Являются ли аварцы ваххабитами?

16 января, 2014 - 19:36

О религиозной политике муфтията и властей Азербайджана в Закатальском регионе

На сегодняшний день территория компактного расселения южных аварцев (Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджана) более чем на 95% населена мусульманами. Исключение составляют грузины – православные христиане в Кахском районе, которые составляют 15% численности населения района, а также последователи западных христианских сект, живущие в основном в грузинских селениях Закатальского и Белоканского районов. Из числа последних баптисты, к примеру, живут в грузинском селении Алиабад Закатальского района, где их численность достигает 70 человек.

Из числа мусульман также не менее 90% практикующих мусульман являются суннитами-шафиитами, то есть они принадлежат к тому мазхабу (религиозно-правовой школе), который наиболее распространен в Дагестане (90% населения), а также среди этнических дагестанцев в Закавказье. Исключение составляют азербайджанцы – недавние переселенцы из других регионов Азербайджана, а также Грузии и Армении.

Согласно данным Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами, число шиитского населения страны составляет 65%, суннитского – 35%, и действия официальных структур АР фактически направлены на поддержку шиитского направления и всяческое ослабление суннитов. В частности, это касается и действий муфтия Азербайджана Аллахшукюра Паша-заде, которого обвиняют в том, что он «смотрит на религию как на средство извлечения доходов» [1].

В условиях практически полного конфессионального единства населения Закатальского региона изначально конфликтогенными, то есть нацеленными на противостояние с местным населением, видятся действия официального духовенства, а также властей АР по изменению этой ситуации, а также поддержке малочисленных религиозных групп, имеющих неместное происхождение. В этой плоскости конфликты заметны в нескольких направлениях, и первое из них – это незаконное вмешательство государственных структур АР в вопросы назначения религиозных деятелей региона.

Официальным представителем (кази) Паша-заде на территории Закатальского, Белоканского и Кахского районов является азербайджанец – выходец из Шекинского района, суннит ханафитского мазхаба, в то время как подавляющее большинство как аварцев и цахурцев, так и азербайджанцев и грузин-мусульман являются шафиитами. Это – Ибрагимов Ибрагим Джаруллах оглу 1957 г. р., живущий в селении Бехе Тала Закатальского района. Он также назначен ректором закатальского филиала Бакинского исламского университета [2] и медресе в селении Алиабад.

Назначение Ибрагимова произошло вопреки воле большинства населения этих районов и почти всех имамов мечетей этой зоны. Традиционно, даже при советской власти, этот пост занимали шафииты – этнические аварцы и цахуры. Так, к примеру, последние годы советского периода имамом Цора был Насух Алиев из аваро-цахурского в прошлом села Мухах Закатальского района. До него им был Кахав-апанди из аварского села Чардах, а еще раньше – Шахбан-апанди из аварского села Эхеди Тала.

Репрессии против местных дибиров

Назначение Ибрагимова можно сравнить с назначением главой православных Южного федерального округа России католического епископа из Польши. При поддержке Ибрагимова и происходят гонения на аварских дибиров, являвшихся мюридами Саида-апанди Чиркейского или получивших образование в религиозных училищах, связанных с его авторитетом. То есть при непосредственном участии Ибрагимова, который, естественно, работал в соответствии с установками, получаемыми из Баку, в 2000–2006 годах были отстранены от занимаемых мест нескольких десятков сельских дибиров.

Так, был снят с должности мухахского дибира Алиев Сайпудин Насухович (1960 г. р., отец – цахурец, мать – аварка) – сын вышеуказанного Насуха Алиева, потомственного суфия накшбандийского тариката. Посол США в Азербайджане, Энн Дерси, в рамках визита в Закатальский район в мае 2008 г. посетила село Мухах. Здесь она встретилась с бывшим дибиром села, Сайпудином Алиевым. Как сообщил информагентству АПА вышеуказанный Ибрагимов, этот дибир является «последователем секты накшибенди, считающейся одним из радикальных ответвлений ислама, его отстранение от должности имама связано именно с этим» [3]. В данном случае видно, что Ибрагимов пытается практически на все формы религиозных общин суннитов, не подчиняющихся своему патрону, навесить ярлыки радикалов – экстремистов. Более того, не скрывается и то, что отстранение Сайпудина Алиева от должности дибира села Мухах было связано только с тем, что он является последователем накшбандийского тариката. В таком ключе недалеко и до увязки таких «радикалов» с событиями 11 сентября 2001 г. в США.

Был снят с такими же обвинениями имам одного из самых крупных аварских сёл Закатальского района, Шахбан Маджидов, – внук вышеуказанного Шахбана-апанди. Бывший имам аварского 8-тысячного села Эхеди Тала – один из потомков шейха Хапиза-апанди, жившего в начале прошлого века. Все трое – из уважаемых и известных своими богословскими традициями тухумов. Все трое пользовались непререкаемым авторитетом в своих джамаатах.

К примеру, при снятии дибира главной для всех аварцев Джарской мечети – Пириева Султана Мухумаевича (1965 г. р.) – присутствовали глава района Рафаиль Меджидов и начальник закатальского районного отдела МНБ. Последний перед всем джамаатом заявил, что в «соответствии с политикой государства, этот человек не подходит на должность имама главной для аварцев мечети». Пириеву пришлось ходить для совершения намаза в верхнюю, квартальную мечеть Джара, а сама мечеть была на несколько дней закрыта на замок.

Дибир Кабахчолиба – самого крупного чисто аварского населенного пункта в регионе – был снят в мае 2007 г. Поводом для снятия Идриса Чиртиева стало то, что он обучался в Дагестане и читал проповеди на родном, аварском, языке. Затем, в феврале 2008 года, районные МНБ и полиция провели обыск в домах лиц, «подозреваемых в связях с радикальными религиозными группировками». По заявлению замначальника Белоканского райотдела полиции, Логмана Исмаилова, они «обнаружили в квартире жителя села Шамбул, Махама Чихинова (1953 года рождения), 313 экземпляров запрещенной религиозной литературы и 12 видеокассет, у жителя села Халатала, Идриса Чиртиева (1965 г. р.), изъято 107 экземпляров запрещенных книг и 1 видеокассета». Репрессии в отношении этих религиозных лидеров были вызваны тем, что они собирали подписи под петицией к президенту АР Ильхаму Алиеву, дабы в Белоканском и соседних районах разрешили исполнять азан (призыв к молитве) с минаретов, учить в медресе детей и читать пятничные проповеди в мечетях на аварском языке [4].

Наряду с вышеуказанными органами религиозные лидеры Цора обращались и в государственные органы России, расположенные в Дагестане. В таком обращении от 17 марта 2008 г., подписанном 7 дибирами, будунами и членами попечительских советов при мечетях Белоканского, Закатальского и Кахского районов, говорится и о том, что книги большей частью являются шафиитского мазхаба, есть там «МахIали», «ИхIяъ», книги Саида-апанди Чиркейского и т. д., в то время как «ваххабитская литература свободно продается в магазинах Закаталы». Сейчас владельцам книг заявили, якобы книги отправлены в Баку, в Академию наук для экспертизы. А по азербайджанскому телевидению заявляют, что всего в Белоканском районе забрали 4,5 тысяч книг, из которых 400 не подлежат возврату, а остальные якобы возвращены. На самом деле в Белоканском районе были изъяты только те 400 книг, большинству из которых больше 100 лет. Они, на взгляд дибиров, уже не будут возвращены: «Таким образом, идет искусственное лишение народа своей истории, поскольку в конце многих религиозных книг записаны и местные хроники, и другие историко-культурные материалы аварского народа». Они же отмечают, что «последние 6–7 лет в Закатальском регионе наблюдается практика изъятия или скупки старинных рукописных книг у аварского населения».

Мнение властей или спецслужб часто становится решающим при выборах дибира села, как это случилось, к примеру, в Макаве. В январе 2009 г. здесь состоялся совет сельской общины, который выбирал дибира. Одним из кандидатов был Муса Шабанов – сын бывшего дибира, Хаджиахмеда, которого, по непонятным причинам, невзлюбила власть, и кандидатура которого была отклонена именно по этим причинам. Был избран Магомеднури Абдуллаев, который через три месяца – 29 апреля 2009 г. – скоропостижно скончался. Покойный всего три месяца назад сменил на посту имама своего предшественника, Гази Газиева, который являлся ставленником Ибрагима Ибрагимова. Против Газиева встала общественность селения, и Ибрагимову пришлось отступить.

В тех случаях, когда напрямую поставить азербайджанца муллой в аварское селение не удавалось, Баку приводил в действие другой вариант. Вместо образованной и патриотично настроенной аварской молодежи назначать дибирами стали (по указке вышеупомянутого Ибрагимова и Паша-заде) полуграмотных стариков. Так, например, в селении Джар Закатальского района вместо Султана Пириева поставили тогда бывшего охранника закатальского райотдела КГБ АзССР. Последний изменил первым делом язык проповеди. В стенах древней Джарской соборной мечети, стоящей в пределах столицы аварского национального государства XVII–XIX вв., родной язык джарцев, то есть аварский, был отброшен. Он оказался в результате даже не на втором, а на третьем плане. Вместо аварского языка проповедь, в соответствии с политикой Баку, провел пенсионер уже на азербайджанском языке.

В результате такой политики почти все дибиры (около 40 человек), получившие образование в Дагестане, сняты со своих постов. Из их числа остались лишь два дибира – в селах Динчи Закатальского и Берет-росу Белоканского районов. В то же время духовные лица, получившие образование в Иране, Турции и в арабских странах, никаких нареканий со стороны властей не вызывают. Вместо снимаемых дибиров ставят других лиц, получивших образование в Закатальском филиале Бакинского исламского университета, в котором преподают турки – ханафиты (направление в исламе), тогда как 95% населения региона – шафииты. Религиозная практика ханафизма и шафиизма не совпадает, что вызывает конфликтогенность в регионе. Такая политика, конечно же, не своеволие местных властей, что в таком авторитарном государстве непозволительная для чиновника роскошь, а директива, исходящая от властей АР.

Противодействие тарикату

Одновременно в аварском регионе проводится политика противодействия тарикату – суфийскому учению в исламе, представители которого никогда не выступали с антигосударственных позиций. Несмотря на то что сам тарикатский шейх, Малламухаммад, – ученик Саида-апанди Чиркейского, который получил иджаза («разрешение» на самостоятельную проповедническую деятельность) от него, и его последователи показали себя законопослушными гражданами АР, патриотами государства, в котором они живут (сын шейха пошел по воле отца добровольцем на Карабахский фронт и погиб там в начале 1990-х годов), со стороны силовых структур АР проводится жесткая политика подавления любой его активности. Все последователи шейха вызываются на профилактические беседы в МНБ, где им заявляют, что все они находятся на учете и «саидовский тарикат» в АР запретят. Сам Саид-апанди дважды был депортирован из региона, однажды ему даже не дали совершить обеденный намаз в мечети. Среди аварцев региона практически отсутствуют приверженцы ваххабизма, что вызывает особенное недовольство властей АР, поскольку лишает их повода для репрессий (облеченных легитимностью в глазах мирового сообщества) против аварцев под видом борьбы с религиозными экстремистами.

Во-вторых, действия властей АР провоцируют напряженность в отношениях между суннитами, составляющими более 90% населения региона, и шиитами, которые по удельному весу составят не более 1–2%. В электронных СМИ приводился следующий пример, который встретил негативную реакцию среди населения Закатал [5]: «В аварском селении Хасан-бина Закатальского района живет Назим Заманов. Осенью 2006 г., после пятничного намаза, он вышел из центральной мечети города Закатала и направился на базар. По дороге он встретил шиитского дибира, уроженца Нахичевани, Чингиза, который начал при его приближении поносить Пророка Мухаммада (с. а. с.), называя его последними словами, также назвал подлецами праведных халифов, кроме Али (а. с.).

Чингиз является своего рода священнослужителем по вызову у шиитов, живущих в Закатале. Шииты, конечно же, не имеют своей мечети в Цоре, однако всякого рода чиновники и другие колонисты, прибывшие в аварский край на похороны, вызывают его на рождение ребенка и другие процедуры. Живет этот 50-летний нахичеванец в городе Закатала, на улице Гази Асланова. В прошлом известный политикан, активист Народного фронта Азербайджана, сейчас ошивается вокруг своего земляка – нахичеванца, главы Закатальского района Асифа Аскерова, и прочих чиновников шиитского направления.

Естественно, Заманов такого богохульства и откровенного нахальства стерпеть не смог и ударил Чингиза, на что, собственно, тот и рассчитывал. Заманов спокойно пошел домой, однако вечером за ним заехали полицейские закатальского отделения и арестовали его. Судья Закатальского районного суда по указанию «сверху» присудил Заманова к 1,5 годам лишения свободы. Его односельчанину, который просто оказался попутчиком Заманова, пришлось отдать 2 тысяч долларов за то, чтобы его оставили в покое. Сам Заманов, отсидев 1 год и 3 месяца, как осужденный по легкой статье, был включен в список заключенных, которые подлежали освобождению во время очередной массовой амнистии по указу президента АР Ильхама Алиева. Выйдя на свободу в декабре 2007 г., Назим Заманов через несколько дней оказался в городе Закатала, где, как назло, ему встретился начальник районного отделения полиции, который, тут же вызвав наряд, потащил его в отделение полиции. Так, начальник районного отделения полиции, наплевав на указ Ильхама Алиева, посадил Заманова еще на три месяца… Так и становятся уголовниками аварцы Цора на своей исторической Родине».

Стоит упомянуть, что прибывать в Цор азербайджанцы-шииты стали только после 1940-х годов. Однако после развала СССР и увеличения влияния нахичеванцев в рамках независимого Азербайджана эта незначительная прослойка населения фактически заняла привилегированное положение в противовес суннитскому большинству региона, которое оказалось в значительной степени отодвинуто от властных рычагов даже на региональном уровне.

Большинство мигрировавших в Цор азербайджанцев являются суннитами, хотя и принадлежащими к ханафитскому мазхабу. Так, например, азербайджанцы из Грузии в массе своей мигрируют в Цор из районов Сагареджо (сунниты-ханафиты), Лагодехи (треть – сунниты-шафииты, остальные – шииты), Телави (село Караджала – сунниты-ханафиты). В меньшей степени представлены мигранты из региона Квемо-Картли, где шиитская обрядовая практика, в частности шахсей-вахсей, за годы советской власти стала чуть ли не единственным проявлением религиозности, хотя в прошлом численное соотношение между шиитами и суннитами в этом регионе было в пользу вторых. Азербайджанцы из Шекинского района также являются на 90% суннитами, и в этих условиях наиболее многочисленная шиитская община в Цоре – нахичеванцы. Уже появляются сообщения о попытках данного меньшинства повлиять через поставленных сверху дибиров на умы населения с целью склонить их к принятию шиитской обрядовой практики [6].

Запрет на азан

Незаконные акции властей по запрету азана в Закатальском регионе, особенно на фоне более мягких мер в этом отношении в других регионах, настраивали верующую часть населения против азербайджанского государства в целом. Сначала, 12 декабря 2007 г., глава администрации Закатальского района Асиф Аскеров запретил исполнение азана в центральной мечети города посредством динамиков [7], однако в дальнейшем это приобрело более жесткие и неадекватные формы – полный запрет на азан [8]. В частности, в селении Эхеди Тала Закатальского района разрешили читать азан с минарета только после визита туда посла США в Азербайджане, Энн Дерси, 5 мая 2008 г., причем после отъезда посла чтение призыва к молитве снова было запрещено [9].

В Белоканском районе этот запрет вступил в действие еще раньше, в конце ноября, что вызвало протесты верующих и обращения в Управление мусульман Кавказа и Государственный комитет АР по работе с религиозными организациями. В обращении говорится, что больше месяца назад в районе запрещен призыв к азану посредством усилителей и все обращения правоверных в районную исполнительную власть и лично к Асифу Мамедову остаются без результата. Кроме того, обращение группы верующих с просьбой о разрешении провести митинг протеста было отклонено [10]. В вышеуказанном обращении аварских дибиров от 17 марта 2008 г. говорится: «…Последние полгода идут разного рода инсинуации религиозных и светских властей АР с азаном. Сначала был запрет на призыв к молитве посредством звукоусилителей. Затем – запрет и живого исполнения. Сейчас обратно заявляют, что вживую все-таки можно исполнять призыв. В то же самое время в ближайшем, этнически азербайджанском, Шекинском районе никаких запретов не было и нет, как и во всех остальных азербайджанских районах».

Верующие этот шаг властей объясняли по-разному. И так как причины, побудившие запретить азан, власти публично так и не прокомментировали, в ходу были собственные выводы: «Кто-то нашел в этом тайный заговор езидов, которые, выдавая себя за мусульман, одновременно почитают Малеки-Тавус (ангел-павлин, являющийся прототипом мусульманского шайтана), кто-то увидел в этом козни шиитов по отношению к суннитам, некоторые объясняли действия властей неудобством, которое создает громкое вещание азана (посредством звукоусилительных средств) для граждан, проживающих или работающих в зданиях, расположенных рядом с мечетями» [11].

Через полтора месяца информагентство Alazan-INFO сообщало: «Весь истекший месяц в Закаталах не был слышен азан. Как сообщила газета «Ени мусават», азан, который пять раз в день возвещал о времени обязательной для мусульман молитвы, был запрещен в Закаталах после устного распоряжения главы исполнительной власти Закатальского района Асифа Аскерова. Можно сказать, что Аскеров только поддержал инициативу официального Баку. На встрече с представителями духовенства района Аскерову пришлось в прямом смысле слова требовать, чтобы оно успокоило население, которое недовольно запретом азана. О решении властей запретить азан население Закаталы не было предупреждено, и действие это не было публично аргументировано, что было расценено широкими слоями населения как акт недоброжелательности по отношению к религии» [12].

Запрет на аварский язык в мечетях

Наибольшее неприятие в среде жителей Закатальского региона вызывает негласное решение властей АР о запрете использования аварского языка на религиозных собраниях и при проповедях в мечети. Мотивируется это решение тем, что в мечети могут находиться «граждане-азербайджанцы, не владеющие языками народов Кавказа» [13]. В вышеуказанном обращении аварских дибиров Цора говорится, что представитель муфтия Азербайджана Паша-заде в Закатальском регионе обязует делать проповеди в мечетях на азербайджанском языке даже в чисто аварских селениях: «В мечети с этой целью засылаются азербайджанцы, которые затем пишут заявления-жалобы о том, что проповеди проводятся на «непонятном» языке. Ибрагимов затем вызывает сельского муллу, показывает ему заявление и приказывает прекратить использование аварского языка в мечети. Таким образом, миллионы курдов, лазов, албанцев, болгар и других народов были превращены в турков, сейчас эти методы опробуются у нас». Сообщения о том, что вышеуказанный представитель муфтия Азербайджана, а также его ставленники являются проводниками линии по вытеснению аварского языка из духовной сферы аварцев Цора и замены его на азербайджанский язык, появлялись и в прессе.

Попытки изобразить аварцев ваххабитами

Возмущение местного населения вызывают и попытки изобразить аварцев Цора ваххабитами при малейшем проявлении недовольства проводимой Баку политикой. В частности, в январе 2002 г. в СМИ АР появилась информация о том, что наиболее сильны позиции ваххабитов на северо-западе (Закатальский, Белоканский и Кахский районы) и северо-востоке (Кусарский и Хачмасский районы) страны, а также в центре (города Баку и Гянджа, Шемахинский район). При этом в Белоканском районе якобы насчитывается примерно 450, а в Закатальском – 150, в Кусарском – 380, а в Хачмасском – до 300 ваххабитов [14]. Продолжая тему, Р. Новрузоглу ссылается на «издающийся в Дагестане» журнал «Эс-салам» (на самом деле такой журнал в Дагестане не издавался), который опубликовал итоги опросов. Они якобы проведены в ноябре 2000-го и июне 2001 года в северных районах Азербайджана, и в их проведении принимал участие «аварский муфтий» (такого поста в Дагестане не существует) Мухаммад Дарбишев. Учитывая то, что азербайджанские власти весьма ревниво относятся даже к простому приезду в регион религиозных лидеров из Дагестана, сведения о проведении ими опросов кажутся явным вымыслом, тем более что сам Дарбишев отрицает какое-либо свое участие в опросах или исследованиях на территории Азербайджана.

В данном случае мы имеем дело с дезинформацией, призванной приписать любую религиозную активность среди аварцев проискам ваххабитов. В то же время независимые исследователи отмечают, что в «аварских общинах в Белоканы-Закаталы» осуществляется вербовка боевиков, как мы видим, пока безуспешная [15].

Как свидетельствует автор статьи «Взгляд джарцев на запрет азана в Закатальском округе» на сайте ИА «Кабал», по слухам, вброшенным инициаторами запрета на азан, это решение связано с «борьбой, которую проводят руководство района и силы полиции, с представителями ваххабизма». Однако он отмечает: «…Если быть до конца честными, то нельзя упускать из виду тот факт, что ваххабизм в Закатальском регионе распространялся как минимум не без ведома тех же сил, которые якобы сегодня с ними борются. Скорее, как утверждают наши источники, это направление ислама здесь целенаправленно популяризировалось, чтобы иметь в будущем предмет борьбы, под предлогом которой можно проводить репрессии и по отношению к коренному населению региона – аварцам. Однако ваххабизм, к сожалению зачинателей этого проекта, прижился не в той среде, в которой ожидалось. Джарские аварцы оказались вне сферы влияния этого течения в исламе и продолжают придерживаться традиционных в крае норм вероисповедания. В то же время азербайджанские селения и места компактного проживания цахурцев в райцентре оказались очень даже восприимчивы к нему, что и «смущает» спецслужбы АР» [16].

Отчасти слова автора, являющегося, судя по всему, жителем селения Эхеди Тала Закатальского района, подтверждают и аварские дибиры в вышеуказанном обращении от 17 марта 2008 г. По словам религиозных деятелей, представитель муфтия Паша-заде – Ибрагим Ибрагимов – вносит в религиозную практику мусульман Цора следующие изменения:

1. «Постоянно на ежемесячных собраниях мулл (дибиров) приказывает не читать на кладбище молитв по усопшему, хотя это практиковалось всегда нашими предками, еще со времен прихода ислама в наш регион. Такая практика, то есть запрет на чтение Корана, характерна для ваххабизма. В случаях, когда чтение Корана на кладбище все же практиковалось, в дело вмешивалась полиция, как в случае с задержанием дибира и запугиванием жителей сел Закатальского района.

2. Запрещает проводить мавлиды, то есть религиозные мероприятия с трапезой, посвященные поминовению Пророка Мухаммада, да благословит его Аллаh и приветствует. К своей инициативе Ибрагимов привлекает и районное руководство, и силовые органы. Мавлиды опять же характерны для суфистской практики и неприемлемы для ваххабизма. Под запретом и обучение детей Корану и молитве без разрешения из Баку, Закаталы, родителей и лицензии у учителя!

3. Ибрагимов также активно агитирует, а в последнее время даже приказывает не делать обеденного намаза после пятничного. Объясняет он свой приказ тем, что религия не предусматривает 6 фарзов в день. Такие призывы опять же характерны для ваххабизма».

Данные инициативы Ибрагимов старается проводить в жизнь, нарушая законы АР, – каждый четверг в Закатальском филиале БИУ собираются дибиры, и им Ибрагимов вручает тексты проповедей, которые они должны прочитать в пятницу. По словам аварских дибиров, вышеуказанные действия вызывают недовольство местного населения, которое может выразиться в открытой форме: «...Чего, на наш взгляд, и добивается официальный Баку, действуя руками Ибрагимова, дабы в случае неудачи выставить его козлом отпущения. В случае открытых форм протеста против произвола властей, как нам кажется, аварцев в СМИ представят ваххабитами, которых из нас сейчас активно пытается сделать Ибрагимов, и начнут репрессии. Поэтому аварские духовные лица как могут успокаивают общественность, однако нам все труднее становится сдерживать эмоции раздраженного населения. Вся политика властей АР, судя по реальным их действиям, а не словам (которые у них всегда расходились с делом), направлена на полупринудительное выдавливание аварцев, испокон веков живущих в трех районах в долине реки Алазани, в Дагестан с последующим заселением сюда азербайджанцев из Грузии. Оба процесса параллельно уже движутся, и если такое положение будет сохраняться, то через 30 лет аварцев в Закатальском регионе не останется».

Последние пару лет мы сталкиваемся с некоторым смягчением со стороны Баку проводимой им жесткой политики в религиозной и языковой сфере, однако до реальных подвижек еще не дошло. В первую очередь в интересах Баку проводить в этом регионе взвешенную политику, учитывающую интересы местного населения, а не отдельных националистически настроенных лиц в государственной системе. Со стороны лично Ильхама Алиева демократические инициативы заметны, но в среднем звене и в некоторых руководящих органах по-прежнему эту сферу курируют лица, желающие проводить дискриминационную политику. Именно эти люди, а не простое население регионов, являются угрозой национальной безопасности Азербайджана, в то время как аварцы в сложные периоды для азербайджанского народа всегда протягивали им руку помощи. Тому свидетельство начало ХХ века, когда закатальские вооруженные формирования под командованием Ахмеда Дибирова помогали сохранить территориальную целостность Азербайджана, а Нажмудин Гоцинский по зову бакинских мусульман пришел им на помощь. И сейчас прежде всего от политики Баку зависит степень лояльности аварского населения на северо-западе Азербайджана, которое доказало свое изначально позитивное отношение к азербайджанской государственности, которое подвергается испытанию непродуманными действиями отдельных органов власти.

Ссылки: [1] Лятифоглу З. «Власти Азербайджана нарушают и религиозные права» // Газета «Новое время». Баку, 19.04.2003 г. [2] Закатальский филиал БИУ был открыт в 2003 году, финансируется турецким Фондом помощи молодежи. [3] Гейдаров Х. «Посол США в Азербайджане встретилась с бывшим имамом, последователем секты накшибенди, считающейся одним из радикальных ответвлений ислама» // ИА «АПА». 8.05.2008 г. [4] Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. [5] Гъолодинский Ш. «Протест против проклятий в адрес Пророка карается в Азербайджане 1,5 годами тюрьмы» // ИА «Кабал». 25.06.2008 г. [6] Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. [7] «В Загатальском районе введен запрет на усиление звука азана» // Ислам.аз. Баку, 13.12.2007 г. [8] Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. [9] Сайпулаев А. «Станут ли белоканские аварцы шиитами?» // Газета «Новое Дело». Махачкала, 17.04.2009 г. [10] «Призывая к Аллаhу...» // ИА «Alazan-INFO». 25.12.2007 г. [11] Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. [12] «С молитвой в сердце» // ИА «Alazan-INFO». 4.02.2008 г. [14] Эркенов Э. «Молитвенный призыв. Кому в Азербайджане мешает азан» // Газета «Настоящее время». Махачкала, 6.06.2008 г. [15] Надироглу Р. «Ваххабиты обосновались в северных районах Азербайджана» // Газета «Зеркало». Баку, 4.01.2002 г. [16] «Азербайджан: преобразования ли?» Доклад №156 Международной группы по предотвращению кризисов. Баку/ Брюссель, 13.05.2004 г. С. 31–32. [17] Чурмутазул Г. «Взгляд джарцев на запрет азана в Закатальском округе» // ИА «Кабал». 5.02.2008 г.

материал: Марко Шахбанов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image