И ГАЛОЧКУ В ТЕТРАДИ ПОСТАВИЛИ В ОБСЕ

14 ноября, 2017 - 12:25

                                                                  Мир – это краткий период между двумя войнами

«Не согласовано ничего, пока не согласовано все» повторяют как мантру на разные лады главноуговаривающие  - единая в трех лицах Минская группа ОБСЕ, представляющая интересы главных заинтересованных сторон -  паханов, смотрящих за зоной, называемой Большим Ближним Востоком и уголком его – Закавказьем.

Состоялась еще одна встреча. Министров иностранных дел Армении и Азербайджана. И еще состоится. Министры обещались склонить к встрече и своих президентов. И склонили.  И месяца не прошло, как те, выступая с трибуны ООН, обозвали друг друга по-всякому. Эпитеты «убийца»  и «агрессор» были самыми мягкими в этом публичном «диспуте». Но встретились. Пожали друг другу руки (таков протокол), сели  за стол, сфотографировались для прессы, спросили друг друга «как дети, как жена его?», услышали в ответ – «Ничего». Все это происходило под бдительным надзором неутомимых тружеников на ниве мира и добрососедства - России, Франции и США,   в своем триединстве известных как Минская группа ОБСЕ. Она уже почти тридцать лет  говорит  проникновенные и убедительные слова о том, что надо жить мирно, жить дружно – тогда и жить станет лучше, жить станет веселее. Эта троица уж очень хочет разрешить еще один застарелый конфликт, который разгорелся почем зря  всего каких-то 28 или 29  лет назад. Троица прямо жить не может без миротворчества – она уже пыталась примирить Армению с Турцией (что из этого получилось, мы все знаем),  примирить сербов с  албанцами, оккупировавшими Косово (что из этого вышло, мы тоже знаем), параллельно примиряет Украину с ЛДНР (что из это выйдет – мы уже знаем). Троица пытается примирить Армению с Азербайджаном, но с Азербайджаном, вообще-то говоря, воюет не Армения, хотя ее закавказские турки всячески пытаются втянуть в войну, а Арцах (Нагорно-Карабахская Республика). Троица, идя на поводу турецких шантажистов, никак не хочет признать очевидное: речь не о пустом выгоне для скота, а о целой стране, вполне сопоставимой по площади со средней   европейской. Нет, троица, конечно, все это знает, но… раз удовлетворив шантажистов, она теперь уже не может им отказывать.

Слушая правильные речи главноуговаривающих, И. Алиев  согласно кивал своим большим носом (“Волку читали Евангелие о любви к ближнему, он сказал: “Кончайте скорее, отара за гору уходит”.) опять говорил об агрессии Армении, о 20% и 1 миллионе, о победе в Первой карабахской войне и совершенном разгроме армянской армии в Четырехдневной войне прошлого года, о подаренном нам Иреване и о нашей неблагодарности... В общем, все как всегда.

Все, да не все.

Выступая в Нью-Йорке, министр ИД Армении Э. Налбандян не исключил уступку Азербайджану некоторых территорий вне пределов бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, но при одном  условии: из переданных Баку районов населению непризнанной республики ничто не должно угрожать. Поскольку от слов министра за версту несло откровенным  предательством, оно так и было воспринято и в самой Армении, и за ее пределами. Политолог Вячеслав Михайлов прямо написал: «Видимо, это прозвучит излишне резко, но мы считаем данную позицию и вытекающие из неё подходы армянской дипломатии изначально пораженческими. Вкупе с продолжающимся смиренным отношением Еревана к факту отсутствия за столом переговоров Степанакерта — это однозначно разжигает агрессивные аппетиты Баку как в дипломатической плоскости урегулирования, так и, прежде всего, в военном измерении конфликта. Но уже ничего не поделаешь. Алгоритм урегулирования «территории в обмен на статус» сложился фактически окончательно ещё к середине «нулевых», и с того времени он только «цементировался» безамбициозной позицией Армении» https://eadaily.com/ru/news/2017/09/21/territorii-smyslov-armeniya-gotov....

Не менее российского политолога был резок и начальник генштаба ВС Армении Мовсес Акопян, сказавший, что о таких территориях ему не известно. На вопрос о последствиях последовал ответ: «На сегодняшний день в Арцахе выстроена система безопасности, в случае нарушения которой она (безопасность)  окажется под серьезной угрозой. Скажу больше, мы пока нуждаемся в новых территориях, которые обеспечат полную безопасность Арцаха».  Будет ли Армения противиться  решениям, вербализованным ее министром ИД, который всего лишь является рупором власти? Мовсес Акопян дипломатично ответил, что армия будет выполнять приказ политического руководства. Но будет ли? Э. Налбандяну срочно пришлось, в соответствии с традициями  дипломатии, заявить, что его не так поняли и что слова вырваны из контекста (интересно, что условие министра об исключении угрозы Арцаху при сегодняшних реалиях  заведомо невыполнимо, а значит, невыполнимо и первое, являющееся выводом из второго), хотя он всего лишь выдал секрет полишинеля: сдача территорий Республики Арцах давно проталкивается главноуговаривающими и власти Армении на словах, по крайней мере, с этим согласны, а первый президент постоянно к этому призывает и будь его воля, мы бы давно и счастливо жили под мудрым руководством Алиевых.

«Не согласовано ничего, пока не согласовано все»  Главноуговаривающие, а вслед за ними и наш президент, и их президент могут согласовывать все, что угодно, вплоть до того, под каким углом выгоднее смотреть на Большую медведицу, до тех пор, пока не упрутся рогом в ворота: Азербайджан категорически исключает независимость Арцаха (в любых границах), Армения столь же категорически не приемлет зависимость Арцаха от Азербайджана в любой форме, т.е.  настаивает на его полной и недвусмысленной независимости. Сразу после женевской встречи С. Саргсян встретился с представителями армянской колонии в Швейцарии и сделал примечательное заявление: «Какой-либо конкретной договоренности о вариантах решения проблемы мы не имеем. Но мы договорились принять меры для еще большего ослабления напряженности, чтобы не иметь жертв на передовой линии. Должен сказать, и президент Азербайджана, и я в этом глубоко заинтересованы. Дай Бог, чтобы он всегда так думал. Он тоже очень хорошо понимает сложность проблемы, естественно, я тоже, но проблема такова, что лёгкого решения никогда не будет. Однако ещё в одном вопросе хочу, чтобы вы все были уверены: для нас нет решения, которое может каким-либо образом нарушить безопасность Карабаха. Для нас единственным решением является то, чтобы Карабах был вне Азербайджана. Никогда никакой армянский руководитель не может принять такого решения и  осуществить его, и для этого мы  будем делать все, параллельно развивая Армению, экономически укрепляя нашу страну». Серж Саргсян нарушил условие – держать содержание переговоров в секрете (хорошие вести в секрете не держат). Ильхам Алиев, вернувшись в Баку, сразу же передумал и дал отмашку на обострение ситуации на границе: опять убиты наши солдаты. Все вернулось на круги своя, точнее, никогда и не выходило из этих кругов.

Все остальное – суть детали, не могущие как-то повлиять на общую картину и тем более изменить ее. Можно гадать или дискутировать на тему, что имеет в виду С. Саргсян, когда говорит о Карабахе? Что это – территория НКАО? Или территория, на которой был проведен референдум о независимости от Азербайджана? Или  территория предшественницы НКАО – АОНК (она была больше), или, может, территория исторической провинции Арцах – но у нее 1) нет четких границ и 2) большая ее часть опять же под  азеротурецкой оккупацией? Или это конституционно закрепленная территория Республики Арцах?  Какие территории собирается (если собирается) сдавать президент С. Саргсян? Тигранакерт? Дадиванк? Цицернаванк? И отсюда – второй вопрос: кто его уполномочивал распоряжаться территорией третьего государства, Республики Арцаха?  Бывший министр ИД НКР Карен Мирзоян 18 сентября заявил, что Степанакерт  категорически против сдачи каких-либо территорий Азербайджану: «Ни одна из территорий республики не может иметь иного статуса, чем тот, который есть сегодня». Он прав и де-факто и де-юре: согласно статье 175 Конституции НКР: «До восстановления территориальной целостности Республики Арцаха и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Республики Арцаха». По большому счету, сопредседатели, Армения с Азербайджаном хотят поделить шкуру неубитого медведя, который отъелся у себя в горах и с удовольствием продемонстрирует силу своих лап и остроту когтей всякому, кто не просто попробует залезть к нему в берлогу, но даже и близко подойдет.

Все, приехали. Никто никому ничего в обозримом и даже невообразимом будущем при сохранении нынешнего расклада отдавать не будет и признавать тоже не будет. В конце, концов, наш министр может передавать/не передавать любые территории, предлагать/не предлагать равноценный обмен и делать еще все, что можно придумать. Все это не стоит гроша выеденного, потому что ни у Армении, ни у Азербайджана, ни у стран-сопредседателей нет никакого законного права распоряжаться территорией третьей страны, которая их на это не уполномочивала. Республика Арцах – состоявшееся государство по всем законам божеским и человеческим, написанным, кстати, теми же главноуговаривающими. Все эти разговоры в пользу бедных бессмысленны, потому что упираются в конечном итоге, в один единственный: признание независимости. Так что действительно, ничего не согласовано, пока не согласовано главное: признает ли Азербайджан (страна-агрессор по международному праву) независимость Арцаха? Азербайджан заявляет, что не признает никогда, Арцах заявляет, что его независимость – свершившийся факт, юридически безукоризненный и все разговоры о чем угодно могут вестись в том числе и с Азербайджаном только на равных.  При каких условиях может быть разрублен этот гордиев узел? (Промежуточные варианты, перенос признания, новый референдум и т.п., предлагаемые Минской группой нет смысла рассматривать – все знают, что это мертворожденные химеры, в которые не верят даже сами авторы) Возможны два варианта: под давлением тех же главноуговаривающих Арцах отказывается от независимости, либо под все тем же давлением Азербайджан признает его независимость. В сущности, это признание Арцаху до лампочки – он успешно развивается, заселяет освобожденные от турок свои территории, восстанавливает на них оскверненные и изгаженные теми же турками свои святыни и отказываться от этого не будет. А признание – это для понта руководителей – официальные визиты, красные дорожки… Трамп с Макроном и Путиным туда не поедут, а американские конгрессмены и французские сенаторы ездят регулярно.

Так возможно ли изменение этого самого расклада? Да,  при условиях, гениально сформулированных ходжой Насреддином: либо сдохнет ишак, либо помрет хан, либо помру я, либо все вместе.

Начнем с ишака: тут понятно – ничто не вечно на земле,  даже границы государств и они сами. Ситуация может измениться, безотносительно к интересам сторон, если коренным образом поменяются сами стороны.

Армения: при всем своем желании (если даже оно у него и есть, а он не самоубийца!), С. Саргсян не пойдет против народа, тем более, что и армия будет против. Он не навластвовался – ему хочется править и дальше, более того, как человек тщеславный (иначе бы он не стремился к власти) он хочет остаться в истории как президент, решивший для своего народа самую важную проблему. Если он и уйдет, любой, пришедший ему на смену, будет поступать так же, значит, позиция Армении останется неизменной. По сути, чем дольше все это будет тянуться, тем меньше будет шансов на изменение в пользу зактурок. С. Саргсян готов играть эту партию до бесконечности. Наш отказ от Арцаха, под любым прессингом, будет означать конец армянского народа и нашей государственности. При всем цинизме мир этого не допустит не из человеколюбия, а из меркантильных соображений.

Азербайджан: при Алиевых изменений не будет – слишком много поставлено на кон и лишаться этого они тоже не хотят. Если даже они согласятся на признание независимости Арцаха с последующим обсуждением вопроса «территорий» и границ, это опять же будет тянуться бесконечно, а обострение ситуации паханам – РФ, США и Франции – невыгодно. Нужно иметь в виду, что в случае признания независимости Арцаха Алиевы могут и потерять власть. Тогда страна, по логике исторического процесса (которую никак не хотят признавать паханы) разделится на Талышистан, Лезгистан и Аваристан, с которыми у Арцаха не будет проблем. Турция попробует предъявить претензии на Нахиджеван, но поскольку Азербайджана не будет, ей покажут свое место, тем более, что просто турецкое и зактурецкое, а вместе с ними и  курдское население тоже сбежит в Турцию. Останется Апшерон, куда сбегутся все зак.турки и на который законно претендуют таты. Что будет дальше? «Воображайте, воля ваша. Я не намерен вам помочь».

Отсутствие результата,  приятного глазу и уму главноуговаривающих,  есть следствие имперского мышления всех трех: никаких изменений, кроме тех, что санкционированы ими. (Интересы всех трех  совпадают только в этом, даже если они и придут к взаимному согласию, включающему, кроме общих фраз и конкретные предложения и дела, - во всем остальном они диаметрально разнятся).

Зато все довольны, и в первую очередь – сопредседатели, ОБСЕ и пр. Во-первых, галочку поставили о проведенной еще одной встрече, а там хоть трава не расти. Во-вторых, теперь им никто не скажет, что даром хлеб едят. В-третьих, за то, что свели за один стол двух непримиримых врагов, они получат очередные регалии, почет и уважение ( а может, это и есть во-первых?).

Раздан Мадоян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image