Отважный генерал и талантливый инженер Степан Аракелян

1 марта, 2018 - 18:32

Одним из наиболее известных и заслуженных армянских военных деятелей является крупный советский военачальник, генерал-полковник инженерных войск Вооружённых Сил СССР, военный инженер Степан Хоренович Аракелян. Этот скромный человек мало выступает и даёт интервью. Но, между тем, у него богатое боевое прошлое и большие заслуги перед Родиной.

Степан Хоренович Аракелян родился 5 октября 1936 года в армянском городе Кировакане, который ныне называется Ванадзор. Он из семьи рабочего, инженера-механика по специальности. В 1945 году с семьёй переехал в Тбилиси, куда был направлен на работу его отец. Детство его прошло в Тбилиси, где он с 1945 по 1955 год учился в средней школе. В 1955 году предпринял неудачную попытку поступить в Ленинградский кораблестроительный институт. В том же году поступил в Ленинградское военно-инженерное училище имени А. А. Жданова, которое окончил в 1958 году. Так что с 1955 года Аракелян в Вооружённых Силах СССР.

С ноября 1958 года служил в 709-м отдельном гвардейском инженерно-мостостроительном батальоне 1-й гвардейской инженерно-сапёрной бригады в Группе советских войск в Германии - командир лесозаготовительного взвода. С марта 1959 года - командир взвода сваебойных средств. В Германии Степан встретил свою будущую жену Веру, которая преподавала русский язык в Университете имени Гумбольдта. В 1960 году они поженились. С мая 1962 года - командир инженерно-мостостроительной роты. С декабря 1964 года служил в 86-м отдельном понтонно-мостовом батальоне Московского военного округа в Муроме - командир инженерно-мостостроительной роты. С ноября 1966 года по сентябрь 1968 года - начальник штаба отдельного понтонно-мостового батальона. В 1972 году с отличием окончил Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева.

С сентября 1972 года - командир 46-го понтонно-мостового полка в Прибалтийском военном округе. С апреля 1975 года - начальник инженерных войск 11-й Калининградской гвардейской армии в этом округе. В 1979 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К. Е. Ворошилова. С августа 1979 года - в звании генерал-майора начальник инженерных войск Среднеазиатского военного округа. С октября 1981 года по июль 1984 года проходил службу в распоряжении 10-го Главного управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР.

Прославленный полководец генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц вспоминает, что познакомился и подружился со Степаном Аракеляном в Афганистане. Там они в 80-х годах на дальних подступах противостояли радикальным исламистам - предшественникам тех, которые ныне проявили себя с самой зверской стороны на Ближнем Востоке. И если бы тогда не удалось разгромить и остановить моджахедов, они прорвались бы в Советскую Среднюю Азию со всеми вытекающими кровавыми последствиями.

В 1980 году Тер-Григорьянц был направлен для прохождения военной службы в Туркестанский военный округ на должность первого заместителя начальника штаба Туркестанского военного округа в Ташкенте. И в том же году он был отправлен в Афганистан, где советская армия выполняла интернациональный долг по просьбе афганского правительства. С 1980 года он возглавлял оперативную группу Туркестанского военного округа в Афганистане в Кабуле. Здесь уже шли боевые действия. С середины 1981 года до конца 1983 года, два с половиной года, он был начальником штаба 40-й армии.

В Афганистан советские войска пришли не как захватчики, а как защитники афганского народа. Афганская армия вынуждена была бороться помимо моджахедов и с армиями Пакистана и Ирана, а также многочисленными наёмниками из других стран. И ещё самое активное участие в афганской войне принимали США, которые поставляли огромное количество современного оружия и отправляли военных советников. Ограниченный советский военный контингент, численностью 110 тысяч человек, действовал совместно с афганской армией. Советские генералы координировали боевые действия 40-й армии с афганским военным руководством, с Генштабом ДРА, действовали во взаимосвязи с Вооружёнными силами Демократической Республики Афганистан.

Итак, генерал-майор Норат Тер-Григорьянц был начальником штаба 40-й армии. И в это же время а Афганистан был направлен генерал-майор Степан Аракелян - начальник инженерных войск Среднеазиатского военного округа. Он был назначен военным советником начальника инженерных войск армии Афганистана. В этом качестве он два с половиной года, с 1981 по 1984 год, провёл в Афганистане. Участвовал в боевых действиях, несколько раз был контужен. Он принимал активное участие в инженерном обеспечении действий войск в боевых операциях.

Норат Григорьевич рассказал об одном необычном случае времен афганской войны, непосредственными участником которого были он и его друг Степан Хоренович. О военной хитрости, которая помогла успешно провести военную операцию. О том, как знание родного армянского языка сослужило Тер-Григорьянцу и Аракеляну добрую службу на афганской земле. Им удалось спасти целую дивизию в ходе войны в Афганистане. Сохранить многие десятки жизней афганских и советских солдат. Речь шла об Ургунской операции 1983 года. Генерал-майору Норату Тер-Григорьянцу, как начальнику штаба 40-й армии и исполняющему обязанности командующего 40-й армии, была поставлена непростая задача обеспечить вывод оказавшейся в сложной боевой обстановке 14-й пехотной дивизии афганской армии.

Эта дивизия совершала 350-километровый марш-бросок на границе с Пакистаном. Там находились пограничные части афганских войск, которые нужно было обеспечить продовольствием и боеприпасами. Неожиданно душманы напали на это соединение. В результате боестолкновений с формированиями мятежников и с регулярными частями пакистанской армии 14-я дивизия понесла большие потери: более 120 человек были убиты, четырёмстам грозил плен.

Афганская дивизия укрылось в низменности в районе Ургун, провинция Пактика и афганцы не решались без поддержки советских войск выдвинуться к месту своей постоянной дислокации в город Газни. В этом и состояла задача - вернуть эту дивизию на место её дислокации. И вместе с генералом Тер-Григорьянцем генерал Аракелян разработал уникальную операцию по спасению 14-й дивизии, которой грозило уничтожение.

Он понимал, что основную и кратчайшую дорогу, через ущелье Шатаре, деморализованное войско не осилит. Облетев окрестности на вертолёте, он заметил пойму высохшей реки и крутые горные серпантины - маршрут, по которому ещё никогда не проходило ни одно войско. Этот путь Аракеляну показался наиболее безопасным. Надо было донести свою точку зрения до маршалов Соколова и Ахромеева.

Первый заместитель Министра обороны СССР, Маршал Советского Союза Сергей Леонидович Соколов - один из руководителей действий советских войск в Афганистане. В 1980 - 1985 годах, не оставляя занимаемую должность, был руководителем Оперативной группы Министерства обороны СССР в Афганистане. Формально осуществлял взаимодействие между советскими и афганскими войсками. Первый заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, Маршал Советского Союза Сергей Фёдорович Ахромеев - находясь на этом посту многократно выезжал в Афганистан для планирования и руководства боевыми действиями советских войск. Руководил планированием военных операций в Афганистане на всех этапах, включая и вывод войск.

И вот два генерала-армянина встретились с двумя этими маршалами, чтобы представить свой план и доложить о готовности выполнить задачу. Генерал-майор Аракелян поставил два условия: первое - о его замысле не должен знать ни один человек из афганской армии, второе - эту операцию он будет выполнить вместе со своим другом Норатом Тер-Григорьянцем. Генерал-майор Тер-Григорьянц также детально рассказал о своём видении предстоящей операции. И тогда Сергей Ахромеев сказал: "Раз Тер-Григорьянц такой умный, то пускай сам и спасает дивизию". Маршал поручил эту ответственную операцию двум отважным армянам. Он приказал: "Генерал Аракелян будет в дивизии на афганской стороне, как руководитель, а Тер-Григорьянц - как начальник штаба 40-й армии, будет командовать с советской стороны. Спасайте дивизию".

Степан Хоренович с Норатом Григорьевичем разработали ещё и ложный план по выводу дивизии через ущелье Шатаре. План был утверждён. О том, что они пойдут совершенно другим путём, знали всего шесть человек: два маршала, два военных советника и Аракелян с Тер-Григорьянцем. И им помогла армянская находчивость. У генералов появилась отличная идея. Они приняли решение отдавать распоряжения на армянском языке, чтобы в случае утечки информации или прослушки никто ничего не понял.

Закрытых каналов связи у афганцев не было, а вся открытая связь прослушивалась противником. Главным же условием осуществления данной операции была именно скрытность подготовки и осуществления манёвра. И генералы-армяне заранее создали систему сигналов боевого управления на армянском языке, который, кроме их двоих, в этой стране никто не понимал. Поэтому они преспокойно общались по открытой связи.

Как только Аракелян направил колонну в сторону ущелья, афганская радиостанция сообщила, что дивизия начинает движение в сторону Шатаре. Как и предполагалось, произошла мгновенная утечка информации, к счастью ложной. Итак, для того, чтобы ввести противника в заблуждение, была проведена ложная операция в направлении предполагаемого маршрута движения дивизии через горный участок местности. Туда был направлен авиационный удар и огонь артиллерии, а также предприняты отвлекающие действия разведывательной роты, имитировавшей движение навстречу колонне афганских войск. Для реального же вывода колонны генералом Тер-Григорьянцем был определён не обозначенный на картах маршрут протяженностью 12 километров.

Через пару часов, когда им удалось беспрепятственно пройти часть пути, на одном из участков душманы попытались перехватить части дивизии. И тогда, как и было запланировано, на помощь с воздуха пришёл Норат Тер-Григорьянц. Его вертолёты огневой поддержки начали уничтожать противника, и нападение удалось отразить. А затем, совершенно неожиданно для противника колонна афганской дивизии развернулась на 180 градусов и двинулся в противоположном направлении.

Таким образом под прикрытием заранее развёрнутых батальонов 191-го отдельного мотострелкового полка советских войск, по кратчайшему маршруту был осуществлён беспрепятственный вывод 14-й дивизии. На всякий случай на протяжении всей операции генералы вели связь исключительно на армянском языке. Это обстоятельство очень помогло успешно выполнить сложнейшую операцию.

Главной задачей Аракеляна было засветло добраться до горного серпантина, где со своим мотострелковым полком его 5-ти тысячную дивизию уже ждал Тер-Григорьянц. Дивизия в установленные сроки и без людских потерь вышла в район командного пункта генерал-майора Нората Тер-Григорьянца. Там он и обнял своего соотечественника генерал-майора Степана Аракеляна, с которым благодаря своей армянской смекалке они сумели перехитрить противника.

С июля 1984 года Аракелян - начальник управления ремонта и эксплуатации Управления начальника инженерных войск Вооружённых Сил СССР. Следует отметить такой любопытный факт. В марте 1975 года начальником инженерных войск Вооружённых Сил СССР был назначен выдающийся военачальник Сергей Христофорович Аганов. Эту должность он занимал до марта 1987 года. В 1975 году Аганову было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск. А в 1980 году он был удостоен высшего в инженерных войсках звания маршала инженерных войск Вооружённых Сил СССР.

Так вот, учитывая военный талант и инженерные способности генерал-лейтенанта Степана Аракеляна в декабре 1985 года начальник инженерных войск Вооружённых Сил СССР Сергей Аганов способствовал назначению его начальником штаба - первым заместителем начальника инженерных войск Вооружённых Сил СССР. Эту должность он занимал до февраля 1988 года. Таким образом получается, что в 1985 - 1987 годах во главе советских инженерных войск стояли два армянина - Аганов и Аракелян.

На долю Степана Хореновича выпало ещё одно тяжёлое испытание - Чернобыль. Степан Хоренович активно участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей в апреле 1986 года. Тогда перед военными инженерами стояло много ответственных задач. Сюда были брошены все лучшие инженерные силы. И все они под руководством Аганова и Аракеляна достойно выполняли свой долг.

Аракелян и Тер-Григорьянц продолжали дружить и после Афганистана. В феврале 1988 года Степан Аракелян стал начальником сформированного им Центрального дорожно-строительного управления Министерства обороны СССР. 17 февраля 1990 года Аракеляну было присвоено звание генерал-полковника инженерных войск Вооружённых Сил СССР. Это было новое ведомство, созданное по распоряжению председателя Совета Министров СССР Николая Ивановича Рыжкова. На это Управление была возложена чрезвычайно важная роль по прокладке дорог, которых так не хватало в стране. И Степан Аракелян, со свойственными ему энергией и добросовестностью, взялся за дело. Под его руководством в тяжёлых условиях были проложены тысячи километров дорог через леса, степи, тайгу.

И в этом ему всячески помогал Норат Тер-Григорьянц, который с конца 1983 до конца 1991 года занимал должность заместителя начальника Главного штаба Сухопутных войск Вооружённых Сил СССР - начальника организационно-мобилизационного управления Сухопутных войск. Генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц старался обеспечить генерал-полковника Степана Аракеляна, хорошими специалистами - военнослужащими запаса, которых призывали на сборы для службы в армии. Это были многие тысячи дорожно-строительных инженеров, строителей, специалистов сапёрного дела, водители, трактористы, бульдозеристы, экскаваторщики. Все они под руководством Аракеляна прокладывали столь необходимые в СССР дороги. Инженерные войска Вооружённых Сил СССР и Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны СССР, которым руководил Аракелян оказали большую помощь пострадавшей от землетрясения в декабре 1988 года Армении.

В 1992 года по здоровье Степана Хореновича резко пошатнулось вследствие чернобыльских событий. И в 1992 году 56-летний генерал-полковник подал в отставку. После перенесённой операции несколько лет Степан Хоренович не мог даже думать о работе, но постепенно, преодолев болезнь, он вернулся к работе, которая всегда была смыслом его жизни. Свой богатый опыт он потом использовал работая представителем ФГУП "УДС №1 при Спецстрое России" в Центральном аппарате Спецстроя России. Ныне известный военачальник Степан Хоренович Аракелян живёт в Москве. Его имя вписано в энциклопедию "Лучшие люди России".

Генерал-полковник Степан Аракелян был удостоен многих наград. Вот их перечень: орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, ордена "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й и 3-й степеней, медаль "За боевые заслуги", юбилейная медаль "За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", юбилейная медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", медаль "Ветеран Вооружённых Сил СССР", медаль "За укрепление боевого содружества", юбилейная медаль "40 лет Вооружённых Сил СССР", юбилейная медаль "50 лет Вооружённых Сил СССР", юбилейная медаль "60 лет Вооружённых Сил СССР", юбилейная медаль "70 лет Вооружённых Сил СССР", медаль "За безупречную службу" 1-й, 2-й и 3-й степеней, орден Красного Знамени (Демократическая Республика Афганистан), орден "За храбрость" (Демократическая Республика Афганистан).

Норат Григорьевич очень тепло и уважительно относится к Степану Хореновичу. В беседе со мной Тер-Григорьянц охарактеризовал Аракеляна как грамотного, степенного, рассудительного, дружелюбного, высококлассного профессионала с чувством собственного достоинства. Уже будучи на пенсии, Аракелян не порывал связей с Арменией и посещал её при каждом возможном случае. В качестве гуманитарной помощи он отвозил туда для армянских школ компьютеры.

В январе 2013 года ряд армянских высокопоставленных офицеров, в том числе генералов и адмиралов, из США, Франции, Ливана, Аргентины, Бразилии, Чили и других стран посетили Республику Армения в связи с 21-й годовщиной формирования её Вооружённых Сил. Были там и представители России. Российских армянских военных представляли генерал-полковник Степан Хоренович Аракелян, генерал-лейтенант Норат Григорьевич Тер-Григорьянц, генерал-лейтенант Владимир Аршалуйсович Чобанян и генерал-майор Роман Сергеевич Арутюнов.

Особенно понравился Степану Хореновичу Карабах. Вот что он рассказывал: "Я поражён духом карабахцев, тем, как они любят свою землю. Удивительно, но там даже вокруг разрушенных зданий ни одного кирпичика не валяется, все убрано, подметено, кругом чистота, порядок. Мы с генералами побывали в воинских частях, на полигонах. Такого я даже в Советской Армии не видел: на всех участках, на всех вышках микрофоны работают, указки лежат на местах, никто ничего не ломает, не ворует. Вот откуда начинается патриотизм. Такому народу никакая война не страшна. Когда видишь мощную страну и понимаешь, что ты нужен этой стране, то пойдешь на всё ради её блага".

Степан Аракелян был и остаётся верным защитником своей Отчизны, достойным сыном России и Армении. Он совершил в своей жизни много важных и полезных дел, за которые народы наших стран всегда будут благодарны этому бесстрашному и талантливому человеку.

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image