ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА АРМЯНСКОЙ АЭС

27 октября, 2017 - 12:46

Одним из наиболее значимых событий в политической жизни Армении в уходящем месяце наряду с визитом премьер-министра России Дмитрия Медведева в Ереван, который прошел в рамках заседания Евразийского межправительственного Совета, стала публикация и последовавшее за ней обсуждение Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Европейским Союзом. Отметим, что текст Соглашения был опубликован на официальном сайте Министерства иностранных дел Армении 13 октября. Документ планируется подписать 24 ноября на саммите Восточного партнерства в Брюсселе.

В обширном документе, состоящем из 386 статей, говорится о всестороннем политическом и экономическом партнерстве и сотрудничестве между Арменией и Европейским союзом, основанном на общих ценностях и тесных связях, в том числе повышении степени участия Армении в политике, программах и деятельности ЕС.

Армянские политики и эксперты положительно оценили пункт Соглашения, в котором ЕС приветствует приверженность Армении мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также выражает поддержку формату Минской группы ОБСЕ. «Это очень важно для предотвращения в будущем усилий Азербайджана на европейской политической сцене по отклонению от принятых форматов и принципов переговорного процесса», – заявил заместитель председателя правящей Республиканской партии Армении (РПА) Армен Ашотян.

И, хотя на настоящий момент, за исключением правящей РПА, позиция по отношению к Соглашению всех политических сил страны, включая также прозападные, отличается пассивностью (до сих пор не дано никаких предварительных оценок), многие политологи и эксперты подчеркивают важность этого документа как в плане отношений Армения-ЕС, так и в плане многовекторной политики, пусть даже с перевесом в сторону российского влияния.

Однако спокойный и положительный фон восприятия документа о перспективах сотрудничества Армении с ЕС нарушило одно обстоятельство.

Дело в том, что в пункте Соглашения об энергетическом сотрудничестве и ядерной безопасности без уточнения сроков указывается на необходимость закрытия Армянской атомной электростанции (ААЭС) и замене ее на новые мощности. Отмечается, что Армения, прекратив эксплуатацию АЭС, должна предпринять шаги по замене производственных мощностей, которые призваны обеспечить энергетическую безопасность.

И хотя в документе не предъявляется никаких жестких требований Армении по вопросу закрытия действующей в течение 40 лет устаревшей станции, одно упоминание о возможном её закрытии вызвало весьма негативную, а то и нервную реакцию в политическом и экспертном сообществе страны.

Экономист Вилен Хачатрян считает, что условие закрыть атомную электростанцию направлено на ослабление позиций Армении в регионе. По мнению другого эксперта, Ваге Давтяна, отказ от АЭС лишит Армению экспорта электроэнергии и ударит по национальной безопасности страны.

В Армении атомная энергетика не имеет альтернативы, а АЭС гарантированно обеспечивает страну электроэнергией. Никакие другие способы получения электроэнергии не могут заменить АЭС, в том числе альтернативные источники, ГЭС и теплоэлектростанции: одни не слишком мощные, другие требуют специальных территорий, а третьи слишком затратные», уверен лидер оппозиционной партии «Республика», депутат парламента Арам Саргсян.

Многие политики как из правящей партии, так и из оппозиции, считают закрытие ААЭС неприемлемым. Такая реакция вполне объяснима: ведь ААЭС обеспечивает порядка 40% в общем балансе вырабатываемой в стране электроэнергии. В начале 1990-х годов Армения пережила тяжелейший энергетический кризис. Причиной кризиса, помимо энергетической и транспортной блокады, осуществляемой Азербайджаном и Турцией, стало также решение руководства республики (весной 1989 года) о выводе из эксплуатации АЭС после землетрясения 1988 года.

Исходя из тяжелейшей ситуации в сфере энергетики, правительство Армении в декабре 1995 года пошло на беспрецедентный шаг – при содействии российских специалистов был перезапущен второй блок ААЭС, мощностью 400 мВт. С того времени практически перманентно ведутся ремонтные работы, направленные на повышение уровня безопасности ААЭС, благодаря которым безопасность станции возросла более чем в 10 раз. ААЭС находится под постоянным контролем МАГАТЭ. Станция вырабатывает в настоящее время 2 млрд кВтч электроэнергии в год.

Несмотря на огромный масштаб работ, осуществленных при содействии специалистов различных стран, включая Россию, США, Францию, Германию и прочих, в целом, международное сообщество крайне подозрительно относится к реакторам советского производства, включая и ВВЭР-440 (реактор не чернобыльского типа) в Армении, считая их ненадежными.

Еще в 1992 г. лидеры «большой семерки» рекомендовали как можно скорее отказаться от эксплуатации реакторов советского производства. В 1999 году в Брюсселе между представителями правительства Армении и Евросоюза, был подписан протокол о закрытии ААЭС. В документе, однако, зафиксировано, что станция может быть закрыта только в случае строительства в Армении новых мощностей, эквивалентных мощности имеющейся у ААЭС. В частности, речь идет о создании новых мощностей в 600 мВТ.

Армения, согласно Плану действий, подписанному в рамках программы Евросоюза «Новое европейское соседство», обязалась закрыть устаревшую АЭС в возможные кратчайшие сроки. В соответствии с подписанным документом, правительство Армении в 2006 году объявило, что срок эксплуатации Армянской АЭС завершится в 2016 году. Однако в дальнейшем срок эксплуатации был продлен до 2026 года.

Возможно, что нынешнее предложение ЕС является логическим продолжением его многолетней последовательной позиции в вопросе закрытия ААЭС, время выведения которой из эксплуатации постоянно отодвигается, благодаря соответствующим работам по повышению уровня безопасности.

«Если бы Россия не взяла бы на себя заботы по продлению срока эксплуатации нашей атомной электростанции, то она прекратила бы работу еще в 2016 году, а Армения была бы вынуждена еще раз пройти испытание холодом и темнотой – как в 1990-х», – считает бывший министр обороны Вагаршак Арутюнян.

По словам министра юстиции Давида Арутюняна, политического давления по вопросу консервации АЭС не будет, все решения будут приняты, исходя исключительно из интересов Армении. «Соглашение Армении с ЕС не предполагает отказ от развития ядерной энергетики. Армения не откажется от использования мирного атома. Позиция правительства такова – энергоблок будет работать столько, сколько это будет возможно. Взамен будет построен новый и это очевидно», – заявил министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян. Безусловно, Армении крайне невыгодно терять такой надежный и дешевый источник электроэнергии, безопасность и надежность которого непрерывно возрастает.

Вопрос о необходимости строительства в Армении нового атомного энергоблока не является новым.

В 2009 году парламент Армении принял законопроект «О строительстве новой АЭС». В декабре того же года правительство одобрило решение о создании совместного предприятия с российской стороной на паритетных основах – ЗАО «Мецаморэнергоатом». Уставной капитал компании составляет 60 млн долларов.

Уже в следующем году правительство Армении приняло решение о том, что новый атомный реактор будет строить Россия. Между двумя странами было подписано соглашение, которое предусматривает строительство в Армении соответствующих мировым стандартам новых ядерных энергоблоков с водо-водяным ядерным реактором (ВВЭР). Предполагалось начать строительство новой АЭС в 2011 году. Новая станция должна была строиться на уже имеющейся площадке АЭС, территорией в 74 гектаров.

Однако после активной фазы переговоров, реализация достигнутых договоренностей была заморожена – вероятно, исходя из возможности использования еще имеющегося в распоряжении ААЭС ресурса эксплуатации.

На настоящий момент проектировщик и застройщик как нынешней, так и вероятно будущей Армянской АЭС – Россия, казалось бы, не предпринимает шагов по размораживанию уже достигнутых договоренностей. Однако недавняя инициатива российской стороны по подготовке специалистов для Армянской АЭС в Московском институте физических инженеров свидетельствует о том, что Россия продолжает четко держать руку на пульсе.

Функционирование ААЭС имеет не только техническую и экономическую, но и ярко выраженную политическую компоненту. Ведь Армения – единственная страна в регионе, которая имеет атомную станцию. Между тем, соседние Азербайджан и Грузия больше возлагают свои надежды на международные проекты по транспортировке нефти и газа.

Многие местные эксперты убеждены, что вопрос Армянской АЭС, которая полностью обеспечивается ядерным топливом со стороны России, всегда носил политический характер. А степень влияния того или иного внешнего игрока на Южном Кавказе во многом зависела и зависит от того, кто является хозяином существующей в регионе АЭС.

Вся история попыток ЕС закрыть Армянскую АЭС и последовательная помощь России в продлении срока безопасной эксплуатации говорит о том, что атомная станция является одним из ключевых элементов влияния России в Армении и соответственно в регионе. Некоторые эксперты в этом плане даже уравнивают ААЭС с российской базой в Армении.

Учитывая ключевое значение ААЭС как для Армении, так и для России, нельзя исключать интересных развитий в этом вопросе в обозримом будущем.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image