“Это не вопрос точек зрения оппозиции и власти, это вопрос совести евреев и неевреев”

19 февраля, 2018 - 14:09

Кнессет вновь не признал геноцид армян, сославшись на дипломатические проблемы

На пленарном заседании Кнессета Израиля 14 февраля был обсужден законопроект о дне памяти жертв геноцида армян. Он был отклонен соотношением голосов 41 — «против» и 28 — «за», воздержавшихся не было. До этого резолюции о признании геноцида армян не раз выносились на обсуждение в Кнессете Израиля, но также были отклонены. Автором законопроекта на этот раз стала не фракция «Мерец», а партия «Еш Атид» («Есть будущее»), насчитывающая 11 депутатов. В своей речи глава фракции напомнил слова, произнесенные в 1939 году Адольфом Гитлером: «Кто сегодня говорит о геноциде армян». «И поскольку мы не говорим о геноцидах, они повторяются», — сказал глава фракции «Еш Атид».

Многие депутаты задавали вопрос: почему именно сейчас представлен этот законопроект? В ответ глава фракции «Еш Атид» Лапид сказал: «Это непростой вопрос, это не вопрос дебатов, это простой нравственный вопрос о том, можем ли мы, евреи, отрицать геноцид. Это не вопрос точек зрения оппозиции и власти, это вопрос совести евреев и неевреев». По мнению наблюдателей, в первую очередь стратегическое сотрудничество с Турцией является причиной, по которой Израиль не признает геноцид армян. И опять главным “дирижером” обсуждения, как много лет подряд, был министр обороны Авигдор Либерман, считающий, что геноцид армян чисто теоретический и спорный вопрос.

Думается, что это далеко не последняя попытка Израиля якобы признать геноцид армян. Но каждый раз оказывалось, что выбрано «не самое удачное время, что вопрос надо отложить. Какое то самое время – никто не говорит. Такое ощущение, что разыгрывается некий спектакль, что-то вроде бесконечного комикса. Вспомним страсти по геноциду армян в Кнессете в 2016-м и 2017 годах.

Так, в 2016 году представлявший позицию правительства министр без портфеля Цахи Анегби слово «геноцид» в своем выступлении так ни разу и не произнес. Хотя именно ему принадлежала инициатива о передаче вопроса на рассмотрение в парламентскую комиссию по образованию, науке и культуре. Присутствовавшие депутаты единогласно поддержали его. Комиссии было поручено изучить проблему, использовав документы армянских и турецких исторических архивов, и подготовить заключение относительно целесообразности принятия резолюции о признании событий 1915 года геноцидом. Предполагалось, что сделано это будет до конца 2016 года. А до апреля 2017-го вопрос вновь рассмотрят на пленарном заседании.

Абсурд в том, что эта комиссия до этого дважды рассматривала данный вопрос и выносила свое положительное заключение. Комиссия обсудила проблему 8 июля 2016 года и, единогласно поддержав проект, решила инициировать обсуждение на пленарном заседании Кнессета. По закону, если комиссия вынесла заключение, то парламент должен рассмотреть вопрос до конца срока своей каденции. Если же проблема на пленарном заседании не была обсуждена до конца срока полномочий действующего парламента или же были назначены внеочередные выборы, то процесс должен начинаться заново. Так как в Израиле в 2015 году состоялись досрочные выборы, заключение комиссии считается утравившим силу. Кнессет 20-го созыва сформировал новый состав комиссии по образованию и науке, которой и предстояло вынести свое заключение. Сам факт того, что дело было передано на рассмотрение именно этой комиссии, явилось успехом. Ведь прежде шесть раз вопрос передавался на суд комиссии по внешним сношениям и обороне, которая по сути гробила инициативу, блокируя ее рассмотрение на пленарном заседании парламента. Депутаты, работающие в комиссии по науке и образованию, настроены в вопросе признания геноцида куда более лояльно.

Представляющий правящую партию “Ликуд” министр Цахи Ханегби тогда особо подчеркнул, что в руководстве Израиля нет людей, отрицающих геноцид армян. Вопрос лишь в том, какая формулировка уместнее для определения событий 1915 года. Господин Ханегби, занимавший тогда пост сопредседателя межпарламентской группы по армяно-израильским связям, в своем выступлении предпочел говорить не о политической оценке совершенных млатотурками преступлений, а об “аквтивно развивающихся отношениях между Иерусалимом и Ереваном”. А вот спикер Кнессета Юлий Эдельштейн высказался предельно отчетливо. Он отметил, что “Израиль не может отрицать, игнорировать, принижать ужас геноцида армян”.

“Необходимо признать геноцид армян, так как народ Израиля является частью семьи тех народов и наций, чьи ценности и сострадание по отношению к каждому человеку имеют первостепенное значение. Давайте не будем равнодушными к страданиям, испытанным армянами”, — подчеркнул Эдельштейн.

Наиболее впечатляющим было выступление Захавы Гальон, инициировавшей обсуждение в 2016 году. Она потребовала от коллег не тянуть с признанием геноцида армян и призвала их провозгласить 24 апреля Днем памяти. Депутат подтвердила факт давления, оказанного на нее Министерством иностранных дел. “Наши дипломаты меня спрашивают — почему мы вдруг поднимаем этот вопрос в такой чувствительный момент? Но, несмотря на это, я заявляю, что Кнессет должен признать геноцид армян. За все эти годы признание геноцида превратилось в игрушку, которой можно звенеть, когда отношения с Турцией находятся в состоянии кризиса, а затем откладывать, чтобы задобрить Эрдогана. Мы встали на наиболее опасный путь политики, где все продается”, — заявила Гальон.

Надо сказать, что для рассмотрения вопроса о признании армянского геноцида время было выбрано действительно не самое удачное. После долгой конфронтации с Анкарой Израиль и Турция договорились о нормализации отношений. Признание Кнессетом геноцида этому, конечно же, помешало бы. Помешало и то, что недавно партия “Наш дом – Израиль”, являющаяся откровенным агентом влияния Баку и Анкары, вернулась в правящую коалицию. Ее лидер Авигдор Либерман занял в администрации второй по значимости пост — министра обороны. Возвращаясь в правительство, Либерман пообещал своим азербайджанским и турецким друзьям любой ценой блокировать признание Кнессетом геноцида.

В конце 2017 года инициатором принятия резолюции, осуждающей преступления младотурецкого режима, выступила влиятельная оппозиционная партия “Еш атид”, имеющая в Кнессете третью по численности фракцию. Прежде за признание армянского геноцида открыто ратовала лишь малочисленная левая партия “Мерец”, возможности которой куда скромнее. Имея в виду ресурсы инициаторов нового проекта “армянской резолюции”, шансы на ее успех выглядели более внушительными. Лидер “Еш атид”, бывший министр финансов Яир Лапид, в июне 2016 года призвал коллег признать учиненный османскими турками геноцид армянского народа. Авторы законопроекта рассчитывали на то, что уже в начале 2018 года вопрос будет вынесен на обсуждение пленарного заседания Кнессета.

У авторов законопроекта было немало влиятельных противников. И главный из них – все тот же Либерман. В интервью русскоязычному телеканалу RTVI он заявил: “Не считаю, что приемлемо ворошить именно этот вопрос, который во многом является чисто историческим, спорным и теоретическим. С точки зрения истории по этому вопросу есть очень много споров. И кроме того, следует учесть наши отношения с Азербайджаном, которые для нас очень важны”.

Заявление Либермана звучало в высшей степени странно, поскольку Азербайджан, строго говоря, не имеет отношения к геноциду армян в 1915-23 годах, и отрицание Баку этого исторического факта связано исключительно с его «верностью» Анкаре, достаточно практичной и избирательной.

Впрочем, дело не только в том, какие именно причины заставляют Израиль манипулировать отношением к смерти полутора миллионов невинных жертв — женщин, детей и стариков, и какие цели он намеревается с помощью этого достигнуть. Не менее важно то, что высшие должностные лица еврейского государства с запредельным цинизмом и редкой наглостью открыто говорят о том, что считают допустимым использовать память миллионов жертв для спекуляций и решения тех или иных политических, геополитических и экономических задач.

Собственно, Либерман не говорит ничего нового. Но его слова не могут восприниматься как официальная точка зрения кабинета министров. Он высказал свое личное мнение, которое может быть законом лишь для депутатов, представляющих его партию в Кнессете. Имея такую скромную по численности фракцию, Либерман не в силах влиять на решения, принимаемые законодательной властью. Что же касается исполнительной власти, то и там у Либермана немало оппонентов. К примеру, министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин является убежденным и последовательным сторонником признания геноцида армян. Более того, он не раз вступал в открытый конфликт с депутатами от партии “Наш дом — Израиль”, препятствовавшими признанию геноцида. Весьма прогрессивную позицию в Армянском вопросе занимает и министр по региональному сотрудничеству Цахи Ханегби. Еще в 2016 году в ходе парламентских слушаний он заявил, что в правительстве Израиля не может быть места людям, отрицающим факт геноцида армян.

Совершенно очевидно, что вопрос армянского геноцида в руках большинства израильских политиков – всего лишь инструмент для устрашения Турции. В Иерусалиме понимают, что эту “козырную карту” можно использовать в игре только один раз. Но бить козырем порой бывает менее эффективно, чем им угрожать. Тем не менее в политической элите Израиля назревает осознание того, что в информационной войне против вражески настроенной Турции пора запускать “тяжелую артиллерию”. Но какую и когда?

***

В то время как Польша решила отмести все претензии о том, что поляки принимали участие в истреблении евреев, Израиль все еще продолжает игнорировать факт геноцида армян. Об этом в своей статье на сайте британской The Independent пишет журналист Роберт Фиск.

«Итак, вот налицо лицемерие в этой истории. Израильское правительство, столь возмущенное отрицанием холокоста евреев со стороны Польши, отказывается признавать холокост армян», — пишет Фиск, отмечает, что сам Шимон Перес говорил, что произошедшее с армянами — трагедия, но не геноцид. По его словам, так же, как и Израиль, американцы, включая Трампа, не признали правду о геноциде. Однако именно парламент Польши 13 лет назад принял документ, признающий геноцид армян. «Итак, что мы имеем. Польша наказывает любого, кто говорит о польском участии в еврейском холокосте, но принимает армянский холокост. Израиль настаивает на том, что все должны признать еврейский холокост и в том числе и вину Польши, но не признает холокост армян. К счастью, израильские ученые, такие как Израиль Чарни, признают. Однако сколько раз должны мертвые умереть снова и снова, чтобы нации приняли факты истории?» — пишет журналист.

Отдел политики

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image