АРМЯНОФОБИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

11 января, 2014 - 16:32

Глава 13. Экспорт армянофобии

Любая идеология, какой бы совершенной она ни была, не может считаться полноценной, если не находит поддержки и одобрения со стороны внешнего мира. Особенно если учитывать некоторые особенности характера, требующего постоянной похвалы, восхищения и восторга.

Так, победа над здравым смыслом и цивилизованностью в Азербайджане не может считаться полной, поскольку идеологию армянофобии, кроме них самих, во внешнем мире особо никто не поддерживает. С точки зрения азербайджанских деятелей, внешний мир недооценивает и недопонимает «истинную сущность армян», и Азербайджан взял на себя миссию «донесения истины до мира».

Выстроив совершенную армянофобскую вертикаль от власти до низших слоев общества, Азербайджан приступил к распространению своей философии «толерантности с предусловиями» по миру. На международных встречах, конференциях, симпозиумах и съездах, помимо обмена опытом по укреплению толерантности с иностранными коллегами, азербайджанские деятели старательно внушают им «правду об армянах».

Груз долга по «экспорту армянофобии» возложен на каждого патриота Азербайджана – от представителя власти до рядового гражданина независимо от пола, возраста, социального статуса и интеллектуальных возможностей.

По материалам прессы можно выделить несколько форм проявления «гражданской позиции» по донесению истины об армянах:

Демонстративный отказ от участия в мероприятии, в котором принимают участие армяне, или если оно имеет отношение к армянам

    В Австрии был представлен балет «Gayane», посвященный армянской художнице Гаянэ Хачатурян, в котором должны были быть задействованы также танцоры из Азербайджана – Мехман и Нариман Мардановы, которые в свое время по личной просьбе министра культуры Азербайджана были приняты в Europaballett St.Pölten. Однако азербайджанцы отказались участвовать в проекте, ссылаясь на то, что художница Гаянэ Хачатурян армянка. Вскоре в скандал вмешался министр культуры Австрии, потребовав от азербайджанских танцоров покинуть страну. Братьев Мардановых уже вернули в Баку[377].

    Азербайджанец отказался представить армянского певца на международном конкурсе. <…> От Азербайджана в конкурсе участвовал ученик 35-й музыкальной школы г. Баку при Министерстве культуры и туризма 16-летний Эмин Эминзаде, лауреат прошлогоднего конкурса, который одновременно приглашен оргкомитетом в качестве почетного гостя с возложением функций ведущего. <…> Эмин весьма кратко представил делегацию Армении, воздержавшись от представления армянского певца на сцене и, вопреки правилам конкурса, от хвалебных слов в адрес Армении. И не изменил своей позиции даже после вмешательства оргкомитета, заявив, что готов сдать функции ведущего. Это вызвало напряженность, и в конце концов армянского певца представила ведущая из Литвы Рута Лукошевичуте. <…> Эмин также отклонил приглашение делегации Армении принять участие в международном конкурсе в Ереване, который состоится в октябре этого года. <…> вместе с Эмином Эминзаде на конкурсе Opus - 2013 присутствовали его преподавательница, народная артистка СССР Фидан Гасымова и отец, член правления Конгресса азербайджанцев мира Хазар Эмин[378].

Демонстрация грубости в адрес армян, а также людей, имеющих к ним отношение, или высказавших позитивное мнение о них

    Азербайджанский режиссер: «Будь на месте маленькой девочки парень, ударил бы его головой об стену за вопрос, армянин ли я?».
    Сайт «Publika.az» опубликовал рассказ Шамиля Садыга «Армянский ребенок», действия которого, скорее всего, происходят в России во время репетиции вечера, посвященного агдамским событиям 1992 года. Под руководством азербайджанского режиссера с псевдонимом «Ламакан» дети разучивают стихи о Ходжалу и гимн Азербайджана, однако дело продвигается трудно, потому что, по словам режиссера, «дети не чувствуют сущность трагедии».
    После очередного занятия в Доме культуры, когда режиссер уже собирается уходить, в сопровождении учительницы русского языка в зал входит группа учеников младших классов. Светловолосая девочка подходит к режиссеру: «Дядя, вы армянин?»
    Режиссер описывает свое возмущение и оскорбление этим вопросом, но, погладив девочку по голове, отвечает, что не армянин, а азербайджанец. Друзьям-очевидцам этого инцидента он говорит, что будь на месте маленькой девочки молодой человек, то ударил бы его головой об стену и показал бы, что такое быть армянином.
    Согласно рассказу, спустя некоторое время к нему вновь подходит эта девочка и якобы говорит: «Знаете, вы наши враги. Ваши деды убивали наших дедушек и бабушек. Моя мама говорит мне, что у меня не должно быть друзей тюрков, что они наши вечные враги». Далее описывается, как взрослый мужчина вступает в полемику с маленьким ребенком и начинает доказывать ей, что в ходжалинских событиях виновны армяне. В ситуацию вмешивается учительница русского языка и уводит ребенка от азербайджанцев[379].

    30 июля 2013 года в воинской части 48315 г. Знаменска Астраханской области произошло нападение старослужащего азербайджанской национальности (отслужил 8 месяцев) Эмиля Абдуллаева на только что принявшего присягу армянина Жана Мерояна. Инцидент произошел в туалете, когда азербайджанец сначала толкнул плечом армянина, а потом на вопрос Ж.Мерояна почему он это сделал, неожиданно напал на армянина и ударом сломал ему челюсть[380].

Требования по изолированию этнических армян из общедоступных мест

    Азербайджанский футбольный клуб «Симург» потребовал от руководства отеля Limak Atlan ti s в Анталье выселить игроков и персонал армянского клуба «Гандзасар», которые поселились в той же гостинице. «Непонятно, о чем думало руководство отеля, когда заселяло в гостиницу на одни и те же сроки команды из Азербайджана и Армении, – заявил представитель «Симурга». – Или мы отсюда уезжаем, не заплатив, или же менеджеры выселяют армянскую команду», – заявили представители азербайджанского клуба[381].

    Наставник казахстанского «Атырау» Рамиз Мамедов высказал свое отношение к армянскому нападающему Тиграну Карабахцяну, находящемуся на контракт с клубом. «Насколько я знаю, Карабахцян уже не является игроком «Атырау». Но если это не так, мне предстоит разговор с руководством клуба. Если я работаю в «Атырау», армянина здесь не будет» – заявил Мамедов»[382].

Обвинения в адрес хозяйствующих субъектов за осуществление бизнес-проектов одновременно и с Арменией, и с Азербайджаном

Как итог – требования к бизнес-партнерам прекратить экономические контакты с этническими армянами или компаниями, владельцы или сотрудники которых являются армянами.

    Иранская компания, обслуживающая рейсы Тебриз-Ереван арендует офис в международном автовокзале Баку. «Читательница нашего информационного ресурса была озадачена этим фактом. Как сообщает AZE.az, иранская компания, обслуживающая автобусные рейсы Тебриз-Ереван, арендует офис в международном бакинском автовокзале. Об этом нам сообщила наша читательница Самира Алиева, на днях прибывшая из Тебриза. Как видно из прилагаемого билета, компания «Арам Сафар» осуществляет перевозку пассажиров в Стамбул, Ереван, Анкару, Сирию, Ван и Баку. Кстати, столица Азербайджана почему-то указана на последнем месте[383].

    Азербайджан потребовал от официальной Анкары объяснений в связи с открытием авиарейса Ван – Ереван. «Открытие этого авиарейса не соответствует позиции Турции, которую она занимает в вопросе оккупации Арменией азербайджанских земель», – сказал зампредседателя, исполнительный секретарь правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедов.
    «<…>Пока азербайджанские земли не будут освобождены от оккупации, мы не хотим смягчения отношений между Турцией и Арменией»[384].

Организация армянофобских мероприятий с привлечением резидентов стран, в которых они происходят

    Живущий в Германии азербайджанец Габиб Абдуллаев (Мунтазир) оштрафован решением суда на 900 евро за нелицеприятные высказывания в адрес президента Армении Сержа Саргсяна. Габиб Абдуллаев был задержан 22 июня 2010 года, когда выкрикивал антиармянские лозунги в ходе визита президента Армении Сержа Саргсяна в Берлин[385].

Использование любых международных площадок для пропаганды армянофобии

    В 2011 году на 18-ой Международной книжной выставке-ярмарке, которая проходила в Минске, была пресечена очередная антиармянская провокация азербайджанцев. На выставке были представлены стенды Армении и Азербайджана, однако азербайджанская делегация предпочла вместо интересной литературы заполнить свой стенд продуктами антиармянской пропаганды.
    Армянская делегация незамедлительно обратила внимание организаторов на это недопустимое обстоятельство, отметив, что Армения представлена на выставке в основном литературой о культуре, а Азербайджан литературой, содержащей откровенные антиармянские фальсификации и пропаганду ксенофобии. В результате азербайджанский стенд был закрыт, а азербайджанская делегация вынужденно покинула выставку, прекратив свое участие[386].

    Владелица Музея и коллекции миниатюрных книг Зарифа Салахова[387]: «В 2004 году я была в составе азербайджанской делегации искусствоведов и музейных работников, посетивших США, <…>. Представьте, что когда я поднялась, чтобы выступить, все члены делегации, кроме директора музея культуры Аллы Байрамовой, принялись уговаривать меня отказаться от этой затеи, так как «мы приехали совсем не для этого». Я им резко возразила, сказав, что мне виднее, что тут говорить, и рассказала американцам о нашей боли.
    Затем нас расселили по американским семьям. Я и там рассказывала о Карабахе, в первый же вечер, на протяжении двух с половиной часов. Передала им печатные материалы на английском языке и CD-диск. Каждый вечер в семье, где я жила, были разные гости, которые с интересом слушали мой рассказ о трагедии Карабаха. Меня приглашали в гости другие американцы и всегда начинали беседу с Карабаха. Однажды мои хозяева спросили моего разрешения и познакомили меня с американским армянином, предки которого переехали в США в конце XIX века. Он говорил мне о тяжелом положении, в котором находилась Армения в конце 2004 года, считал, что если армяне не вернут нам Карабах, их участь станет еще тяжелее».

Публичные скандалы и шантаж представителей международных и иностранных организаций и структур

    На прошедшей в Баку международной конференции «Музыка во имя демократии» произошел спор между депутатом парламента Азербайджана Чингизом Ганизаде и депутатом Бундестага Германии Волкером Беком Обратившись к членам конференции, азербайджанский депутат возмутился по поводу того, что на конференцию «Музыка во имя демократии» пригласили «личность, которая не признает факт оккупации территории Азербайджана, что вызывает чувство сожаления и удивления»[388].

    После того как украинская «Рабочая газета» в своем номере от 23 февраля опубликовала материал «Нетленный праздник верности, мужества и стойкости», сотрудники азербайджанского информагентства «Вести.аз» начали терроризировать редакцию украинской «Рабочей газеты» и автора материала. В статье речь шла о члене президиума Киевской городской организации ветеранов войны Амаяке Аршафовиче Сафаряне и было отмечено, что тот «родился на древней армянской земле Нагорного Карабаха, в селе Кемракуч Гадруцкого района». Азербайджанское информагентство требовало признать, что Нагорный Карабах является азербайджанской землей. Получив вежливый отказ, «Вести.аз» возмущается: «Вот и все! Ни извинений, ни заверений в том, что в завтрашнем выпуске газеты будет опубликовано уточнение по данному поводу. <…> Откуда проживающему в далеком Киеве Толокину знать об армянской хитрости и подлости?»[389].

Публичные скандалы и шантаж иностранных граждан, сопровождающиеся оскорблениями в адрес последних

    Информагентство «Вести.аз»: «Новость о том, что известная турецкая певица Сезен Аксу споет песню «Сары гялин» на армянском языке и включит ее в новый альбом, меня неприятно удивила. Еще один повод для армян выдать азербайджанскую «Сары гялин» как «гимн любви» армянского Ашота с его чувихой Айкануш. И, согласитесь, повод существенный, так как эту песню на армянском спела именно турчанка. Хотя после этого шага я уже сомневаюсь в том, что в жилах этой певицы действительно течет турецкая кровь»[390].

    Певец Акиф Исламзаде: «А что касается Сезен Аксу, ее можно понять, у нее пропал голос, а ей необходимы деньги. Хриплым голосом можно спеть и для армян, для них она будет Монсеррат Кабалье. А ей мне хотелось бы посоветовать не политизировать песню и еще раз обратить внимание на свою репутацию»[391].

Спам-рассылки армянофобского содержания и призывы против людей, которые, по их мнению, «занимают проармянскую позицию»

    Председатель «Организации Освобождения Карабаха» (ООК) Акиф Наги направил письмо Папе Римскому Бенедикту 16-му в знак протеста против канонизации покойного Папы Римского Иоанна Павла II, поскольку он не занял позицию Азербайджана в карабахском конфликте. «Во время визита в Ереван в сентябре 2003 года он посетил могилы погибших в карабахской войне армян» и, следовательно, быть канонизированным права не имеет[392].

Привлечение иностранцев для придания весомости своей позиции

    «Армения – это раковая опухоль на теле Южного Кавказа и ее необходимо удалить», – в интервью азербайджанскому информагентству «Vesti.Az» заявил историк Гурам Мархулия, уволенный из Сухумского госуниверситета по статье «армянофобия» (награжден медалью «Терегги» и дипломом Почетного доктора Института истории НАНА за заслуги в развитии научных связей Грузии и Азербайджана)[393].

Публикации в иностранной прессе, содержащие оскорбительные заголовки или оскорбительные эпитеты

Авторы статей – в основном представители диппредставительств Азербайджана или просто азербайджанцы, проживающие там. Как правило, ксенофобские статьи выдаются за мнение редакции, журналиста или общества в целом.

    В мексиканской газете опубликована статья под названием «Армянское двуличие»[394]: В мексиканской газете Milenio опубликована статья посла Азербайджана в стране Ильгара Мухтарова под названием «Армянское двуличие»

    1news.com.tr: Азербайджанская народная песня «Сари гялин», представленная как армянская и исполненная в присутствии министра иностранных дел Ахмеда Давутоглу, вызвала реакцию азербайджанских СМИ[395].

    Anspress: Художественный руководитель телеканала ATV (Azad Azərbaycan), известный телеведущий Эльчин Алибейли отстранен от работы на телеканале. Э. Алибейли снят с занимаемой должности за исполнение песни «Сары гялин» на армянском языке. <…> развеселившийся на вечеринке Эльчин Алибейли запел на армянском отрывок из «Сары гялин». Свидетелями «дарования» известного ведущего стали также представители шоу-бизнеса и СМИ, во множестве участвовавшие на вечеринке. <...> источники Lent.az на канале утверждают, что Эльчин отстранен с работы со вчерашнего дня именно за исполнение азербайджанской народной песни «Сары гялин» на армянском языке[396].

    Regnum: Сотрудник азербайджанского посольства в Анкаре Эльсевер Салманов на своей страничке в соцсети Facebook выступил с резкой критикой в адрес турецкой газеты Radikal Поводом для недовольства стал тот факт, что газета, освещая музыкальный фестиваль в Анкаре, упомянула армянскую песню «Сари гелин». В этой связи азербайджанский дипломат заявил, что либо среди работников турецкой газеты есть армяне, которые, предав принципы издания, руководствовались национальными чувствами, либо журналисты служат армянам по зову души.
    При этом он призвал своих единомышленников возвысить голос протеста против газеты Radikal и, соответственно, армян. Это вызвало резкую реакцию в редакционном коллективе. <…> «Газета «Ени Мусават» отмечает, что газета Radikal и прежде отличалась «антиазербайджанской позицией», а сайт Teref.info считает, что указание песни «Сари гелин» как армянской стало результатом конфликта и несогласованности между газетой и диппредставительством Азербайджана в Анкаре[397].

Следует отметить, что песня «Сари гелин» – одна из горьких пилюль в практически безоблачных взаимоотношениях между братскими Турцией и Азербайджаном. В Армении и Турции эта песня считается армянской. В частности, турецкий ученый Г. Каранфил считает, что песня «Сары Гялин» происходит от безымянной армянской песни, которая через века стала частью турецкой культуры[398]. Того же мнения придерживаются многие турецкие ученые и музыканты, что вызывает недовольство официального и культурного Азербайджана, претендующего на собственное авторство этой песни. Любые публикации с упоминанием слова «армянин» применительно к этой песне вызывают в Азербайджане широкий общественный и дипломатический резонанс. Вплоть до вмешательства диппредставителей страны.

Все эти действия имеют смысл и значение для тех, кто живет в самом Азербайджане. Это создает ложное представление о всемогуществе и непогрешимости позиций Азербайджана в неравной схватке с врагом в лице армян. Часто граждане страны, насквозь пропитанной армянофобией, оказываясь за пределами своей страны, сталкиваются с другой, неведомой им реальностью: оказывается, там живут армяне, и они прекрасно сосуществуют с азербайджанцами, которые, «забыв честь и совесть», вступают с ними в контакт, ведут общие дела, влюбляются, женятся и даже проводят вместе досуг.

Это открытие наносит психологическую травму человеку, для которого понятия «патриотизм» и «армянофобия» – синонимы.

    Пришли в известный ресторан, «Огни Востока» назывался. Это был азербайджанский ресторан, уже при входе от атмосферы почувствовал запах родины. Работники, официанты – все были азербайджанцами. Вместе с друзьями сели за один стол и, поев немного, обратил внимание на певца. Что-то не похож был на наших
    О Аллах, он… нет, не может быть! Певец был армянином. Кусок во рту застрял в горле, не смог проглотить, достал и положил на тарелку. Друзья, конечно же, знали, что я патриот, поэтому быстро сообразили и начали успокаивать меня. А я к тому моменту потерял дар речи. <...> Чувствовал, что Интигам чего-то стесняется, испытывает неловкость. Я спросил у него национальность певца. Он ответил, что армянин. Словно мне на голову вылили кипяток.<...> пусть армяне ходят в наш ресторан, отравятся тут и уберутся восвояси.
    <...> мы очень гостеприимный народ, и все беды и страдания на наши головы пали именно из-за этой гостеприимности. Однако факт того, что в нашем ресторане работает армянский музыкант, был нестерпимым. Но все же самое нестерпимое все еще было впереди!
    <...> Армянин начал петь, и все сидящие за соседним столиком – пожилые женщины, молодые девушки, маленькие дети – встали и начали танцевать. Их было примерно 10 человек, весь зал был в их распоряжении. Оказалось, что и танцующие все – армяне. От удивления и возмущения я замер в оцепенении. Было такое ощущение, словно кто-то публично, в лицо, ругал меня последними матерными словами.<...> «Будь ты проклят, армянин», – сказал я мысленно и попросил спеть «Тут ахаджы». <...> О, Аллах, до сегодняшнего дня я никогда более не чувствовал себя столь униженным и оскорбленным. И словно до сих пор я сам себя не знал. Не знал, что настолько нетерпелив, чувствителен и патриотичен.
    <…> И, как истинный тюрк, сын тюрка, решил поплакать в одиночестве. Во мне горел огонь, полыхало пламя, и мой плач не был плачем беспомощности и поражения. Нет, это были слезы, позволившие выплеснуть кипевшие во мне ненависть и хладнокровие.<...> Воистину, тех, кто в той или иной форме работает с армянами, совершает с ними бизнес-сделки, нельзя даже назвать «изменниками Родины»a .

Те же люди, которые понимают, что реалии в Азербайджане и вне его различаются, и, нарушая табу, идут на более тесный контакт с армянами, становятся мишенями атаки властей. Дальнейшая судьба этих людей и членов их семьи незавидна.

    У учащейся в Лондоне дочери одного из высокопоставленных лиц правительства Азербайджана завязался любовный роман с армянином, и в высших правительственных кругах Азербайджана данное событие вызвало шок. Учащиеся в Лондоне азербайджанцы, узнав об этой любовной связи, подняли волну протеста под руководством сына главы МЧС Азербайджана Кемаледдина Гейдарова и по совместительству президента азербайджанской общины Европы Талеха Гейдарова. Они потребовали у властей, чтобы отец девушки предпринял соответствующие меры и «прекратил этот позор». Руководство страны потребовало незамедлительно вернуть девушку в Азербайджан[399].

    В Азербайджане назвали «позорным» двойное поражение Теймура Раджабова Левону Ароняну на шахматном турнире в Лондоне, поскольку спонсор этого турнира – Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) потратила 2 миллиона евро на его проведение.<…> «Раджабов обнаглел еще при Гейдаре Алиеве. <…> Видимо, после женитьбы, точнее, после того, как он начал вести вальяжный образ жизни, Раджабов потерял спортивную форму». «На турнире, финансируемом Азербайджаном, представитель страны проиграл армянину. Дело в том, что ни один азербайджанский шахматист не имеет потенциала для победы на этом турнире. Зная это, тратить миллионы долларов на финансирование турнира в Лондоне с участием армянина, является позором. Чем отличаются наши чиновники от имеющих имидж транжир арабских шейхов, если тратят на участие Раджабова в лондонском турнире более двух миллионов евро?»[400].

[a] «Забывшие свою идентичность, или… приключения Ахмеда в Москве».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image