Израильский реверанс перед Арменией: готов ли Тель-Авив проучить Эрдогана?

18 декабря, 2017 - 14:18

Тот самый realpolitik (реальная политика), от которого принято исходить на Западе, моделируя отношение той или иной страны к стратегическим задачам в глобальной геополитике, в свое время и стал причиной того, что Израиль не просто не принимал, но и откровенно отрицал Геноцид армян в Османской империи. Но реалии в политике меняются.

Чего боялся Израиль все 70 лет своего нынешнего существования

На самом деле все не так гладко во всей этой истории с неприятием в еврейской среде армянского геноцида 1915 года, как принято говорить "в народе". Мол, еврейские диаспоры по всему миру, а также официальный МИД Израиля отрицают события столетней давности в Османской империи, просто чтобы присвоить себе "пальму первенства" быть первой жертвой геноцида в современной человеческой истории.

Логики в этом нет просто потому, что быть жертвой геноцида — это отнюдь не доблесть. Это чувство унижения и обиженности, которое преследует нацию на протяжении, как минимум, нескольких поколений. И гордиться тем, что первыми именно сыновья и дочери твоей нации (очень многие) пали жертвой зверства, возведенного в ранг государственной политики, невозможно.

Уверен, еврейская нация, будучи умной и мудрой, так примитивно думать не может.

Однако факт остается фактом — Геноцид армян в Османской империи, принятый огромным количеством стран, возглавляющих человеческую цивилизацию, как данность, со стороны Израиля до сих пор не просто замалчивался, но и отрицался практически на всех уровнях. Начиная с диаспор, разбросанных по всему свету, и заканчивая Тель-Авивом.

Всплески со стороны израильской общественности, наподобие того, что сейчас наблюдается, иногда случались. Порою отдельные группы ученых — историков еврейской национальности даже выступали с требованием к Израилю на официальном уровне признать события 1915 года именно Геноцидом.

В 2000 году, например, The New York Times и The Jerusalem Post опубликовали заявление 126 ученых — исследователей Холокоста, которые однозначно утверждали факт Геноцида армян во время Первой мировой войны.

Подобные заявления в научных кругах никогда не проходят бесследно. Ведь общество, особенно то, которое на себе испытало всю тяжесть подобной трагедии, не реагировать не может.

Да и цифра в 90 процентов респондентов — русскоязычных израильтян, которые во время опроса (он проводился среди переехавших из бывшего Советского Союза) сказали, что события в Османской Империи были именно Геноцидом, подтверждает мнение общества.

Как Турция рвалась в лидеры исламского мира и как на это отреагирует Израиль

И с этими общественными настроениями официальному Тель-Авиву приходилось бороться во все времена существования современного государства Израиль. Все семьдесят лет. Почему бороться? Вот это уже вопрос из области той самой глобальной современной "realpolitik", о которой было сказано чуть выше.

Не следует забывать, в каких условиях создавалось и развивалось государство Израиль. Насколько серьезно какие-то вещи и тогда, в середине XX века, и сейчас зависели у этой страны от взаимоотношений с соседями.

И, в первую очередь, от взаимоотношений с самой Турцией, которая после Второй мировой войны попросту была "назначена" Западом главным барьером на южных рубежах его противостояния расширению влияния Советского Союза.

Тогда, в начале 50-х, западные страны (и в первую очередь США) "обласкивали" Турцию кто во что горазд. Снабжали самым высокотехнологичным вооружением, "назначили" второй (после американцев) самой мощной армией в составе НАТО.

И для Израиля от поведения Турции на международной арене зависело очень многое. Стоит хотя бы вспомнить, что в годы холодной войны, во время "исхода евреев из Советского Союза" именно турки "дали коридор" эмигрантам.

Да и сама Турция все это время, как говорится, "до колик в желудке" боялась (да и сейчас боится) поднятия вопроса о Геноциде именно в израильском политическом истеблишменте. И поэтому все это время оказывала на еврейское государство небывалое давление именно в вопросе геноцида в Османской империи.

Количество протестных резолюций и гневных телеграмм, за семьдесят лет отправленных из Анкары в Тель-Авив, можно насчитать десятками и сотнями. Даже касающихся фильмов о геноциде и научных, исторических конгрессов, проведенных израильтянами на тему Холокоста/Геноцида.

А Израилю (в чисто глобальном политическом аспекте) нельзя было ссориться со страной, которая громадой, наподобие огромной скалы, нависала над еврейскими поселениями. Стоит лишь посмотреть на политическую карту этого региона — и многое станет понятным.

Азербайджан — в дрейфе "старшего брата"

Потом, когда Советский Союз "почил в бозе", появились новые реалии. И одной из них стало существование на Южном Кавказе государства Азербайджан, которому, в планах израильских политиков и дипломатов, еще предстоит серьезная роль союзника в противостоянии с вечным врагом — Ираном.

Потому и налаживали израильтяне более чем добрососедские отношения с азербайджанцами (хотя до соседства этих двух стран далеко — больше 2 тысяч километров). Потому до сих пор и продает Тель-Авив самое высокотехнологичное оружие Баку, включая ту самую знаменитую противоракетную систему "Железный купол" ценой в 4 миллиарда долларов.

Да и самые технологически "продвинутые" боевые дроны — беспилотные аппараты, производимые Израилем, тоже с недавнего времени потекли на вооружение азербайджанской армией серьезным потоком.

Правда, вдруг выясняется, что этот самый "Купол" от ракет российского производства "Искандер" вовсе не защищает, а корпорация, продающая дроны, завязла в темных махинациях по использованию своей продукции на линии противостояния, к Израилю никакого отношения не имеющей.

Но сделка то уже выгорела. И дело не столько даже в деньгах, которых на оружие у Азербайджана хватает — нефть и газ в Каспии пока еще есть. Дело в политической завязке, которая Израилю очень нужна именно на Южном Кавказе, на северных границах Ирана.

И Азербайджан с такой же неистовой силой, как и "старший брат" Турция, воюют против принятия мировым сообществом Геноцида армян в Османской империи.

Есть ли шанс, что в сложившейся ситуации Геноцид будет принят израильским Кнессетом?

Но, как говорил в свое время древнегреческий философ Гераклит из Эфеса, "все течет, все меняется". И взаимоотношения Израиля с Турцией в один момент могут перевернуться совсем в другую сторону, на полные 180 градусов.

И причиной тому может стать ни кто иной, как президент Соединенных Штатов Америки, заявивший, что его страна отныне будет считать столицей Израиля Иерусалим.

Большой политический переполох, который наступит после подобного заявления американцев, можно было легко предсказать. Равно как и то, что руководитель Турции попробует использовать этот шанс для того, чтобы выбиться в идеологические лидеры всего мусульманского мира.

И то, что высказывания на исламском саммите в Стамбуле переведут взаимоотношения Израиля с Турцией и Азербайджаном на новый уровень (далеко не добрососедский), в принципе можно было тоже предсказать.

Президент Турции Эрдоган в запале называет Израиль террористическим, "репрессивным" государством, оккупантом. Обвиняет израильтян в "несоразмерном применении силы против палестинских протестующих". Ему вторит азербайджанский лидер Алиев.

Очень щекотливая ситуация для обоих, поскольку на такие обвинения и непризнание Иерусалима столицей Израиля (а уж тем более признание его столицей Палестины) — это серьезный удар на политической арене по еврейскому государству.

И стоит ли после этого удивляться, что буквально через несколько дней знаменитый еврейский политолог Авигдор Эскин заявляет, что пришло время, чтобы Армения и Израиль установили полноценные дипломатические отношения? И что лидер израильской оппозиционной партии "Еш Атид" Яир Лапид, как сообщает Times of Israel, делает заявление, что его партия в ближайшее время внесет в Кнессет законопроект о признании Геноцида армян?

Как будут дальше развиваться события, остается только догадываться. Пойдет ли Израиль на то, чтобы еще более разозлить Турцию (чего все это время опасался) и примет ли Кнессет закон о Геноциде 1915 года? Или все-таки в Тель-Авиве постараются не спешить?

Учитывая политическую напряженность, сложившуюся в регионе, первое исключать нельзя.

Арман Ванескегян, политический обозреватель

Комментарии

А потому настало время, отхлестав себя по локонам, избавиться «от болей в желудке»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image