Почему Александр Керенский в 1912 году оказался защитником армян?

6 декабря, 2017 - 14:01

Российский политический и государственный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917) Александр Федорович Керенский в книге воспоминаний "Россия на историческом повороте" пишет, как оказался защитником армян.

"Одним из крупнейших для меня процессов стал процесс по делу армянской партии Дашнакцутюн в 1912 году. Оно стало эпилогом в прискорбной деятельности князя Голицына в начале столетия, в результате которой даже такие верные друзья России, как армяне, превратились в грозную революционную силу. Перед судом предстала вся армянская интеллигенция, включая писателей, врачей, юристов, банкиров и даже купцов (которые, как утверждалось, предоставляли революционерам денежные средства). Расследование длилось несколько лет. Аресты шли по всей России и в конце концов в Санкт-Петербурге был учрежден специальный сенатский суд. Некоторых обвиняемых продержали в тюрьме почти четыре года, прежде чем начались судебные заседания. Слушания открылись в январе 1912 года и продолжались до середины марта. Были опрошены шестьсот свидетелей. Опасаясь беспорядков, полиция приняла особые меры предосторожности. Суд шел при закрытых дверях, в зал заседаний не допустили даже родственников обвиняемых. Атмосферу накаляли всякого рода запреты.

В начале процесса один из подсудимых заявил о своей невиновности. Председательствующий на процессе сенатор Кривцов вынес постановление о том, чтобы было оглашено заключение следствия, которое носило чисто обвинительный характер. Я вмешался и попросил судью назначить эксперта для изучения свидетельских показаний, которые, по моему глубокому убеждению, являлись лжесвидетельством. Озадаченный моей просьбой, Кривцов спросил: "Отдаете ли вы себе отчет в том, о чем просите и что ожидает вас в случае ошибки?"

"Да, отдаю",- ответил я без колебаний.

Была назначена экспертиза, и большую часть свидетельств признали фальшивой. Защите удалось также доказать ложность показаний и по другим пунктам обвинения. Дошло до того, что стоило мне подняться, чтобы заявить по тому или иному поводу протест, как судья утвердительно махал рукой и бормотал: "Принято". Из 145 обвиняемых 95 были оправданы, 47 получили тюремное заключение или ссылку в Сибирь и только трех приговорили к каторжным работам. Исход процесса поднял престиж России за рубежом, особенно среди армян в Турции. Следователь Лужин был обвинен в лжесвидетельстве, однако дело против него в конечном счете прекратили, после того как комиссия психиатров признала его невменяемым.

Процесс по делу армян завершился в середине марта. Времени почивать на лаврах оказалось у меня немного. 4 апреля 1912 года произошли Ленские события".

Об этих событиях подробно пишет в своей статье "Партия Дашнакцутюн - между мечтами и трагедией" политолог Станислав Тарасов.

Национальные партии и движения в царской России - явление уникальное и малоизученное. Если, например, появившиеся в конце 19-начале 20-го века русские социал-демократы, эсеры, затем после революции 1905-1907-х годов октябристы и кадеты ставили перед собой цель захвата власти в стране, то национальные партии выставляли иные задачи. Одни из них кооперировали свою деятельность с центральными партиями, как например, грузинские меньшевики, которые вплоть до мая 1918 года считали себя частью российской партии меньшевиков и признавали Юлия Мартова в качестве своего лидера. Русские эсеры, наоборот, стимулировали создание под своей эгидой национальных групп под различными вывесками. Это были так называемые протопартии, которые должны были стать полноценной политической силой "в будущей России".

Что же касается такой национальной партии как армянская "Дашнакцутюн", об образовании которой было объявлено в Тифлисе в 1890 году, то она действовала как "партия в эмиграции". В ее первом манифесте декларировалось, что "Дашнакцутюн" будет стремиться объединить все силы, связать с собой все центры, имея целью политическую и экономическую свободу Турецкой Армении. Чуть позже этот тезис был зафиксирован в первой программе партии, принятой I съездом Дашнакцутюн в 1892 году: борьба за освобождение западных армян от турецкого деспотизма. Относительно внутренней политики в программе дашнаков расплывчато упоминались проблемы "модернизации империи" в направлении проведения аграрных реформ и "просвещения нации". Однако сам факт существования на территории России национальной партии, вынашивающей идеи отторжения части территории соседнего государства, создавал проблемы в отношениях Петербурга и Стамбула. Поэтому ЦК партии "Дашнакцутюн" выстроил свою структуру необычным образом. Было создано три бюро. Одно - "Восточное" - находилось в Тифлисе, "Западное" - в Женеве. И ближневосточное - в Бейруте.

Первое - "восточное" бюро должно было заниматься пропагандой идей партии среди российских армян, "разоблачать политику властей Османской империи в отношении турецких армян", искать союзников и поддержку среди кавказской и петербургской общественности, создавать свои СМИ, налаживать контакты с другими политическими партиями и властью. В этом направлении партия заметно преуспела. Известный исследователь Светлана Лурье отмечает, что "первоначально армяне почти абсолютно равнодушно отнеслись к крушению своих надежд на автономию в рамках империи и очень охотно шли на русскую государственную службу. Однако уже в начале 1900-х годов охранные управления доставляли Николаю Второму документы, в которых отмечалось проникновение и усиление "армянского элемента в структуры власти как на Кавказе, так и в Петербурге".

Например, к одному из таких документов, датированному 1902 годом, который был доставлен царской военной разведкой из Парижа, была приложена карта " Великой Армении от моря до моря". Она сопровождалась следующим замечанием: "Армянская партия "Дашнакцутюн" ("Союз") превратилась на Кавказе в мощнейшую национальную политическую силу, которая приступила к решению "вопроса российских армян". В политических салонах Европы циркулируют призывы к армянским "зажиточным группам" приступить к финансовым пожертвованиям в связи с предстоящими событиями. Члены партии объявляют "предателями" тех предпринимателей "армянского предприимчивого класса", которые отстроили своими капиталами Константинополь, Калькутту, Тифлис, Баку, а "в Эривани все строится на русские деньги".

По мнению некоторых исследователей, подобная "смена флага" дашнаками была предпринята под давлением "Западного бюро". В 1902 именно его члены способствовали созыву и финансировали в Париже первый конгресс младотурок. Агентура русской разведки докладывала в Петербург, что между младотурками и дашнаками достигнута договоренность о том, что в случае смены власти в Османской империи будет решена проблема предоставления автономии Западной Армении и что " тогда задачей момента будет являться перенос революционного движения из Османской империи в Россию". В Петербурге, по выражению одного российского высокопоставленного чиновника, не желали превращать Турецкую Армению "во вторую Болгарию и чтобы русские армяне воспользовались против России учреждениями, которые создаст армянская автономия под турецким протекторатом".

Власть решила нанести упреждающий удар. 12 июня 1903 года был издан Закон о конфискации имущества армянской церкви, которая, как считалось, является "главным финансовым источником и идейным вдохновителем пробуждения сепаратизма среди русских армян". В ответ на Кавказе начались митинги протеста армянского населения, которые часто перерастали в вооруженные стычки с представителями царской власти. Одновременно "Восточное бюро" дашнаков стало применять и тактику террора. В итоге, как пишет один из историков партии " Дашкакцутюн", начиная с 1903 года "партия переключила главное внимание с Турции на Россию". На Кавказе, как грибы после дождя, в каждом армянском селе стали появляться "ячейки" дашнаков. Охранка отмечала и рост огромных сумм, которые поступали дашнакам от армянских капиталистов и предпринимателей почти со всех концов империи и даже из-за границы. Дело дошло даже до того, что из-под контроля властей на Кавказе выводились целые области. Суды и общественные советы дашнаков, как отмечалось в сводке Тифлисского управления охранки, "реально подменили официальную власть". Более того, охранка предупреждала о подготовке дашнаками выступлений в масштабах всего края.

Кстати, чуть позже это обстоятельство явилось одной из главных предпосылок трагических армяно-азербайджанских столкновений в период 1905-1907 годов.

Тактически действия "Восточного бюро" дашнаков почти хронологически совпадали с политикой "Западного бюро". Именно "Западное бюро" вновь в 1907 году выступило инициатором созыва второго конгресса младотурок в Париже. В итоге между дашнаками и младотурками был заключен союз, который был, в первую очередь, направлен против общего врага номер один - режима султана Абдул Гамида Второго. Когда в 1908 году к власти пришли младотурки, то они не случайно привлекли к работе в парламенте и в правительстве некоторых видных деятелей "Западного бюро" партии "Дашнакцутюн".

В это время в Османскую империю из Закавказья стало перебираться много дашнаков, полагавших, что свержение султанской монархии открывает широкие возможности для деятельности "всех политических сил" в Османской империи. Но младотурки "запаздывали" с провозглашением автономии Западной Армении, пытались ориентировать "национально-освободительное движение армянского народа" прежде всего на российском направлении. В конечном итоге партия " Дашнакцутюн" оказалась зажатой между Стамбулом и Петербургом. Начиная с весны 1908 вплоть до начала 1911 годов, в Российской империи проводились масштабные аресты дашнаков. А в Турции в 1909 года прошли так называемые Аданские погромы.

В конце 1911 - начале 1912 года в Петербурге состоялся суд по "делу партии "Дашнакцутюн". На скамье подсудимых оказались 158 видных деятелей "Восточного бюро" партии, и лиц, " симпатизирующих идеям партии". По большому счету, российские власти владели огромным объемом документов, доказывающих "подрывную работу партии против империи". Однако в силу изменившихся обстоятельств - шла подготовка к Первой мировой войне - власть решила использовать огромный международный потенциал дашнаков для осуществления своих геополитических планов на Ближнем Востоке.

Если судить по материалам царской военной разведки, то можно с большой долей уверенности говорить о достижении компромиссного соглашения с "Западным бюро" дашнаков, о переориентации деятельности партии. Поэтому суд над партией в Петербурге был "спущен на тормозах". Вскоре в 1912 году "Западное бюро" дашнаков заявило об окончательном разрыве с младотурками

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image