Армения: когда повышение цен используется как повод для подковерных игр

13 января, 2018 - 11:33

В высших эшелонах власти Армении произошло довольно любопытное событие.  Согласно официальному пресс-релизу администрации президента, в ходе рабочей встречи с Сержем Саргсяном 9 января министр финансов Вардан Арамян представил итоги реализации налогово-бюджетной политики в 2017 году. Чиновник указал на необходимость обеспечения макроэкономической стабильности, при этом подчеркнув, что с этой целью была реализована налогово-бюджетная консолидация, призванная замедлить рост государственного долга и заложить основы снижения этого показателя в наступившем году.

Президент поручил обратить особое внимание не только на стабильность проводимой в текущем году налогово-бюджетной политики и управление долгом, но и показать представителям хозяйствующих субъектов, какова будет в среднесрочной перспективе траектория долга и проводимая налогово-бюджетная политика. Он уверен, что этим можно подвигнуть инвесторов на новые начинания.

Глава государства считает также необходимыми дальнейшее усовершенствование и улучшение налогового законодательства с целью упрощения в его применении и исключения двусмысленностей. В то же время частые кардинальные переделки налогового законодательства едва ли допустимы. Высказав такое замечание, С. Саргсян, по сути, выразил недовольство изменениями и дополнениями к Налоговому кодексу страны, принятыми парламентом 13 декабря прошлого года.

Это несколько странно. Изменения были представлены правительством, возглавляемым первым заместителем президента по правящей Республиканской партии Армении (РПА) Кареном Карапетяном. Парламентское большинство в лице фракций РПА и АРФ-Дашнакцутюн поддержало своими голосами внесенные правительством изменения. Но самое главное, вступившие в силу изменения 26 декабря С. Саргсян подписал собственноручно. В тот же день, кроме изменений в Налоговый кодекс, он также подписал законопроекты об изменении законов «О государственной пошлине» и «О налоге на прибыль».  Причем сделал это, несмотря на предоставленную правительством информацию о возможном росте цен на несколько групп товаров.

Изначально предполагался рост цен в рамках заложенной в госбюджете на 2018 год инфляции на уровне 4% (±1,5 %). И вот теперь, чуть более двух недель спустя, глава государства выражает сомнения и недовольство тем, что он сам же и поддержал. Случай исключительный для Армении.

Отметим, что часть  изменений в Налоговый кодекс обусловлена членством Армении в ЕАЭС и вступлением в силу с 1 января Таможенного кодекса Союза. И вполне естественно, что законодательные изменения не могли не учесть этого важного обстоятельства.

По мнению ряда экспертов, в плане налоговых ставок, механизмов налогообложения, применения штрафов предлагаются принципиальные и  коренные изменения. Официально их цель обставляется весьма благообразно – упрощение ведения бизнеса и обеспечение дополнительных доходов в государственный бюджет.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога должен свидетельствовать о стремлении двигаться в сторону большей социальной справедливости и нацеленности на решение существующих острых социальных проблем. Впрочем, подобный подход лишь обозначен, о чём свидетельствуют цифры. Так, подоходный налог получающих среднюю зарплату граждан несколько снизится. Например, ставка подоходного налога для получающих зарплату в размере до 150 тыс. драмов (при курсе 1 доллар США = 485 драм) вместо 24,4% станет 23%, в то время как для зарплаты в размере от 150 тыс. до 2 млн. драмов она составит 28%. Ставка подоходного налога для получающих зарплату в размере более 2 млн. драмов с 36% снизится, однако, до 33%.

Что касается доходов богатых и обладающих возможностью осуществления инвестиций лиц, то их дивиденды будут облагаться по ставке 5%, и это является нововведением. Предполагается, что такая мера позволит увеличить доходы государственного бюджета и решить часть социальных проблем. Как полагает руководитель  Центра инновационных и институциональных исследований Армянского государственного экономического университета Атом Маргарян,  «других вариантов нет. Если социальная поляризация будет углубляться, то это будет иметь серьезные последствия, в частности социальная напряженность увеличит вероятность возникновения столкновений, что для таких стран, как Армения, является нежелательным». Общество в стране поляризовано, существует огромный разрыв в доходах между необеспеченными и богатыми, и за последние 10 лет эта пропасть стала ещё глубже.

После вступления в силу нового Налогового кодекса ожидается подорожание около 40 наименований товаров, в числе которых есть и продукты первой необходимости. Кроме того, ожидается рост цен на дизтопливо и сжатый природный газ, что почти наверняка приведет к подорожанию транспортных услуг. Естественно, всё это серьёзно отразится на социально уязвимых группах населения.

«Согласно исследованию Национальной статистической службы Армении, как по части доходов, так и по части расходов коэффициент Джини (статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку) в РА вырос, а это означает, что поляризация населения Армении по показателю доходов глубже по отношению к показателю потребления. Согласно данным статистической службы, уровень бедности составляет 29,4%, а это означает, что в определенной степени ухудшится социальное положение именно данной группы населения, если её доходы не будут индексироваться хотя бы в соответствии с размером инфляции. Считаю, что в случае реализации планируемой макроэкономической программы удастся смягчить это неблагоприятное воздействие на уязвимые группы населения», – отмечает А. Маргарян.

С точки же зрения бизнеса периодические изменения Налогового кодекса оценивается, скорее, негативно. Это, собственно, и дал понять президент во время вышеупомянутой встречи с министром финансов.

В отсутствие премьер-министра К. Карапетяна, который находился в краткосрочном отпуске, С. Саргсян 10 января провел совещание с участием глав министерств экономического блока, председателя ЦБ и руководителя Госкомиссии по защите экономической конкуренции, обратив внимание на рост цен на рынке товаров первой необходимости. На нашей памяти это первое совещание, проводимое президентом с подобной повесткой дня. По итогам встречи С. Саргсян поручил составить список ключевых товаров и следить за процессом их ценообразования с целью исключения рисков подорожания. Глава государства поручил следить за ситуацией на рынке пшеницы и муки, дизельного топлива, бензина и газа. По его словам, любые ценовые «накрутки» будут строго пресекаться.

Самым любопытным в этой ситуации является то, что рынок перечисленных выше товаров сегодня монополизирован и контролируется узкой группой лиц, близких  лично к президенту.

Параллельно всему происходящему информационные атаки на правительство К. Карапетяна со стороны «независимой прессы» (по сути, подконтрольной одному из крыльев «партии власти») стали достаточно масштабными. Под видом экспертов в них принимают участие лица, никогда не скрывавшие своей полной лояльности администрации президента. В частности, речь идет о члене правления Армянского общенационального движения Ованесе Игитяне и социологе Агароне Адибекяне.

Одновременно парламентский блок «Елк»/«Выход» угрожает организовать акции протеста, которые, видимо, должны уподобиться «ЭлектроЕревану» 2015 года. Речь идет о малочисленных, но шумных акциях в две-три тысячи человек, которые могут быть раскручены с помощью «независимой  прессы» и социальных сетей. Один из флагманов «независимой  прессы»  газета «Айкакан жаманак» («Армянское время») утверждает, что президент якобы испугался  предстоящих протестных акций.

Возникает вполне естественный вопрос: что происходит? И чем объяснить столь странные шаги президента, направленные, по сути, против собственного правительства? Ответ достаточно прост: эти шаги отражают борьбу, которая началась внутри «партии власти» между ее различными крыльями за лучшую диспозицию перед назначением на пост премьер-министра в апреле наступившего года, когда полностью вступят в силу конституционные изменения 2015 года и политику страны будет определять глава кабинета.

На данное обстоятельство в косвенной форме указал и сам премьер-министр в своем интервью еженедельнику «168 часов». На вопрос о том, не оказывает ли эта неопределенная ситуация негативного влияния на бизнес и экономику, К.Карапетян ответил: «Мы должны признать, что это так. И мы, шаг за шагом формируя власть, должны привести к тому, чтобы с подобными факторами не связывалось много ожиданий. А подход «доживем до понедельника, посмотрим», конечно, в определенной степени влияет на экономику».

Как нам представляется, такое состояние дел продолжится до апреля включительно. Борьба между различными крыльями «партии власти», скорее всего, будет носить подковерный характер, время от времени выплескиваясь в прессу. Интрига, в том числе подогреваемая прессой, несомненно, будет, но какой-либо масштабной дестабилизации не последует, т.к. сторонам невыгодно нарушать правила игры. Не приходится сомневаться, что  правящая элита сделает всё от неё зависящее, чтобы не утерять того, чем она распоряжается ныне.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image