доле от таможенных сборов в рамках Союза. Что касается сотрудничества с Ираном, то создание в приграничной зоне вокруг Мегри свободной экономической зоны непосредственно связано с членством Армении в ЕАЭС и активно обсуждается именно в рамках этой организации.

Представители правящей Республиканской партии Армении уже дали понять, что никаких последствий данная безграмотная «инициатива» иметь не будет. «Если есть политические силы, которые призывают к выходу из ЕАЭС, то было бы лучше не говорить об этом в эмоциональной плоскости, а предложить конкретную альтернативу и факты. Когда мы приняли решение вступить в ЕАЭС, мы произвели четкие расчеты – что от этого выиграют наш сельчанин, инвестор, туризм, экономика», – заявил вице-спикер НС, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов. Он напомнил, что Армения присоединилась к 170-миллионному рынку, и «проблемы, конечно же, есть, а в каком союзе их нет, но разговоры о выходе Армении из ЕАЭС не исходят из интересов нашей страны». По словам Шармазанова, присоединение Армении к ЕАЭС – не только политическое, но и экономическое решение, позитивные последствия которого налицо: на 23% увеличился экспорт, значительная доля которого приходится на страны ЕАЭС, до 30% увеличилось число туристов, в том числе в Нагорном Карабахе. Политик призвал не делать политические заявления без серьезных обоснований.

Впрочем, появление инициатив, подобных той, что произвёл «Елк», является достаточно тревожным симптомом, свидетельствующим не только о нарастании в определённой части армянского общества антироссийских настроений, но и о серьёзных попытках манипулирования массовым сознанием. К примеру, связь ЕАЭС с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, которым занимается «тройка» сопредседателей из Минской группы ОБСЕ, выглядит, по меньшей мере, странной, равно как и увязка экономических проблем страны с членством в ЕАЭС.

Несколько лет назад, в отличие от Киева, в Ереване число протестующих против присоединения Армении к Таможенному, а затем и Евразийскому Союзу, не превышало полусотни человек в течение нескольких дней.  Становление союза проходит в чрезвычайно сложных условиях, не в последнюю очередь обусловленных маниакальными поисками «партнёров» в любой объединительной попытке постсоветских стран «имперских происков Кремля, пытающегося восстановить Советский Союз». К сожалению, число тех, кто разделяет этот не имеющий отношения к реалиям абсурд, искренне, либо же за материальное вознаграждение, постепенно растёт, в том числе и в Армении.

Атаки на российско-армянские отношения и на участие Армении в евразийском интеграционном проекте (в том числе путём искусной манипуляции традиционно болезненными для армянского общества сюжетами) не закончатся. Как, впрочем, и попытки манипуляций массовым сознанием россиян путём переключения их на негодные объекты.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image