ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ПЕРВОПРОХОДЦУ

26 сентября, 2017 - 13:41

Видному государственному деятелю Египта, неоднократному премьер-министру этого государства Нубару-паше (Нубар Нубарян, 1825-1899) посвящается памятная монета, которую собирается выпустить Министерство финансов АРЕ. Поводом для этого станет 140-летие существования должности главы кабинета министров, которое широко будет отмечаться в Египте в 2018 году. И первым руководителем египетского правительства как такового в новейшей истории стал именно наш соотечественник.

По сообщению ведущей египетской политико-экономической газеты “Аль-Алям аль-Йоум” (“Мир сегодня”), изображение политика будет помещено на оборотной стороне монеты достоинством 10 египетских фунтов. Монета диаметром 35 мм будет выпущена из сплава серебра и меди. Первая отчеканенная партия поступит в Центральный банк АРЕ в конце января 2018 года.

“Самый интересный и интеллектуальный”

Потомок и полный тезка военачальника Нубара Нубаряна – вподвижника Давид-Бека и Мхитара Спарапета, одной из ярчайших фигур сопротивления армянского Сюника персам и туркам в XVIII веке, будущий Нубар-паша родился в Смирне (ныне – Измир, Турция). Высшее образование  получил в Швейцарии и во Франции. Уже в 1850-е он выдвинулся в ряд ведущих государственных и политических деятелей Египта. К примеру, в 1850 г. тогдашний правитель страны Аббас I Хильми-паша отправляет Нубара в Лондон: отстаивать права своего деда - Мухаммеда Али-паши и всего Египта от притязаний османского султана, так как, по подписанному соглашению, за родом Мухаммеда Али было закреплено право на преемственность. Н.Нубарян успешно справляется с поручением, за что удостаивается чести зваться Нубар-беем. В 1853 г. Нубар-бей ездил в Вену в ранге полномочного министра.

«Нубар-паша — египетский политический деятель, армянин по происхождению, христианин… Человек весьма образованный, говорит свободно на нескольких языках и принадлежит к искуснейшим дипломатам последнего времени» (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, С-Пб, 1890). Был он, видимо, и рачительным предпринимателем: в следующем издании этого фундаментального словаря,вышедшем уже после смерти Нубар-паши в 1899 г., добавлено, что оставленное им состояние оценивалось в 100 млн. франков.

Неоспорим вклад Нубара Нубаряна в прокладку Суэцкого канала, соединившего Красное и Средиземное моря. В середине 1860-х ему пришлось вести по этому поводу разносторонние и нелегкие переговоры – в Стамбуле, Париже, Лондоне, вникать во все подробности, улаживать трения. Старания оказались не напрасны: он добился подтверждения египетской концессии на строительство Суэцкого канала, и ему удалось убедить султана Османской империи Абдул-Азиза выделить на эти работы баснословную по тем временам сумму. Удовлетворенный результатами усилий Нубар-бея, тогдашний правитель Египта Исмаил-паша поручил ему (кстати, местным жителям-немусульманам подобное доверяли крайне редко) взять в свои руки завершение работ по Суэцкому каналу. Нубар-бей занял кресло министра общественных работ и был удостоен титула паши. А вскоре он стал министром иностранных дел Египта.

Отдавая должное упорству и дипломатическому мастерству Нубар-паши, британский генеральный контролер Египта и зоны Суэцкого канала Ивлин Бэринг, 1й-й граф Кроумер, писал в те годы: “Нубар-паша - самый интересный из современных египетских политиков. С интеллектуальной точки зрения он стоит на голову выше своих конкурентов”. И действительно, на том историческом этапе с ним мало кто мог сравниться и за пределами Египта. Для Египта же как государства, переживавшего тогда напряженный, если не сказать – критический период (номинально оставаясь под властью Османской империи, Египет находился в сильной зависимости от Великобритании и Франции, а с середины 1880-х фактически стал британской колонией), роль Нубар-папи была поистине выдающейся.

Именно по настоянию Нубар-паши султан Абдул-Азиз летом 1867 г. возвел Исмаила-пашу в ранг вице-султана – хедива. Этот титул правителя, с правом наследования власти по первородству, ставил его выше других наместников Османской империи. 

Вершиной политической карьеры Нубар-паши стала должность премьер-министра Египта. Эту должность он занимал трижды: с августа 1878 г. по февраль 1879 г., с января 1884 г. по 9 июнь 1888 г. и с апреля 1894 г. по ноябрь 1895 г.  Одним из значительных его достижений на этом посту стала кардинальная реформа устаревшей судебной системы, действовавшей еще с XV века. Путаница в этом плане царила неимоверная. Так, в Каире размещались 17 иностранных консульств, и при каждом из них имелся свой суд со своим особым кодексом. К примеру, француз имел право подать иск только во французский суд, высшая инстанция которого находилась в далёком Экс-ан-Провансе; итальянцу приходилось апеллировать в не менее далекую Анкону, а русскому – в продуваемый всеми ветрами Санкт-Петербург. В результате многолетних стараний Нубар-паши эта юридическая неразбериха была устранена, и упомянутые 17 судов были заменены тремя смешанными международными судами с единым кодексом, которые располагались в Александрии, Каире и Эль-Мансуре.

В правление хедива Тауфика (1879-1892) зависимость Египта от Османской империи окончательно ослабла. Но взамен страна подпадала под сильное влияние Франции и Великобритании, а с 1882 года – только Великобритании. Формально хедив и тогда относился к турецкому султану, как к своему повелителю. Однако фактически Египет стал британской колонией. В тот период фактического британского протектората Нубар-паша с горькой иронией говорил: “Я здесь не для того, чтобы управлять Египтом, а для того, чтобы проводить политику британского правительства в Египте. Я разве что  смазываю официальные колёса”. Разочарованный нежеланием Великобритании ослабить контроль над страной, 12 ноября 1895 года, Нубар-паша сложил с себя полномочия премьер-министра Египта.

Для армян, во имя Родины

Нубар-паша играл немалую роль в общественно-политической и культурной жизни армянской общины Египта, а также всего Спюрка. Он принимал деятельное участие в оказании помощи армянам, прибывавшим в полу-независимый Египет из деспотической Турции, содействовал развитию армянской периодической печати, организации армянских школ, центров культуры и просвещения во многих армянских общинах.

Когда в июне 1878 г. по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии был созван Берлинский конгресс, призванный пересмотреть победоносные успехи Российской империи после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., зафиксированные в Сан-Стефанском мире, Нубар-паша разработал и направил Берлинскому конгрессу свою программу улучшения положения армян Османской империи. Программа Нубар-паши исходила из того, что западные армяне не претендуют на политическую независимость, но стремятся приобрести гражданские свободы и права, обеспечивающие их безопасность, честь их жен и дочерей, неприкосновенность имущества. По оценке автора программы, все предшествовавшие попытки реформ не имели успеха потому, что осуществлялись турецкими чиновниками, которые руководствовались “религиозным фанатизмом и личными интересами”. Для обеспечения успеха реформ Нубар-паша считал необходимым иметь пост общего правителя, который должен занимать армянин, утверждаемый султаном и пользующийся покровительством европейских rосударств.

Реформы предполагалось осуществить в трех сферах:

 Создание охранного отряда при правителе для прекращения разбоя;

 Судебная реформа;

 Пересмотр налоговой системы: часть налогов должна была назначаться в целях получения средств на содержание армянских школ, церковных учреждений и т. д. Размер налогов должен был определяться общими собраниями населения областей и гаваров.

Однако данная программа, адресованная западным державам, не была принята ими во внимание и не была представлена конгрессу. На конгресс не была допущена армянская национальная делегация во главе с епископом Мкртичем Хримяном, намеревавшаяся включить Армянский вопрос в повестку заседаний.

Много лет спустя Мкртич Хримян – уже Католикос всех армян Мкртич I – писал Нубар-паше: “ Я безусловно верю, что, если бы Ваше Высокопревосходительство находились в Берлине, и конгрессу был представлен составленный Вами Меморандум, то 61-я статья получила бы более непреложную, решительную и реально исполнимую формулировку, а не такую слабую и неопределенную”. Речь идет 61-й статье итоговой резолюции Берлинского конгресса, базирующейся на казуистической, ни к чему не обязывающей формулировке: “…Блистательная Порта обязуется осуществить, без дальнейшего замедления, улучшения и реформы…”, и т.д. Финал, омраченный отсутствием единомыслия и сплоченности, оказался печальным.

* * * *

Нубар-паша скончался 14 января 1899 года в Париже. Тело его было предано земле в армянском пригороде Каира – Гелиополе. Память о нем египтяне хранят до сих пор, величая его не иначе как “великим реформатором Египта”. Его именем названа одна из улиц в Каире. Есть такая улица и во втором крупнейшем городе страны – Александрии. Его статуя установлена у входа в здешний Театр оперы им. Мухаммеда Али-паши.

А теперь наш соотечественник появится и на 10-фунтовой монете.

  Ашот Гарегинян

Комментарии

Он сам себе воздвиг величественный памятник нерукотворный, к нему во истину не зарастет народная тропа

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image