"ВСЕ, ЧТО МЫ ТУТ СТРОИМ, СТРОИМ ДЛЯ СЕБЯ, ПУСТЬ ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ ВСЕ!"

24 октября, 2017 - 19:43

Известие о смерти крупного предпринимателя и щедрого благотворителя Левона Айрапетяна опечалило большого друга армян, известного писателя и кинодраматурга Кима БАКШИ. Они познакомились через автора проекта книги "Духовные сокровища Арцаха", экономиста и публициста Сурена Саркисяна во время поездки в НКР. Писатель посвятил благотворителю целую главу, которая называется "У Левона Айрапетяна". Позже Айрапетян содействовал изданию книги на армянском языке, тираж которой разошелся еще не полностью. Вниманию читателя "ГА" предлагает фрагменты из этой главы.

ВЧЕРАШНЮЮ МАШИНУ МЫ ОТПУСТИЛИ, ЛЕВОН ДАЛ СВОЮ. И на обратном пути мы решили заехать в Гандзасар. Шофер Левона, большой апологет своего хозяина, подчеркнул, что дорогу до самого монастыря заасфальтировал Левон. Дорога была действительно высшего качества. По ней мы споро добежали до монастырских стен. Прежде чем пройти через знакомый портал, я обратил внимание на мемориальную доску, она - так и хочется сказать - "гласила", что спонсором реставрации монастыря был Левон Айрапетян.

А мне он ничего не сказал!

Сначала мы вошли в храм, перекрестились нашим православным крестом. В конусе света, падающем на пол, на потертом коврике под куполом стоял на коленях и молился мой друг, духовный глава Арцахской епархии. Вот кого бы я хотел в душе своей возвести в мои духовники, кому бы я открыл бездну грехов моих. И обрел бы у него отпущение грехов, облегчение души.

Непосредственно внизу скоплением крыш виднелось родное село Левона - Ванк (что значит монастырь, обитель), видна была резиденция Левона Айрапетяна и его отель-корабль. Стоя на этом возвышении, я вдруг понял главную черту его характера, творческую жилку - беспрерывно что-то выдумывать, изобретать на благо своей родной земли. То, что сегодня зовется модным словечком "креатив". Левон - великий креативщик, творческий человек! Сын Карабаха, типичный для этого неутомимого самобытного племени, на особенность которого когда-то обратил внимание Сергей Городецкий: "Широкий размах, беззаветная храбрость, склонность к риску, уверенность в себе, своеобразное упрямство, прямолинейная настойчивость...". Как будто сказано о Левоне Айрапетяне!

Несколько раз я гостил у Левона, видал его в разном настроении и состоянии духа и здоровья. Он личность вполне легендарная. И даже прогремевшая в семь сотен пар свадьба в Арцахе, которую он устроил и финансировал, - это не просто зрелище, парад. Это забота о том, чтобы росло население Карабаха (проблема, острейшая для республики), то есть это, безусловно, патриотическое дело. А то, что он вкладывал миллионы в строительство, в обустройство родного села Ванк как раз тогда, когда азербайджанцы рвались к Степанакерту и был неясен исход борьбы! Для Левона исход был ясен: враг не пройдет. Он рисковал и победил, потому что верил в свой народ и победил вместе с ним.

И ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА, А МОЖЕТ БЫТЬ, И БЫЛЬ! В МОСКВЕ СТРОИЛСЯ АРМЯНСКИЙ собор, строился плохо, медленно, денег постоянно не хватало, все только обещали, но не давали. А что одни давали, то другие прикарманивали. Вот тогда, говорят, Левон собрал богатых людей и, чтобы не разводить долгую говорильню, объявил: "Кто дает меньше миллиона, прошу покинуть помещение". Все ушли, кроме двенадцати человек. Финансирование собора было обеспечено. Армянский собор ныне гордо поднял свои кресты над Москвой.

В соответствии с этим народным духом Левон Айрапетян строит в своем родном селе школу. Сейчас она уже давно работает. А я был в ней накануне начала занятий, когда устранялись последние недоделки. Но окружающая территория была уже приведена в порядок, красиво распланирована и в ее центре был поставлен бюст отца Левона - Гургена, который был здесь учителем, директором школы, воспитал такого замечательного сына!

Мы с Суреном и верным нашим фотомастером Акопом Берберяном шли по гулким пустым коридорам, заходили в полные эха компьютерные классы, в емкую библиотеку, где девушки уже расставляли книги по полкам и шкафам. Всю школу на уровне второго этажа окружает прогулочная галерея, а в торце пристроен бассейн со спортивными водными дорожками. Неподалеку расположились теннисные корты. Думаю, что такой школы нет не то что в Степанакерте, но и в Ереване.

В заключение скажу о той оценке, которую дал Левону Айрапетяну мой друг Сос Саркисян, народный артист СССР, в своей талантливой книге "Разорванное время".

"Почти неделю мы провели вместе - эти дни навсегда запомнились мне. Общаться, беседовать с Левоном доставляет огромное удовольствие, потому что имеешь дело с благороднейшей, образованной, глубоко эрудированной личностью. Из ночного мрака смотришь на собор, и кажется, что в свете, парящем в небе, плещутся красивые, блестящие звездочки.

Когда совсем стемнело, мы вместе поднялись в Гандзасар. Я не могу выразить тех загадочных и бурных ощущений, которые в этот момент охватили меня. "Левон, - сказал я (независимо вырвалось), Левон, лучше погибнуть всей нацией, чем отдать это чудо туркам... и это отдать?"

Левон ничего не ответил, иронично усмехнулся, задумчиво так, мол, что за мысли.

Потом, когда уходили, повернулся ко мне и с металлом в голосе произнес: "Все, что мы тут строим, строим для себя, пусть об этом знают все!"

Ким БАКШИ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image