Песня первой любви. Любимому фильму 60 лет

10 февраля, 2018 - 20:41

9 февраля в Доме Кино в Москве прошел юбилей фильма «Песня первой любви». Мы собрали для вас интересные факты о фильме.

Молодой певец Арсен Варунц, рано познавший славу, не смог справиться с её бременем. После чего как возмездие распадается семья, пропадает голос. Сможет ли он вернуть любовь жены, былую славу и веру в свой талант? Такова завязка всеми любимого фильма «Песня первой любви», которому в этом году - 60 лет.

Кстати, «Песня первой любви» был первым советским послевоенным фильмом, в котором прозвучал джаз. А еще, это была первая режиссерская работа талантливейших Лаэрта Вагаршяна и Юрия Ерзинкяна, первая роль в кино Хорена Абрамяна и первые известные эстрадные песни Арно Бабаджаняна.

Фильм получил признание зрителей не только благодаря прекрасной игре актёров, но и запоминающимся песням. Популярность фильма была феноменальной.  Он стал лидером советского проката 1958 г. Его посмотрело  24,6 млн зрителей.

Давидян и Абрамян

В конце 50-х. начались съемки фильма «Песня первой любви». Арно Бабаджанян, написавший песню, давшую название картине, долго искал исполнителя. В Москве он обратил внимание на лирического тенора Сергея Давидяна. Певец был приглашен для записи к фильму.

Поговаривали, что Давидян очень хотел не только спеть для фильма, но и исполнить главную роль. В то же время Хорен Абрамян   желал не только играть, но и петь в фильме. Однако чудесная музыка Арно Бабаджаняна, прекрасный голос Сергея Давидяна и отличная игра Хорена Абрамяна стали залогом успеха будущего фильма.

Думали не заметят

Юрий Ерзинкян один из режиссеров фильма обладал талантом литератора и оставил множество миниатюр, многие из которых вошли в его книгу «Невыдуманные истории. Веселые страницы из невеселого дневника кинорежиссера». Вот что он писал…

По сценарию «Новый дом» (авторское название «Песни первой любви») певец Арсен Варунц уходил из дома. Уходил навсегда. Терял голос. Спивался. Бродяжничал. Побирался…Кроткая, любящая жена Рузан гнала его от себя, по свидетельству авторов сценария, «мучительно боролась сама с собой», побеждала в себе ту, что послезливее, пожалостливее и… выходила замуж за добропорядочного, «положительного» архитектора Варужана Манучаряна. Против такого хода событий вдруг ополчились все – редакторы, члены художественного совета, руководители студии, съемочная группа, актеры и, наконец, композитор Арно Бабаджанян, который (видимо, не читая сценария) написал для фильма веселую, бодрую песню. Нам, в приказном порядке, предложили «изменить финал, переосмыслить поведение героя, вернуть его семье, обществу, искусству…» Сделать это, когда до окончания съемок оставались считанные дни, было не так-то просто. Пришлось кое-что переснять. Кое-что перемонтировать, заново озвучить… Изменили финал.

«Переосмысленный» Арсен Варунц возвращался на сцену. В большом, переполненном до отказа, зале пел он Рузан, ей одной, так сказать, в «публичном одиночестве». Пел о любви, молил о прощении…И Рузан, конечно же, прощала. Чтобы окончательно свести концы с концами, оставалось «укротить» эпизод, за которым следовал финал. Эпизод этот, пожалуй, наиболее решительно сопротивлялся «переосмыслению».

– Ты хочешь, Рузан, чтобы Арсен вернулся домой? – спрашивал невестку старик Варунц. Рузан отрицательно качала головой, резко перебивала его: – Нет, нет! Он столько причинил нам горя…

О пересъемке сцены не могло быть и речи – огромная дорогостоящая декорация давно была разобрана. Решили ограничиться переозвучиванием эпизода.

– Ты хочешь, Рузан, чтобы Арсен вернулся домой? – по-прежнему спрашивал невестку Тигран Варунц. – Да, да, конечно… Это ведь его дом… – отвечала теперь Рузан.

Что же касалось слез Рузан и отрицательного качания головой, решили – «зрители не заметят». Расчет этот, однако, не оправдался. Так «прочитал» этот эпизод один весьма уважаемый московский критик: «… Судакова проявила умение неодносложно решать предложенную сценарием тривиальную сюжетную ситуацию. Рузан приняла решение – Арсен должен вернуться. Она грустна, задумчива, все в ней сопротивляется этому вынужденному решению. Все, и прежде всего оскорбленное женское достоинство. – Да, да, конечно… Это ведь его дом… – говорит она, и лишь нервное подергивание плеч, едва заметное движение головы, непрошеная слеза выдают душевное смятение, напоминают о долгих мучительных раздумьях». А мы-то думали – не заметят.

Как записывались песни для фильма

В той же книге Ерзнкян писал:  «Было это в мае 1957 года в Москве. Записывали музыку к фильму «Песня первой любви». Дирижировал оркестром, по определению Арно, «ленивый бездельник», а на самом деле одаренный, молодой тогда музыкант, впоследствии известный оперный дирижер. Человек волевой и своенравный, он решительно запретил Арно «вмешиваться не в свои дела». Загнал композитора за стекло, в микшерскую. Однако «не вмешиваться не в свои дела» Арно не мог, не позволяла «клиника». Он, незаметно для дирижера, знаками дал понять музыкантам, что будет дирижировать… носом. И чтобы те не сводили глаз с кончика его носа, «игнорируя» дирижерскую палочку. Так происходило до тех пор, пока «это безобразие» не заметил дирижер. Он тут же прекратил запись и потребовал, чтобы Арно покинул зал. Тот не стал спорить и гордо удалился, попросив Зарика Сарьяна, своего соавтора, проследить за халтурщиком. И до, и после выдворения Арно музыка была записана отлично и при прослушивании… вызвала шумный восторг композитора.».

Как песня «ЕРЕВАН» спасла Бабаджаняна

Как-то Арно Арутюнович рассказывал о таком случае. Допоздна засидевшись в гостях, он возвращался один домой, и небольшая группа, человек десять его окружили. Один из группы подошел к нему и потребовал отдать часы и деньги. Бесполезно было сопротивляться, он все им отдал. Следом к нему подошел их лидер, зажег спичку, посмотрел внимательно. Пока спичка горела, у композитора вся жизнь пролетела перед глазами. А тот пристально смотря на Арно Бабаджаняна скомандовал своим: «Верните все». «Как это верните?»- с удивлением спросили они, но все вернули. Когда композитор стал отходить, то услышал вслед песню «Ереван».

А еще был случай. Однажды на гастролях в Томске, Бабаджанян, гуляя по городу, встретил компанию молодых ребят, исполнявших его песню «Ереван». Ему было очень приятно, что в далеком холодном сибирском городе знают и любят песню о его родном городе.

Кстати, как-то раз в Ереване провели музыкальный эксперимент. К прохожим подходили с просьбой исполнить песню Арно Бабаджаняна «Еревани сирун ахчик», которая звучала в фильме «Песня первой любви». Удивительно, но на улице не было ни единого человека, который бы не спел ее от начала и до конца. Композитор был безумно влюблен в свой родной город, его он считал лучшим местом на земле, с ним он никогда не терял связи, даже живя вдали.

СУПЕРСТАР

К пятидесятилетний юбилею фильма писатель Армен Ватьян написал пьесу «Песня первой любви - 50 лет спустя». Постановщиком спектакля и исполнителем главной роли был Хорен Абрамян. Актер не был уверен, что стоит возвращаться к этой теме: «Мудрые люди утверждают, в одну реку дважды не войти. Может, Арсен Варунц должен навсегда остаться молодым?»  С другой стороны, актеру снова очень хотелось подняться на сцену в том образе, который принес ему первую славу. Он даже шутил: «Ничего, что он стар, зато он суперстар...».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image