КАМО МОВСИСЯН: «Ереван был столицей джаза в советские времена»

26 октября, 2017 - 14:14

III-ий международный джазовый фестиваль Yerevan Jazz Fest стартует 26 ноября в столице Армении Ереване. Любители джаза  Армении дождались своего, как поется в песне, «осеннего джаза».   Джазовый марафон, который продлиться до 3 ноября, обещает быть захватывающим. Об этом, и о многом другом, связанном с джазом в Армении, рассказывают в интервью нашему издательству Председатель ассоциации джаза Армении Камо Мовсисян и известный джазмен, заслуженный деятель искусств Армении, композитор и пианист Ваагн Айрапетян.

Камо Мовсисян: III-ий международный фестиваль Yerevan Jazz Fest будет отличаться от своих предшественников несколько иным подходом в организации. Во-первых, концерты будут проходить через день, и у нас появился еще один дополнительный день в Ереване. А во-вторых, фестиваль стал выездным, в один из дней он отправится в Гюмри. Мы решили, что и в дальнейшем у нас будут такие «выездные» дни, когда мы будем давать концерты в городах Армении или Нагорного Карабаха. Все концерты в рамках фестиваля, включая открытие, закрытие и концерт в Гюмри, обещают быть великолепными. Открытие состоится в спортивно-концертном комплексе им. К. Демирчяна. Как и положено в таких случаях, будет официальнвя часть, на которой будет присутствовать премьер-министр Армении Карен Карапетян, при поддержке которого пройдет фестиваль.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о гостях фестиваля.

Камо Мовсисян: Все гости, - это величины мирового масштаба, и для любой страны большая честь выступление на их фестивалях музыкантов такого уровня. Если говорить, о Маркусе Миллере, то это один из лучших в мире басистов инструменталистов. Несмотря на то, что он является обладателем четырех Грэмми, себе он приписывает только две, поскольку две другие получил вместе с группой. Это очень интересный музыкант и продюсер. Очень следит за собой, и если вы не будете знать его возраст, то ни за что не догадаетесь сколько ему на самом деле лет. В составе его группы есть не просто звезды, но супер-звезды, под каждого из которого можно отдельно организовать фестиваль. Я хочу отдать должное Маркусу, что он смог собрать такую супер-команду и с этой командой приезжает сюда. Звездой мирового джаза является также наш гость из Кубы, очень интересный музыкант Гонсало Рубалькаба. После того, как он много лет назад эмигрировал в Америку, где очень быстро набрал обороты благодаря своему исключительному таланту, он вновь будет выступать под флагом Кубы.  Он также является четырехкратным обладателем премии Грэмми в разных номинациях. Для нас большая честь, что на нашем фестивале будут такие звезды, и еще много других именитых и талантливых гостей. Например, Игорь Бутман.

Вопрос: В предыдущие годы на Yerevan Jazz Feste успели побывать такие джазовые звезды, как Ричард Бона, Ди Ди Бриджиуотер и Джосс Стоун. В этом году «звездный» список пополнят Миллер и Рубалькада. Сложно заполучить в качестве гостей музыкантов такого уровня?

Камо Мовсисян: На самом деле, нелегко, поскольку наша страна находится в регионе, где есть межрегиональный конфликт. Обычно, менеджеры и продюсеры  музыкантов, когда получают приглашение в какую-либо страну, сразу же начинают изучать ситуацию вокруг нее. Особенно, если это страна маленькая. В ответ это, мы объясняем, что это давний конфликт и он никак не влияет на то, что у нас глобально происходит. Мы гарантируем полную безопасность музыкантам. Сейчас нам помогает еще и то, что на фестивале успели побывать такие звезды, как Ричард Бона и Ди Ди Бриджиуотер, и в переговорах мы уже аппелируем их именами. В организации концертов, очень помогают также личные связи Ваагна Айрапетяна и мы обращаемся к нему для того, чтобы он помог нам заполучить на фестиваль интересующих нас музыкантов.

Ваагн Айрапетян: В следующем году мои связи пригодятся еще больше, поскольку в это время поблизости от нас будут гастролировать очень многие интересные музыканты. Мы, кстати, очень внимательно следим за их передвижением в межгосударственном пространстве, чтобы их можно было бы, так сказать,  «словить».

Камо Мовсисян: Приходится и это делать, поскольку мы еще не вышли на уровень тех фестивалей, для участия в которых музыканты сами подстраиваются под фиксированную дату фестиваля. Это такие фестивальные монстры, как, например, Марсельский фестиваль. Мы делаем все, чтобы выйти на этот уровень. Очень хочу отметить роль наших армянских джазменов. Если бы не их участие во всем этом, то никому не нужно было бы то, что мы делаем и то, что сейчас имеем. Как Президент джазовой ассоциации Армении я, в первую очередь, хочу поблагодарить наших музыкантов, в том числе, и Ваагна Айрапетяна

Ваагн Айрапетян: Если бы не армянские музыканты, в Армении не было бы джаза и, соотвественно, не было бы и джаз фестивалей.

Вопрос: Чем вы будете удивлять ваших именитых гостей?

Камо Мовсисян: Гостей будем удивлять нашими замечательными музыкантами, такими, как Ваагн. Кроме того, постараемся сделать все, чтобы для них Армения стала культурным открытием, как это было с Ричардом Боной. Он был настолько впечатлен Арменией, что сыграл Комитаса и включил его в свой постоянный репертуар, с которым он играет по всему миру. Уверен, что любому приезжающему сюда музыканту, если он человек интересующийся, всегда будет интерсена Армения. У нас столько всего можно показать. Это традиционные места вроде Гарни, Гехарда, Эчмиадзина и так далее. Можно показать всю нашу культуру, кулинарию, поделиться нашим гостеприимством.

Вопрос: Среди гостей фестиваля есть французский джазмен армянского происхождения Алексис Авакян. Раскажите, пожалуйста, о нем.

Ваагн Айрапетян: Я встретился с Алексисом в Париже совершенно случайно, до этого я о нем даже ни слышал. Он приехал на наш концерт, мы с ним встретились, и сразу после концерта отправились на джемсейшн. Он отвез нас в клуб, где сам играл. Услышав его игру, я был потрясен, что во Франции есть такой высококлассный саксофонист с армянскими корнями. Это абсолютно армянский парень, говорящий с кироваканским акцентом, хотя он родился уже во Франции. Он не только сохраняет свой кироваканский акцент, он несет армянскую культуру через свое творчество. У него в альбомах есть произведения с дудуком. Кстати, на фестивале на нашем общем концерте мы будем исполнять как его, так и мои оригинальные произведения.

Вопрос: Можно ли считать Армению джазовой страной?

Камо Мовсисян: Не могу сказать, что вся Армения сходит с ума от джаза. Но, если сравнивать с прошлым годом, у нас есть очень большой прорыв.  И как следствие, хорошая новость, - почти все билеты на первый концерт в день открытия фестиваля, который пройдет в спортивно-концертном комплексе, проданы.

Ваагн Айрапетян: Это было бы очень плохо, если бы всем все нравилось.

Вопрос: Можно сказать, что вы создали джазовую ассоциацию и одновременно джазовой фестиваль именно для пропаганды джаза в Армении и эту цель достигли?

Камо Мовсисян: Для чего нам сейчас все это нужно? Для чего мы все это придумали? Зачем нам нужна была эта ассоциация? Приведу такой наглядный пример. У вас в гараже стоит очень хороший Rolls-Royce, но он старый и запыленный, с него раз в год стирают пыль. Это очень хорошая машина, но на ней никто не ездит. Мы же решили взять и отремонтировать ее, сделать новую покраску и дать новую жизнь этой машине. У нас был очень интересный раритетный автомобиль, который мы вытащили на свет и стали всюду выносить его на показ. Фестиваль и создание самой джаз ассоциации преследуют именно эту цель. Мы хотим дать знать миру,  что у нас все это давно есть и нам не нужно придумывать новую машину или велосипед. Фестиваль способствует именно тому, чтобы возродить джазовые традиции, которые у нас давно есть.

Вопрос: Насколько давние?

Камо Мовсисян: Скажу только, что Ереван был столицей джаза в советские времена.

Ваагн Айрапетян: Добавлю, что это было во времена, когда джаз был запрещен в Советском Союзе.

Камо Мовсисян: Мы, армяне, более предрасположены к джазу. Он у нас в крови. Вот посмотрите на Ваагна, джаз у него в крови на генетическом уровне. Может, это потому, что мы южный народ, у нас хороший слух, мы любим импровизацию, наш мозг более активный, чем у северян.

Ваагн Айрапетян: В джазе самое главное, это ритмика, а у нас с ритмикой, - дай Бог каждому!

Вопрос: В Армении есть замечательный кинофестиваль «Золотой абрикос», который за годы своего существования превратился в одну из визитных карточек Армении. Преследуете ли вы цель, чтобы Yerevan Jazz Fest - ваш осенний джазовый марафон, с годами стал также визитной карточкой Еревана

Камо Мовсисян: Мы просто делаем свою работу. Станет она визитной карточкой Армении или нет,  покажет время. Мы хотим возродить тот джаз, который здесь был. И делаем это на основе наших прекрасных музыкантов и на основе  того, что они сейчас делают и не только в Армении, но и за рубежом. У нас есть такие величины, как Ваагн Айрапетян, Арто Тунджбоянджян, Левон Малхасян, к  сожалению, уже покойный Армен Тутунджян, который очень много вложил в это дело. У него прекрасная книга о джазе, которую, он, Слава Богу, закончил и оставил в наследство всем нам.

Вопрос: Раз уж вы упомянули об Армене Тутунджяне, не было у вас идеи посвятить фестиваль так неожиданно ушедшему из жизни в этом году Армену?

Камо Мовсисян: Армен ушел из жизни после того, как мы официально объявили, что фестиваль будет посвящен основателю бренда Zilidjian Аведису Зилиджяну. Но мы не можем ни почтить память Армена Тутунджяна и концерт в день открытия 26-го ноября, на котором будут выступать все наши музыканты, будет посвящен именно ему.

Гаяне ДАНИЕЛЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image