Почему “армянская резолюция” в Кнессете вновь провалилась?

22 февраля, 2018 - 20:52

Израильская оппозиция использовала тему признания геноцида армян в качестве инструмента дискредитации соперников

Депутаты парламента Израиля предприняли очередную безуспешную попытку добиться принятия Кнессетом резолюции, признающей факт геноцида армян. Вопрос о целесообразности принятия документа, осуждающего преступления младотурецкого режима, обсуждался израильскими законодателями девять раз, но никогда еще дело не доходило до голосования. Исход голосования можно назвать не только неудачным, но и неожиданным. Почему инициатива проармянских парламентариев провалилась и могло ли быть иначе?..

Инициатором принятия резолюции, признающей события 1915-го года геноцидом, на этот раз выступила влиятельная оппозиционная партия “Еш атид”, имеющая в Кнессете третью по численности фракцию. Прежде за признание армянского геноцида открыто ратовала малочисленная левая партия “Мерец”, возможности которой куда скромнее. Имея в виду ресурсы инициаторов нового проекта “армянской резолюции”, шансы на ее успех казались более внушительными. Кроме того, следует учитывать, что обсуждение происходило на фоне заметного охлаждения в отношениях между Израилем и Турцией в связи с официальным признанием Анкарой Иерусалима столицей Палестины. По логике, это должно было создать благоприятную ситуацию для положительного решения вопроса. Но проблемы внутренней политики сыграли в данном вопросе крайне негативную роль.

А теперь обо все по порядку. Лидер партии “Еш атид”, бывший министр финансов Яир Лапид, еще в июне прошлого года призвал коллег осудить учиненную османскими турками резню армян. После антиизраильской выходки Эрдогана Лапид решил не ограничиваться словами и приступил к разработке проекта резолюции, официально признающей факт армянского геноцида. Под документом удалось собрать даже больше подписей, чем было достаточно для включения вопроса в повестку пленарного заседания Кнессета. Парламентским слушаниям предшествовала внепарламентская дискуссия. Депутаты от четырех партий с различных трибун высказали свою поддержку начинанию. Но лидеры большинства фракций предпочти не высказываться. Против признания геноцида открыто выступила лишь коалиционная партия “Наш дом – Израиль”. Ее лидер, министр обороны Авигдор Либерман, в интервью русскоязычному телеканалу RTVI заявил: “Не считаю, что приемлемо ворошить этот вопрос, так как он во многом является чисто историческим, спорным и теоретическим. С точки зрения истории по этому вопросу есть очень много споров. И кроме того, следует учесть наши отношения с Азербайджаном, которые для нас очень важны”.

Позиция Либермана, являющегося вторым человеком правительства, в данном случае принципиально противоречила позиции самого правительства. Ведь до сих пор полномочные представители политического руководства Израиля никоим образом не ставили под сомнение сам факт геноцида армян, высказывая сомнения лишь относительно целесообразности или своевременности принятия документа, официально закрепляющего позицию государства по данному вопросу. Несмотря на занимаемый Либерманом высокий государственный пост, его слова были восприняты как личное мнение, которое может быть законом лишь для шести депутатов, представляющих его партию в Кнессете. Что же касается исполнительной власти, то и там у Либермана немало оппонентов. Среди них и министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин, являющийся убежденным и последовательным сторонником признания геноцида армян, и министр по региональному сотрудничеству Цахи Ханегби, занимающий в Армянском вопросе весьма прогрессивную позицию. Но оказалось, что Яир Лапид вовсе не собирался обращаться к ним за поддержкой. Более того, Лапид не обратился за помощью даже к тем оппозиционным фракциям или отдельным депутатам, которые до сих пор самым активным образом занимались продвижением в Кнессете Армянского вопроса. Депутат от партии “Мерец” Захава Гальон, дважды инициировавшая принятие резолюций, осуждающих геноцид, была крайне удивлена тому, что Лапид не обратился к ней за советом. Не консультировался Лапид и с председателем Кнессета Юлием Эдельштейном, который в ходе недавней встречи с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном подтвердил свою готовность содействовать принятию документа, осуждающего злодеяния младотурецких политиков. А ведь Эдельштейн многим мог бы помочь. В ходе подготовки к парламентским слушаниям Яир Лапид ни разу не вступил в контакт с лидерами израильского комитета “Ай дат”, имеющего гигантский опыт продвижения резолюций о геноциде в парламентах стран Европы и Америки. Вместо того чтобы постараться консолидировать единомышленников, Яир Лапид, наоборот, сделал все для того, чтобы обсуждение темы геноцида армян вылилось в очередной фронт противостояния между оппозицией и властью. Можно было лишь догадываться о причинах выбранной тактики.

Стремление Яира Лапида любой ценой и без промедления добиться вынесения вопроса на голосование выглядело странным. В условиях, когда несозревшая инициатива не согласована ни с властью, ни с основными политическими силами, она казалась абсолютно провальной. Это подтвердил ход обсуждений на состоявшемся в среду пленарном заседании парламента. Прений как таковых не получилось. Все свелось к взаимным обвинениям, которыми обменились лидер оппозиции Яир Лапид и представлявшая правительство заместитель министра иностранных дел Ципи Хотавели. Причем в центре их спора был вовсе не Армянский вопрос. Что же касается основной темы, то позиция представителя правительства сводилась к следующему: Израилю нет смысла забегать вперед Соединенных Штатов и Организации Объединенных Наций, которые не спешат официально признавать события 1915-го года геноцидом. За этим последовало голосование, в котором приняли участие лишь 70 из 120-и депутатов Кнессета. 41 парламентарий проголосовал против принятия резолюции, признающей геноцид. За документ высказались лишь 28 человек.

…Такой исход можно назвать неожиданным, поскольку были все основания рассчитывать на то, что как минимум четыре фракции в полном составе поддержат законопроект. Если к одиннадцати депутатам от “Еш атид” прибавить голоса пяти членов левоцентристской партии “Мерец”, учесть еще четыре мандата арабской партии “Хадаш” и 10 мандатов партии “Кулану”, уже набиралось 30. К этому следует прибавить еще голоса отдельных проармянских депутатов, состоящих в правящей партии “Ликуд, в блоке арабских партий “Общий список” и альянсе “Сионистский лагерь”. То есть 40 голосов казались гарантированными. Но атмосфера обсуждений свела к минимуму возможность консолидации сторонников справедливой позиции по Армянскому вопросу. Отношение той или иной фракции к предложенной резолюции было продиктовано вовсе не ее содержанием, а личностью ее инициатора, который постарался использовать свою инициативу с целью посадить правительство в лужу.

Следует отметить, что голосование состоялось в самый неудачный для этого момент. Буквально накануне по инициативе Яира Лапида правоохранители выдвинули против премьер-министра Биньямину Нетаньяху обвинение в коррупции. Оппозиция потребовала отставки кабинета министров. Ситуация чревата правительственным кризисом. В таких условиях ставить на голосование вопрос признания геноцида было абсолютно неуместным. У многих в Израиле создалось впечатление, что задачей Лапида и его коллег было не столько признание геноцида армян, сколько использование этой темы для дискредитации политических противников. Таким образом, Армянский вопрос вновь стал инструментом в руках политиков, решающих свои личные проблемы.

После провала резолюции на пленарном заседании Кнессета обсуждение темы было предложено перенести в комиссию по культуре, науке и образованию. Эта комиссия трижды выносила свое положительное заключение относительно целесообразности принятия резолюции, осуждающей армянский геноцид, но всякий раз затем вопрос благополучно “замерзал” до окончания парламентской каденции. Скорей всего так получится и на сей раз. Если, конечно, отношения Израиля с Турцией не претерпят резкое ухудшение и не возникнет необходимость вновь воспользоваться Армянским вопросом как инструментом политической борьбы. Но есть еще один фактор, способный вернуть тему в повестку. В результате обвинений, предъявленных Биньямину Нетаньяху, парламентская коалиция может распасться, и тогда, быть может, новое правительство будет предложено сформировать оппозиции. На роль будущего премьера претендует Яир Лапид. Допустим, его планам будет суждено стать реальностью. Мне очень интересно, решится ли тогда Лапид сделать то, что не решается сделать Нетаньяху, заслуживая справедливую критику радикальной оппозиции? В сложившейся ситуации положительно лишь одно. Инициатива Лапида заставит правителей задуматься о том, что оппозиция будет и впредь использовать против власти ее непоследовательность в Армянском вопросе. Так может лучше лишить оппозицию этого инструмента, раз и навсегда признав и осудив армянский геноцид?..’

Артем Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image