Армен Донелян

21 января, 2014 - 12:58

Армен Донелян - личность хорошо известная в армянском музыкальном мире. Еще больше он известен в джазовом мире Америки и Европы. Донелян пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Приехав однажды с концертами он теперь возвращается почти каждый год, но уже не играть, а учить джазу.

Сын Хачика и Лилиан Армен Грант Донелян родился в Нью-Йорке в 1950 году. Родня отца попала в Америку из Турции, матери — из Сирии. Дома ино­гда говорили между собой по-армянски, но в основном по-английски. Сегодня Армен очень сожалеет о том, что он так и не научился говорить на языке пред­ков, хотя несколько раз, в последние го­ды, и предпринимал такие попытки. Сейчас ему это очень пригодилось бы.

Серьезно Армен начал заниматься музыкой в б лет. В 11 отец подарил ему старенький "Стенвей1' (он до сих пор стоит у него дома) и пошло-поехало. Не счесть количества молодежных ан­самблей, в которых играл Донелян. Обладая классическим музыкальным образованием — консерватория и Ко­лумбийский университет—он одина­ково хорошо играл джаз, классику, рок и блюз. Но постепенно джаз вы­теснил все остальное.

Кстати, пристрастился он к джазу благодаря старшему брату, игравшему на кларнете в диксиленде. В 1964 году Армен присоединяется к этому дикси­ленду и играет свой первый джазовый концерт в качестве пианиста джаз-оркестра Артура Раерсона. Армену Донеляну тогда было всего 14 лет.

В 1972 году он закончил Колумбий­ский университет, получив степень бакалавра музыки. Он часами сидит в библиотеке Линкольн-центра, слуша­ет записи Майлса Дэвиса, Хэрби Хэн­кока и других корифеев джаза. Он ус­траивается в ресторане в качестве та­пера, создает джаз-рок-группу, учится играть на гитаре и даже выступает в качестве блюз-гитариста...

В 1975 году Армен получает место в октете знаменитого афро-кубинского перкуссиониста Монго Сантамария. Вместе они записали 4 альбома. Это бы­ли напряженные годы — концерты, ре­петиции, запись на пластинки. После того, как Армен расстался с Сантамарией, ему посчастливилось играть с таки­ми суперзвездами джаза, как Чет Бей­кер, Лайонел Хэмптон, Тед Керсон, и да­же с самим колоссом джазового саксо­фона Сонни Роллинсом. Потом была работа с группой Night Ark (Ара Динкджян — уд, Марк Джонсон — бас, Арто ТУнчбояджан — перкуссия и вокал) — многочисленные выступления, разъез­ды по всему свету (именно в составе этой группы Армен впервые приехал в Армению), запись трех альбомов. В конце 90-х начинается совместная ра­бота с Татевик Оганесян над альбомом "Прислушайся к биению моего сердца". Альбом составлен целиком из джазо­вых обработок армянских народных песен в великолепном исполнении Та­тевик. Все аранжировки выполненны Арменом. Продюсером альбома высту­пил легендарный Джордж Авакян. В за­писи альбома принимали участие Па- кито д'Ривейро, Фрэнк Уэсс, Бен Райли, Клаудио Родити, Арто Тунчбояджан и, конечно, сам Армен Донелян.

Конечно, есть у Армена и собствен­ные проекты — сегодня на его счету 5 альбомов — "A Reverie", "Secrets", "The Way Farer", 'Trio'87", "Wave". Презента­ция последнего, шестого по счету, — состоялась месяц назад. Уже записан, но еще не вышел официально седь­мой. Но в последние годы Армен все больше внимания уделяет обучению подрастающего поколения джазме­нов. Пишет книги по теории и прак­тике джаза, проводит семинары, участвует во многочисленных конфе­ренциях и преподает в New School Jazz Program. Это все в США. А послед­ние несколько лет господин Донелян получает гранты Фонда Фулбрайта на осуществление своей программы "Джаз в Армении", которая заключа­ется в том, что по согласованию с рек­торатом ереванской консерватории он приезжает давать мастер-классы и учить джазу молодых армянских му­зыкантов, имеющих склонность и хо­тя бы начальные навыки в этом жан­ре.

Армен, вот уже несколько лет подряд ты приезжаешь в Ереван. Замечаешь ли ты из­менения?

Конечно. Город становится краше, люди спокойнее, уве­реннее. Я надеюсь, что это не результат разовых успехов, а тенденции.

А как дела, на твой взгляд, в армянском джазе?

Ну, мне трудно говорить о джазе в целом. Я могу лишь сказать о молодежи, с кото­рой я занимался и буду зани­маться. Так вот, те, кто ходил на мои мастер-классы в про­шлые годы регулярно, сейчас уже показывают хорошие ре­зультаты.

А какой контингент ходит на твои занятия?

Постоянно в классе присут­ствует 30-40 человек. Это много. Но чтобы картина бы­ла ясна, я бы разбил этих по­сетителей на 3 группы. Те, кто что-то уже знает и хочет уз­нать больше. Вторые, это те, кто не знает пока ничего, но хочет знать. И, наконец, про­сто любопытствующие. При­ходят даже не только студен­ты консерватории, но и люди, не имеющие музыкального образования, просто любите­ли джаза.

А зачем тебе этот "балласт"? Не лучше ли собрать человек десять действительно интере­сующихся джазом и работать с ними?

Не совсем так. Ведь моя за­дача не только дать какие-то конкретные знания несколь­ким избранным студентам. Я бы хотел, чтобы джаз стал по настоящему популярным в Армении. И поэтому, если мои занятия хотя бы натолк­нут кого-то на мысль послу­шать дома джаз, я буду рад.

В последнее время много пишут о том, что старый тра­диционный джаз умирает. Даже в Америке. На авансце­ну выходит целый ряд новых направлений — этноджаз, cross-over, smooth-jazz... Ра­диостанции передают в ос­новном сладенькую музыку с легким привкусом джаза, на­грады "Грэмми" вручают смазливым девицам, по­ющим попсовые песни в око- лоджазовой аранжировке. И вообще, утверждается, что традиционный джаз больше не популярен.

Что значит популярен или нет? Ведь и радиостанции, и "Грэмми", и студии грамзапи­си — это звенья одной цепи шоу-бизнеса. Чаще всего принадлежат они одним и тем же людям, определяющим по­литику бизнеса. И зависит эта политика от целей этого само­го бизнеса. А музыкальный бизнес напрямую зависит от спонсоров и рекламодателей. Поэтому, грубо говоря, если для продажи, скажем, нового крема для бритья нужно, что­бы звучала эта композиция или альбом, или целое направ­ление, то это будет звучать столько, пока не продадут по­следний тюбик упомянутого крема. А потом по плей-лис- там радиостанций составля­ют рейтинги и вручают награ­ды. И все, круг замыкается. Так что доверять этим сведе­ниям не очень-то и стоит. Хо­тя, конечно, надо признать, что серьезный джаз слушает гораздо меньше людей, чем припопсованный. Но так во всех сферах искусства. Ведь серьезные классические про­изведения тоже слушают меньше любителей музыки, чем, скажем, вальсы Штрауса и ноктюрны Шопена.

На своих занятиях ты пре­подаешь технику и теорию классического джаза. Но, на­сколько я в курсе, в Ереване молодежь в основном увлека­ется современными стилями джаза. Может быть, лучше преподнести им этот курс?

Видишь ли, прежде, чем иг­рать что-либо, надо выучить ноты. Как и для того, чтобы прочесть книгу, причем лю­бого жанра, нужно сначала выучить буквы. А потом уже решать, что ты будешь читать или играть. Так и в джазе. Прежде надо изучить основы, традицию, а потом перехо­дить к современности, аван­гарду и различным ответвле­ниям основного направления. Вот поэтому я и уделяю так много внимая основе.


Ты можешь научить джазу любого музыканта вне зави­симости от его корней, нацио­нальности, традиций?

Ты не совсем правильно по­ставил вопрос. Не я могу на­учить, а студент может вы­учить. Ведь главное — это же­лание учиться. Если оно есть, то да, любой человек может научиться играть джаз. Я по­нимаю, ты имеешь в виду: можно ли, скажем, армянина, родившегося и живущего в Ереване, научить играть джаз так же, как и афроамерикан­ца, проживающего в Америке. Так вот, заявляю: можно. Я встречал массу американских музыкантов, не умеющих свинговать, а это, ты знаешь, главное в джазе. В то же время я встречал много европейских джазменов, играющих на го­лову выше, чем американские музыканты. Так что цвет кожи и национальность не имеют никакого значения. Надо мно­го заниматься, слушать, прак­тиковаться и общаться с хоро­шими музыкантами. У армян­ских музыкантов есть все воз­можности для этого, за исклю­чением, пожалуй, личных кон­тактов с зарубежными звезда­ми. Концерты гастролеров у вас редкое явление. Это минус процессу обучения. А все ос­тальное более или менее уст­раивает.

Кстати, Армен привез в по­дарок библиотеке консерва­тории больше сотни альбомов с записями корифеев мирово­го джаза и массу книг по исто­рии и теории джаза. Вместе с теми, что он привез в про­шлый раз, они.составят со­лидный аудиовизуальный учебный фонд для людей, пы­тающихся проникнуть в сек­реты большого джаза.

Очень много споров вызы­вает этно-джаз. Ты играл его и с Татевик Оганесян и с груп­пой Night Ark. Пуристы от джаза его собственно джазом не считают. Как ты к нему от­носишься?

Я приветствую любое нова­торство, если оно хорошо сде­лано и имеет под собой обос­нованную точку зрения. К со­жалению, очень много музы­кантов сейчас спекулируют на интересе слушателей к на­родным инструментам и ме­лодиям. Эти горе-музыканты насильно склеивают фольк­лорные мелодии и новые рит­мы, абсолютно неоправданно вводят в группу европейских инструментов народные и уверяют, что они играют эт- но-джаз. Но это не то. Это, ча­ще всего, китч, жалкие поту­ги, а не искусство. А если вве­дение фольклорной основы и инструментов оправданно идеей, самоц тканью произ­ведения, действительно гар­монично переплетено и сде­лано талантливо, то это, ко­нечно, имеет право на суще­ствование. Ведь не надо забы­вать, что собственно джаз и появился в результате слия­ния европейской и африкан­ской музыки. Т.е. уже изна­чально эта музыка могла на­зываться этно-джазом, так как имела в своей основе му­зыкальные традиции не­скольких народов. В принци­пе, я "за".

Армен Донелян — велико­лепный собеседник, много знает, много видел и всегда с удовольствием делится свои­ми знаниями. Мы могли бы проговорить с ним еще пару часов, но у него была назначе­на встреча и мне пришлось за­кругляться. Напоследок, уже спускаясь по лестнице, он пригласил меня на свой кон­церт.

Через несколько дней по­сле этого интервью состоялся концерт под условным назва­нием "Армен Донелян и дру­зья" и был организован при содействии посольства США в Армении. Все сборы пошли в фонд джазовой библиотеки, создаваемой на базе Госконсерватории. В концерте, про­шедшем при большом стече­нии народа в Доме-музее Ара­ма Хачатуряна, приняли учат- сие лучшие армянские музы­канты, коллеги и друзья Доне- ляна: Армен Уснунц (саксо­фоны), Коля Варданян (бас), Тигран Пештмаджян (вибра­фон) и Лилит Пепоян (вокал). Прозвучали произведения самого Донёляна, его об­работки произведений коми- таса и Саят-Нова, ну и, конеч­но, джазовые стандарты. Программа, представленная музыкантами, была камерной и интеллектуальной как по воздействию на слушателей, так и по манере исполне­ния.Все музыканты, собрав­шиеся в тот вечер, представ­ляли армянскую джазовую "интеллигенцию", элиту. Об­ладающие фантастической техникой, великолепным чув­ством ритма и обостренным чувством коллективизма, му­зыканты показали высокий класс. Это был современный композиторский джаз, требу­ющий и от исполнителя, и от слушателя солидной подго­товки и, если хотите, умствен­ного напряжения. Сами темы, образы их развития, стиль им­провизации и манера музи­цирования были элегантны­ми, явно новаторскими, но в то же время от них веяло не­которым холодом и отрешен­ностью. Музыка для продви­нутых эстетов.

Для студентов, пришедших на концерт их учителя и мэт­ров армянского джаза, кон­церт этот был великолепной иллюстрацией к прослушан­ным лекциям.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №6/2003

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image