Пиар по-эрдогански, или кто нынче блюдёт турецкие интересы

3 февраля, 2018 - 20:33

В мае прошлого года на мировом информационном поле промелькнуло любопытное сообщение о назначении пресс-секретарем турецкого президента Реджепа Эрдогана человека по имени Рон Торосян (Ronn Torossian). Такие сообщения, в частности, были выложены на международной блог-платформе Medium.com. Получается, что, если исходить из фамилии данной персоны, пиарить президента Турции отныне доверено нашему соотечественнику?

Вопрос, конечно, интересный. Хотя, вообще-то, далеко не факт, что носитель фамилии, оканчивающейся на “ян”, непременно имеет армянское происхождение (например, яркие советские футболисты 1960-1970-х гг. Валерий Паркуян и Владимир Мунтян; иранский борец вольного стиля , призер Олимпиад в Сеуле и Барселоне Аскари Мохаммадиан), Но здесь фактура, думается, красноречива: неармянина по фамилии Торосян (изменение фамилии в брачном союзе или, скажем, в память о близком друге в данном случае не считается) не встретишь при всем желании.

Итак, Рон Торосян, руководитель PR-компании 5W, головной офис которой располагается в Нью-Йорке, теперь озвучивает мнения, комментарии и т.п. турецких руководителей во главе с Эрдоганом. Соглашение с ним было заключено 25 мая прошлого года, а полновесный контракт стороны подписали 10 августа. Помимо суммы, оговоренной в контракте, его фирме за упомянутые услуги было уплачено 60 тыс. долларов США за период с 16 мая по 16 ноября 2017 г.; аналогичная оплата будет внесена и за последующие шесть месяцев.

Учредитель и главный редактор газеты The California Courier Арут Сасунян указывает в связи с этим на примечательный факт: Торосян подписал соглашение с турецкими властями через девять дней после того, как президент Эрдоган наблюдал, как его телохранители поколотили демонстрантов у резиденции посла Турции в Вашингтоне. А уже спустя три дня после того инцидента Торосян опубликовал в нью-йоркской еженедельной газете The Algemeiner отклик, озаглавленный «Депортировать радикального исламистского проповедника (речь идет о Фетхуллахе Гюлене, проживающем в США – А.Г.) и блюсти американские интересы”. Упомянутая газета, кстати, несколько лет назад опубликовала статью “Антисемитизм в Армении”, а также откровенно тенденциозный материал о трагических событиях в селе Ходжалы 25-26 февраля 1992 года, назвав их “массовой резней” и “одним из страшных событий ХХ века”. После чего, как и следовало ожидать, стала одной из самых любимых у азербайджанского агитпропа, в ;оте лица промышляющего антиармянскими информационными вбросами.

Этот и некоторые другие шаги Торосяна на новом поприще привели Сасуняна к заключению, что тот “ханжески отстаивает интересы диктатора Турции – Эрдогана”. “Я дважды звонил в офис Торосяна,- отмечает Сасунян.- Каждый раз его сотрудники заверяли, что он обязательно ответит на звонок. Но ответа я так и не дождался”. Подобным результатом завершились попытки и других журналистов. В частности – корреспонденту упомянутого ресурса Medium.com Луизе Нэу. А когда она осмелилась покритиковать Торосяна за это в “Твиттере”, то получила в ответ разъяренную отповедь: “Вешайте на меня всех собак, это я убил президента Кеннеди! Моя бывшая жена – русская! А на неделе я даже наелся черной икры!” Поговаривают, что главной причиной такого раздражения стали появившаяся в сети информация о его деловых связях с еврейскими и российскими олигархами. Во всяком случае, “Нью-Йорк Таймс” охарактеризовала Торосяна как “откровенно агрессивного”.

Кстати, помимо своего основного бизнеса, Рон Торосян является также партнером, директором по маркетингу и членом консультативного совета американской компании JetSmarter, которая специализируется на развитии частной авиации (прилагаются усилия к формированию сети аэротакси, наподобие автомобильного Uber-a). Основатель и директор-распорядитель этой компании, старающейся в последнее время развивать бизнес и в России, – Сергей Петроссов. Отец которого, Вачаган, одно время заведовал энергосетью города Денвера, еще с советских времен дружил с криминальным авторитетом Вячеславом Иваньковым – он же «Мишка-Япончик»,- которого называл “героем, не убоявшимся коммунистов” (http://www.nydailynews.com/archives/news/infamous-moscow-n-y-article-1.7...). 

Наши люди – не только в Голливуде

Новое трудоустройство Рона Торосяна видится особенно примечательным в связи с тем, что подобный прецедент некоторое время назад уже имел место. А именно: с октября 1980-го по февраль 1984-го в американской лоббинговой компании Gray&Co., к услугам которой прибегли тогдашние власти Турции, работал армянин по происхождению Барри Зортян. (До того наш соотечественник был администратором радиостанции “Голос Америки”, а еще раньше, в конце 1960-х – главным информационным представителем США в оккупированном американскими войсками Южном Вьетнаме). Tаким образом, некоторое время Зортян был и ответственным сотрудником фирмы, лоббирующей интересы Турции, и членом правления Армянской Ассамблеи Америки. В 1983 году Сасунян, тогда еще начинающий журналист, проведав об этом, не преминул поинтересоваться, как Зортяну удавалось совмещать две такие разные ипостаси. Согласившись на беседу, тот разъяснил, что работал в офисе связей с общественностью, а турецкие интересы продвигал отдел лоббинга Gray&Co. Хотя про обслуживание этих интересов, конечно, по долгу службы не мог не знать.

Интервью с Барри Зортяном было опубликовано в январе 1984 г. на первой полосе The California Courier. “Статья вызвала немалый резонанс,- вспоминает Сасунян,- особенно в Турции. В частности, в турецком МИДе были изрядно смущены тем фактом, что одним из руководителей лоббинговой компании, которой официальная Анкара платила 300 тыс. долларов в год, был американский армянин”. Публикация основательно рассердила тогдашнего посла Турции в Соединенных Штатах Шюкрю Элекдага. Потребовав встречи с руководством компании, он заявил: “Ребята, я вас нанял, чтобы вы помогли в решении наших проблем, а вы вместо этого создаёте нам новые? Давайте, шевелитесь, в противном случае мне придётся расторгнуть контракт с вами”. Фирма отреагировала оперативно: её президент Роберт Грей срочно вернулся в Вашингтон из мексиканского Акапулько, где проводил свой отпуск, и настоятельно рекомендовал Зортяну сложить свои полномочия. А после того, как тот отказался, его уволили.

Условные рефлексы

Возвращаясь к истории с Роном Торосяном, отметим, что Сасуняну в итоге все же удалось докопаться до его родословной. Нашлись соотечественники, которые были знакомы с семьей Торосянов. Один из рассказал, что отец Рона – Арут Торосян был одним из его друзей детства, когда они жили в Иерусалиме. Деда Рона звали Воскан, а бабушку – Мариам. Воскан и арут состояли во Всеармянском спортивно-скаутском союзе «Хоменетмен»; Воскан трудился разнорабочим в Армянской Патриархии Иерусалима, Арут учился в школе Св. Таргманчац при местном армянском монастыре. То есть, армянские корни налицо.

Но потом Арут женился на еврейке. И, когда родился Рон, его там идентифицировали как еврея (напомню: в Израиле и вообще у евреев национальная принадлежность потомка фиксируется по национальности матери, а не отца – А.Г.). Он рос и воспитывался в еврейском духе, и сейчас считает себя евреем, а не армянином. Что, кстати, подчеркнул в своем письме – откликнулся все-таки! – Сасуняну, заявив, что никогда не идентифицировал себя с армянской нацией. И считает попытки выяснить его нацпринадлежность “смехотворными и нелепыми”.

В своем ответе Сасунян отметил, что не намерен оспаривать выбор Торосяном своей национальной принадлежности. Однако, в любом случае, это не освобождает его от недопустимости наниматься в пиарщики страны, которая отрицает геноцид целого народа. “Принадлежность как к армянскому, так и к еврейскому этносам,- подчеркнул Сасунян,- делает вас потомком тех, кто пережил ужасы и Холокоста, и Геноцида армян и, следовательно, налагает на вас двойное бремя в плане особой чувствительности к тем, кто отрицает геноцид”. Даже безотносительно национальной принадлежности, убежден Сасунян, безнравственно пропагандировать за деньги интересы Турции – страны, где десятилетиями отрицается массовое истребление армян, попираются права тысяч своих граждан, а ныне у власти находится такой диктатор, как Реджеп Эрдоган.

Не вдаваясь в подробности данной переписки, отметим, что каждый из оппонентов остался про своем мнении. И человек по фамилии Торосян, считающий себя евреем, продолжает трудиться ведущим пиар-технологом для турецкого правительства.

По иронии судьбы, в июне 2010 года, еше до подписания контракта с турецкими властями, Торосян организовал антитурецкие протесты в нью-йоркском округе Манхэттен. Эти демонстрации были устроены после кровопролитного инцидента, когда израильский морской спецназ перехватил так называемую "Флотилию свободы", пытавшуюся прорвать морскую блокаду сектора Газа.

Та операция получила в Израиле название “Морской бриз”. Флотилию из трёх пассажирских и трёх грузовых кораблей организовали Благотворительный фонд прав и свобод человека (IHH, международная мусульманская неправительственная структура, зарегистрированная в Стамбуле; с середины 1990-х организация определена как “радикальная”, отмечены ее связи с исламистскими группировками в странах арабского мира) и правозащитная организации Free Gaza Movement.

В ночь с 30 на 31 мая 2010 года конвой был остановлен нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону. Капитанам судов было предложено принять на борт досмотровую группу и поменять курс на порт города Ашдод. На одном из судов – “Мави Мармара” израильской досмотровой группе спецназа пассажиры оказали сопротивление. В результате штурма судна были убиты 9 и ранены 30 пассажиров, ранения также получили 10-15 израильских солдат.

Остальные корабли флотилии не оказали сопротивления и были захвачены без жертв. Все суда были препровождены под охраной в порт Ашдода, откуда на следующий часть активистов выслали за пределы Израиля. Отказавшиеся покинуть страну были арестованы и депортированы в последующие несколько дней.

Израиль тогда заявил, что рейд был совершен с целью проверки судна на наличие оружия. Инцидент вызвал существенное ухудшение турецко-израильских отношений: из Анкары был отозван израильский посол, а Тель-Авив покинул диппредставитель Турции; период двустороннего охлаждения растянулся на шесть лет. Осложнилась и без того гремучая ситуация на Ближнем Востоке, пошли ожесточённые споры о законности и правомерности действий, предпринятых как Израилем, так и организаторами флотилии.

По поводу данного инцидента Торосян тогда заявил, что “этот поход так называемых активистов мира был не чем иным, как продуманной провокацией в духе антисемитизма”. Тем не менее, это не помешало ему довольно скоро трудоустроиться с другой стороны. Как говорится – бизнес, ничего личного. Надо полагать, турецкие власти не смущает наполовину армянское происхождение Рона Торосяна. Раз уж он сам от него демонстративно открещивается.

Но дедовскую фамилию менять почему-то не хочет.

  Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image