АРМЕНИЯ: ИТОГИ 2017-ГО, НА ПОРОГЕ НОВОГО 2018 ГОДА

12 января, 2018 - 16:22

Казалось бы, в отличие от позапрошлого, ушедший в историю 2017 год в Армении  прошел без потрясений и в целом характеризовался внутриполитической стабильностью, а в сфере экономики был даже зафиксирован определенный прогресс.

По итогам 11 месяцев прошлого года рост экономической активности составил 7 %. Замминистра экономического развития и инвестиций  Тигран Карапетян заявил, что экономический рост, который  обусловлен развитием торговли, услуг и промышленности,  по итогам года реально может составить те же 7 %. Отметим, что рост в 6-7 % может быть зафиксирован впервые, начиная с 2012 года.

Вместе с тем, население ни в 2017, ни, скорее всего, в новом году не ощутит  на себе положительных перемен. Здесь важную роль сыграло как увеличение военного бюджета на 100 млн долларов, так и огромный внешний долг, выплаты по которому тяжелым бременем ложатся на граждан страны. Отметим, что по официальным данным, 1/3  граждан страны являются бедными.

«Сегодня мы находимся в долговой яме, и одну десятую доходов платим за задолженности», – говорит бывший глава Центробанка Баграт Асатрян.

По данным Министерства финансов, внешний долг Армении по итогам 2017 года составит $5,4 млрд., внутренний – 1 млрд 269 млн долларов. По словам министра финансов Вардана Арамяна, общий госдолг по итогам  года составит   58,8% ВВП. Напомним, что по действующему законодательству, госдолг Армении не может превышать  60% ее валового внутреннего продукта. Таким образом, для достижения запретной черты остается чуть больше одного процента.

Вместе с тем, международные финансовые рейтинговые агентства в конце года улучшили прогноз по Армении. Несмотря на солидный долг, эти агентства фиксируют, что экономика  страны всё же растет. Соответственно, считается, что ситуация в стране является благоприятной.

Отметим, что  потенциально ожидаемый показатель экономического роста  в 7 % – это тот необходимый минимум, который обеспечит экономическое развитие Армении. +По словам ряда экономистов, для того, чтобы удвоить ВВП, Армении необходим ежегодный рост не менее 7 %, и тогда страна увеличит свой ВВП в течение 10 лет в два раза. Естественно, в два раза увеличатся зарплаты, социальные пособия, то есть жизнь граждан существенно улучшится. В этом контексте прошлый год можно назвать успешным.

Во внутренней политике 2017 год характеризовался непривычной безмятежностью. Возможно, впервые за долгие годы в стране не было ни одной значительной акции  протеста. По мнению некоторых экспертов, сегодня в Армении нет политической силы, способной стать транслятором общественного недовольства. Вместе с тем, общественное недовольство могло перейти в несколько иные настроения. В частности, недовольство граждан существующей тяжелой социально-экономической ситуацией трансформировалось в определенный аванс премьер-министру Карену Карапетяну. Люди пока надеются, что именно он изменит ситуацию на позитивную.

Согласно другой точке зрения, одной из причин столь пассивной позиции граждан является социальная апатия, появившаяся, конечно, не в одночасье, а будучи результатом соответствующей многолетней работы подконтрольных властям СМИ, государственных и политических структур.

В долгосрочном плане, важнейшую роль в формировании настроений безысходности сыграли события 1 марта 2008 года. Тогда власть своими насильственными действиями подавила волю народа, протестующего против фальсификаций итогов президентских выборов 19 февраля 2008 года. «1 марта» явилось наиболее ярким проявлением ужасающего оскала режима, ассоциируемого с именами второго и третьего президентов и  готового пойти на любые меры во имя сохранения и воспроизводства власти.

Применяемые на выборах  с целью воспроизводства власти многочисленные фальсификации из года в год медленно, но верно отравляли атмосферу в обществе,  постепенно лишая его желания бороться за свои права и за свое будущее.

В этом плане не стали исключением и парламентские выборы 2 апреля 2017 года. В ходе этих выборов, также как и прежде, на полную катушку был использован административно-финансовый ресурс и  массовые предвыборные взятки. Заметим, если раньше предвыборная взятка просто входила в богатый  арсенал власти по обеспечению нужных ей результатов выборов, то 2 апреля, в связи с новым Избирательным кодексом и системой электронного контроля за ходом выборов, подкуп избирателей стал практически единственным и наиболее весомым рычагом в деле обеспечения необходимых  для правящей Республиканской партии результатов.

Так что вовсе не случайно международные наблюдатели озвучили весьма тревожные оценки, связанные с подкупом избирателей. «Несмотря на реформы правовой сферы, технологические изыски по устранению неточностей и обеспечению свободы выборов, на выборы оказали влияние достоверные сведения о подкупах и давлении на гражданских служащих и сотрудников частных предприятий», – заявил, к примеру, координатор миссии БДИПЧ ОБСЕ Игнасио Санчес Амор. Как доказательство активного использования административного ресурса НПО «Союз информированных граждан» опубликовал результаты исследования, согласно которым, директора 114 школ и детсадов в телефонных разговорах с представителями НПО признались, что составили списки с паспортными данными  избирателей. Эти списки были переданы в предвыборные штабы правящей партии. При этом некоторые из директоров признавались, что для сбора необходимой информации они прибегли к таким методам, как шантаж и запугивание. Однако правоохранительные органы  так и не начали расследование по предоставленным аудиозаписям. Другим примером давления на граждан стала видеозапись, оказавшаяся в сети Youtube, где неизвестный мужчина, угрожая сотрудникам сети супермаркетов «SAS», требовал у них представить списки фамилий с паспортными данными в пользу баллотирующегося в парламент владельца сети  «SAS» Артака  Саркисяна. Эта история также не вызвала интереса у правоохранительных органов.

Напомним, что 2 апреля 2017 года в Армении прошли парламентские выборы, в которых приняли участие четыре блока и пять партий.  3 апреля ЦИК составила протокол по предварительным итогам выборов. Согласно подведенным итогам, в Национальное Собрание (НС) Армении при явке избирателей в 60,86 % прошли: РПА, за которую отдали голоса 49.12% граждан, далее следуют блок «Царукян», набравший 27.32%, блок «Елк» («Выход»), за который проголосовали 7.77%, а также партия  АРФ - Дашнакцутюн с 6,57%. Остальные политические силы в лице блоков «Конгресс - Народная партия Армении», «Оганян – Раффи – Осканян» («ОРО»), партий «Свободные демократы», «Армянское возрождение» и Компартия Армении не набрали необходимый минимум голосов для того, чтобы пройти в парламент.

Результаты выборов  во многом  были ожидаемы. Многие аналитики прогнозировали, что именно эти четыре силы пройдут в НС: в парламент прошли только те политические силы, которые оказали полную поддержку президенту Сержу Саргсяну во время референдума по конституционным изменениям в декабре 2015 года.

Из тех, кто не прошел в парламент, наиболее серьезной политической силой является оппозиционный «Армянский национальный конгресс», составивший блок с Народной партией Армении. Блок пошел на выборы с лозунгами урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе компромисса. В данном случае блок открыто заявил о том, что поддерживает «Обновленные мадридские принципы» или  же «Казанский документ» 2011 года (в целом здесь нет особых отличий от официальной позиции властей Армении – Прим. ред.). Однако конвертировать эту программу в реальные голоса блок так и не сумел. На настоящий момент общество не готово к такому подходу, по крайней мере, пока в этом вопросе оно настроено более радикально.

Прошлый год был ознаменован попытками странных трансформаций со стороны некоторых деятелей и появлением на  политической арене несколько экзотичных блоков. В частности, общество так и не поняло одномоментную «трансформацию» экс-министра обороны Сейрана Оганяна в ярого оппозиционера. Ведь до своей отставки (осенью 2016 года) года Оганян находился в ближайшем окружении Сержа Саргсяна. Скорее всего, ни он, ни другие лидеры экзотического блока «ОРО» в лице двух экс-министров иностранных дел Раффи Ованнисяна и Вардана Осканяна не имеют политических перспектив.

К этой же серии внутриполитических сюрпризов можно отнести и уход из правящей РПА экс-премьера Овика Абрамяна, который на протяжении 20 лет занимал высокие посты в системе власти, а также являлся одной из первых фигур в правящей партии. Напомним, что в январе 2017 года Овик Абрамян сделал сенсационное заявление о выходе из РПА. «Я принял одно из самых важных и сложных решений в моей жизни и заявляю, что прекращаю свое членство в Республиканской партии Армении. Я долго думал при принятии этого решения. Скажу откровенно, это было нелегким решением для меня, поскольку посвятил партии существенную часть моей жизни, примерно два десятилетия», – отмечалось в заявлении Абрамяна. Накануне в интервью одному из СМИ бывший премьер-министр заявил, что уходит из РПА, но продолжит  оставаться в политике.

Напомним, что8 сентября 2016 года указом президента Сержа Саргсяна правительство премьер-министра Овика Абрамяна было отправлено в отставку. Тогда многие наблюдатели были уверены в том, что отставка премьера весьма негативно скажется на его взаимоотношениях с властью и  в первую очередь с президентом.  Дальнейшие развития подтвердили эти прогнозы. Невозможно назвать Овика Абрамяна союзником президента. С другой стороны, он открыто поддерживает действующего премьер-министра Карена Карапетяна. Отметим, что Овик Абрамян, в противовес некоторым новоиспеченным «оппозиционерам», обладает значительными ресурсами, в том числе и в правящей РПА, которую он формально покинул.

В контексте подведения итогов прошлого года следует обратить внимание также на ряд судебных процессов, которые получили масштабную прессу.

Во-первых,  это дело о вооруженной группировке «Сасна црер», захватившей в июле 2016 года здание и территорию полка патрульно-постовой службы в столичной общине Эребуни.

Второй резонансный судебный процесс относится к ветерану карабахской войны Жирайру

Сефиляну. Ему и его соратникам предъявлено обвинение в подготовке массовых

беспорядков в день 100-летней годовщины Геноцида армян. Кроме того, они обвиняются 

в попытке вооруженного захвата зданий, имеющих стратегическое значение.

Третье нашумевшее разбирательство относится к действиям группировки, возглавляемой бывшим командующим Армией обороны Нагорного Карабаха Самвелом Бабаяном. По решению суда Бабаян, обвиняемый в приобретении  передвижного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла», а также – в отмывании денег, осужден на 6 лет лишения свободы. Напомним, что во время предвыборной кампании Служба национальной безопасности (СНБ) Армении сообщила, что экс-министр обороны НКР Самвел Бабаян (негласный куратор блока «ОРО») задержан в рамках уголовного дела, возбужденного по факту контрабандного провоза в Армению (через границу с Грузией) ПЗРК «Игла». В рамках дела, помимо Бабаяна, были задержаны, а затем и арестованы еще несколько человек.

И, наконец, четвертое резонансное судебное дело касается так называемой «Норкской» вооруженной группировки. Согласно СНБ Армении, её участники планировали вооруженный переворот, обсуждался также вопрос о том, чтобы сбить самолет президента. В рамках уголовного дела выдвинуто обвинение 33 лицам, из которых 20 взяты под стражу.

Некоторые аналитики видят в этих судебных процессах не только серьезные отголоски политической ситуации, но и объединяющий их стержень – острая неприязнь лично к действующему главе государства, а также требование изменить политический курс страны.

В одном случае речь идёт об изменении геополитического курса страны на западно-ориентированный. В частности, один из лидеров «Сасна црер» Варужан Аветисян открыто выступал против ратификации парламентом страны двух важных военно-политических соглашений с Россией: об объединенной армяно-российской военной группировке и  Объединенной региональной системе ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.  Видимо не случайно действия «Сасна црер» открыто поддерживал лидер партии «Наследие», бывший гражданин США, экс – министр иностранных дел Раффи Ованнисян. В случае с «группой Сефиляна» речь шла о требованиях сменить курс на радикально-националистический, с отказом от возможных компромиссов в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. 

Между тем, дело о «Норкской группировке», в определенной степени может бытьь наиболее политизированным. Дело в том, что один из обвиняемых по этому делу,  экс-министр  замминистра обороны Ваан Ширханян стремился организовать «Союз армянских офицеров».  Данная структура должна был включать как действующих, так и отставных военнослужащих, а также офицеров-армян из армий других стран. Совершенно очевидно, что  власти испугались реализации подобной идеи.

Во внешней политике Армения полностью завершила цикл своего членства в Евразийском экономическом союзе, приняв  закон «О Таможенном Кодексе».  24 ноября на саммите «Восточного партнерства» между Европейским Союзом и Арменией было подписано соглашение «О расширенном и всеобъемлющем сотрудничестве».  Документ поднимает уровень сотрудничества Армении с ЕС на новый, еще более высокий уровень.

Ожидается, что новый год по своему политическому содержанию станет более насыщенным, нежели прошедший. В частности, парламентом будет избран новый президент, обладающий, правда, в соответствии с «парламентской» конституционной схемой, весьма ограниченными полномочиями. Кроме того, в апреле «партия власти» должна определиться с кандидатурой премьер-министра, который будет управлять страной уже в рамках вышеупомянутых конституционных изменений.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image