Сезонные дети Армении

18 января, 2018 - 21:06

Учитывая высокие темпы роста трудовой миграции, в армянских деревнях остаются все меньше мужчин трудоспособного возраста. Жены видят их в лучшем случае раз в год. Детей тоже воспитывают одни. Такой стиль жизни давно стал нормой, звучит в публикации на сайте oc-media.org.

Почти в каждом селе есть мужчины, которые работают за границей. Они возвращаются домой в декабре и уезжают в январе. Село Дзитанков в Ширакской области находится в 105 км от Еревана. Климат там холодный. Мужчин почти нет. Как только они становятся взрослыми, уезжают на работу за границу, где и живут по 11 месяцев в году.

«Первые 7-8 лет я жил в Хабаровске, Кемерово, Новосибирске, Якутии, а последние десять лет — в Москве», — говорит 58-летний Мисак Манукян (в уголке снимка).

«Впервые я уехал на заработки в 21 год. Была середина января, вернулся обратно к Новому году, чтобы отпраздновать его вместе с семьей. С тех пор я жил по графику «хопанчи». В нашей деревне практически все мужчины работают за границей и берутся за любое дело», — рассказывает Манукян.

В Дзитанкове проживают 400 семей. Местные жители утверждают, что мужчины чаще всего уезжают на заработки в Россию.

Статистика это подтверждает. По данным ООН, больше всего мигрантов из Армении (около 56 процентов) находятся в Российской Федерации. По данным Центрального банка Армении, более 80 процентов из 41,6 миллионов долларов пересылаются в Армению именно оттуда.

Мальчики обычно первый раз уезжают в 15-16 лет и работают на стройплощадках. В 18 лет возвращаются для прохождения военной службы и потом снова уезжают.

«Из-за нашей работы сформировался обычай, согласно которому мы проводим свадьбы исключительно в ноябре, декабре или январе. По приезду на родину в январе парень выбирает себе невесту или знакомится с ней через друзей. Затем они продолжают общение дистанционно, и в итоге будущий жених приезжает раньше остальных уехавших за границу, женится и возвращается обратно. Например, свадьба моего сына состоялась 8 ноября», — говорит Манукян.

Манукян работает со своим сыном и его тестем. Они вместе выбрали день свадьбы и поручили семьям быстро организовать торжество, чтобы они смогли вовремя вернуться к работе.

«Я шутил, что если сын не успеет к свадьбе, то ее проведут без жениха. Но все хорошо закончилось и мы все наслаждались праздником», — вспоминает мужчина.

Его сын выполнил еще одно неписаное правило «хопанчи»: жена должна забеременеть до возвращения мужа на работу. «Внук родился в августе. Логично же, если свадьбы проводятся осенью-зимой, то малыши появляются с конца лета по осень», — отмечает Манукян.

«Мы поженились в январе 2016 года, — говорит 22-летняя Армине Пиноян (на снимке). — С мужем прожили пять месяцев. Я узнала о беременности, когда он уже уехал. С тех пор мы не виделись».

Случай Армине типичен для невест Дзитанкова. Свадьба была пышной, на нее ушли заработанные за границей деньги. С мужем она прожила недолго, но успела ощутить радость семейной жизни и забеременеть. Затем муж уехал и радость родительства она переживала уже одна.

«Близнецы появились 11 месяцев назад — Гагик и Гарик родились в ноябре 2016 года. Они еще не видели отца, у него не было времени приехать в Армению», — говорит Армине, признаваясь, что с нетерпением ждет мужа, а тот мечтает увидеть своих сыновей», — говорит девушка.

У Армине хороший дом с дорогой мебелью. Ее муж и свекор работают за границей. Каждый зарабатывает около 1 000 долларов в месяц, большую часть этой суммы отправляют в Армению. Свекровь Армине заботится о доме и ухаживает за невесткой и внуками.

«Мы хорошо живем и не думаем уезжать. Дети еще маленькие, а мужчины там ютятся в маленьких квартирах. Условий для жизни нет, поэтому мы будем ждать их дома», — добавляет она.

(С сокращениями)

Армине АВЕТИСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image