Турецкая угроза Саудовской Аравии

5 марта, 2018 - 19:32

В ходе визита в Судан президента Турции Реджепа Эрдогана 27 декабря 2017 г. президент Судана Омар Аль-Башир подписал указ о передаче суданского острова Суакин в аренду Турции сроком на 99 лет, как заявлено, для реконструкции исторической застройки острова и восстановления полноценной инфраструктуры. Согласно двустороннему договору Турция получила право построить на острове порты для обслуживания гражданских и военных судов. То есть создается еще одна турецкая военная база в регионе. Остров Суакин имеет стратегическое положение, расположен на северо-востоке Судана на побережье Красного моря. 

У Анкары уже имеются военные базы в Катаре и в Сомали (в пригороде Могадишо), открытые в 2016 г. и в 2017 году. Для Турции роль Катара определяется тем, что он является главным резервным поставщиком природного газа на случай, если импорт из Российской Федерации станет невозможным, а эта ситуация просчитывается из-за очевидных турецко-российских антагонистических противоречий.

Решение Судана передать остров в аренду Турции вызвало весьма неодобрительное отношение арабских политических кругов и «арабской улицы», заподозривших Турцию в новых экспансионистских планах против арабского мира. Иорданский политолог Мухаммед Харуб констатирует: «Турецкий интерес к военному присутствию в Красном море на этот раз сопровождается ностальгией по эпохе османского владычества в этом регионе (…) Нельзя не уделить внимание трехсторонней военной встрече в Хартуме, в которой приняли участие начальники штабов турецкой, катарской и суданской армий в кулуарах визита президента Турции в Судан. Эта встреча вызвала обеспокоенность множества государств, особенно арабских». (https://inosmi.ru/politic/20171229/241119995.html).

Еще 23 июля 2017 г. посол Саудовской Аравии в ООН Абдуллах Аль Муаллими заявил о том, что «путь с внедрением военных и созданием военных баз не конструктивен и наносит ущерб турецкой репутации в арабском мире». (https://regnum.ru/news/polit/2304082.html).

Саудовская газета «Аль-Оказа» опубликовала статью с заголовком, который гласил: «Хартум передает Суакин в Анкару. Судан в турецких руках». (https://www.aljazeera.com/news/2018/01/tensions-rising-red-sea-region-18...).

Глава МИД ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян разместил в своем Twitter пост одного из пользователей о том, что османские турки в Аравии были оккупантами, совершившими преступления против арабов, а турецкий наместник Медины в 1916-1919 гг. Фахреддин-паша украл у города ценные манускрипты и реликвии. В записи аккаунта министра иностранных дел ОАЭ в Twitter констатируется: «это деды и предки Эрдогана и их история отношений с арабами». (https://twitter.com/ali11iraq/status/942086490145939456). Известно, что около 500 украденных манускриптов хранится во дворце Топкапы в Стамбуле. Появление такой записи в аккаунте министра вызвало большое недовольство Анкары и спровоцировало ответную реакцию лично президента Р.Эрдогана. Назло арабам власти турецкой столицы переименовали улицы возле посольства ОАЭ, которые теперь называются «Проспект защитника Медины» и «Улица Фахреддина-паши». (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4863845).

Важно отметить, что арабы убеждены, что вторжение турок, захват арабских стран Турцией и установление 500-летнего турецкого ига являются причиной упадка арабской цивилизации,  сказывающегося даже в наши дни на темпах развития арабских стран.  Академик Ф.И.Успенский писал: «Турки-сельджуки превосходили арабов беспощадным истреблением культурной и оседлой жизни, как будто все их стремления были направлены к тому, чтобы раз занятая ими страна обращалась на будущее время в привольную степь и пастбище для скота». (Успенский Ф.И. История Византийской империи. Восточный вопрос. М.1997. С.57). Арабские народы были жестоко завоеваны турками.

Арабы считают, что Турция до сих пор не простила арабам восстания против Оттоманской империи в годы Первой мировой войны и поэтому является враждебным для арабов государством. Угроза пантюркизма резко активизировала национально-освободительное движение арабов уже в период ливийской войны 1910-1911 гг. и балканских войн 1912-1913 годов. Арабские колонии Турции уже в эти годы отказались поддерживать турецкое правительство в его военных планах.

Арабы хорошо помнят жестокость турецкой империи в уничтожении арабов на Ближнем Востоке в годы Первой мировой войны. Джемаль-паша, который вместе с Талаатом и Энвером входили в триумвират, сосредоточивший всю власть в Турции, получил у арабов прозвище «Ас-Саффах» - «Кровавый мясник». Он в 1914-1917 гг. командовал турецкими войсками на Ближнем Востоке, где организовал зверские погромы арабов и геноцид армян и руководил подавлением арабского освободительного движения в Палестине, Ливане, Сирии. В этих странах не забыли дату 6 мая 1916 г., когда по приказу Джемаль-паши в Дамаске и Бейруте были публично повешены более сотни национальных сирийских и ливанских лидеров.

На аравийском полуострове, в частности в Неджде, еще в середине XVIII века  возникло широкое антитурецкое движение. Первое Саудовское государство было создано в 1744 г. Мухаммадом ибн Саудом. В результате саудовско-турецких войн это государство потерпело поражение, в 1818 г. эмир Абдаллах I ибн Сауд был отправлен в Стамбул, где его обезглавили. Вторым Саудовским государством в XIX веке стал Эмират Неджд  со столицей в Эр-Рияде, но и оно было ликвидировано Турцией. Падение Османской империи после поражения в Первой мировой войне положило конец четырёхвековому османскому игу на Аравийском полуострове.

Планы по созданию новой турецкой войной базы на острове Суакин направлены против Саудовской Аравии и Египта. Турецкий аналитик, ведущий эксперт аналитической сети «Анкара-Москва» Энгин Озер отмечает: «Остров Суакин ранее был главным портом на Красном море в этом регионе. Сегодня этот остров является стратегическим пунктом в заливе. Турция уже имеет военную базу в Дохе, в Сомали, и теперь следующую военную базу хочет построить и на острове Суакин. Мы его называем “турецкий угольник”. Наличие военных баз в этом регионе входит в одно из приоритетных направлений внешней политики Турции, поскольку после выборов в США президент Трамп открыто заявил, что стратегическим партнером США в исламском мире является Саудовская Аравия». Далее Э.Озер подчеркнул, что создавая военные базы,  можно остановить Саудовскую Аравию. (http://armiya.az/ru/news/126914/).

Египет весьма озабочен турецкой экспансией в регионе, поскольку турецко-египетские отношения носят конфронтационный характер. Анкара поддерживает египетских «Братьев-мусульман», резко осудила Каир за смещение президента Мурси в 2013 году. Эмад Хуссейн, редактор влиятельной Каирской газеты «Аль-Шурук», написал, что визит Эрдогана в Судан «нельзя рассматривать никак, кроме как преследование Египта и попытки досадить ему любыми возможными средствами». (http://www.washingtontimes.com/topics/recep-tayyip-erdogan/).

Израильский дипломат, экс-посол в Швеции, Египте и Румынии Цви Мазель, работающий в иерусалимском Центре общественных проблем, считает, что соглашения Турции о военном сотрудничестве с Сомали и Суданом представляют прямую угрозу не только Египту, но и Израилю, чьи суда и самолеты проходят через это море по пути в Азию и Африку. (http://mignews.com/news/politic/060118_130354_58809.html).

С острова Суакин налажено ежедневное паромное сообщение с саудовской Джиддой. Турция планирует под видом новой логистики хаджа к святым местам, расположенным на территории Саудовской Аравии, создать на Суакине плацдарм для контроля над Саудовской Аравией. Кроме того, перехват управления хаджем может принести хорошие деньги правящим кругам Турции.

Летом 2017 г. Турция планировала создать военную базу непосредственно в Саудовской Аравии. 19 июня 2017 г. источник в министерстве иностранных дел Саудовской Аравии сообщил, что Эр-Рияд «не может позволить Турции создавать военные базы на земле Саудовской Аравии». (http://mk-turkey.ru/politics/2017/06/19/saudovskaya-araviya-net-tureckim...).

Александр Игнатенко, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ констатирует: «Доктрина неоосманизма, которой следует Эрдоган, предполагает возвращение территории святых мест наряду с другими территориями арабских стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке под контроль Турции. Мнимая неспособность Саудовской Аравии обеспечить паломничество является для Турции хорошим предлогом для действий, направленных на возвращение в какой-то форме территорий, которые, как и суданский Суакин, были исторически в совсем недалеком прошлом турецкими. Что касается Мекки и Медины, то неоосманисты рассматривают их как бывшие турецкие территории, отбитые у Турции британцами. Мекка действительно была под властью османских турок до 1916 года, Медина – до 1919-го. Неоосманизм по-эрдогановски предполагает также восстановление Халифата, в столице которого Стамбуле до 1924 года (когда Халифат был упразднен Кемалем Ататюрком) сидел Абдул-Меджид II, последний из османских халифов, в одностороннем порядке узурпировавших этот пост у арабов. А восстановление Халифата предполагает восстановление поста халифа». (http://www.ng.ru/courier/2018-02-26/10_7179_crisis.html).

Ни для кого не является секретом, что Р.Эрдоган считает Халифат своим политическим идеалом, а себя потенциальным халифом. Р.Эрдоган хорошо помнит, что турецкие султаны придавали исключительное значение своему господству над священными городами ислама — Меккой и Мединой, которое служило им основанием для притязаний на духовную власть над всеми мусульманами мира. Весьма характерно, что президент Судана Омар аль-Башир подыграл амбициям Р.Эрдогана, назвав Турцию «последней цитаделью исламского халифата». (http://alrai.com/article/10418960).

Бывший глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми уверен, что Эрдоган в долгосрочной перспективе нацелен на воссоздание Османского Халифата. Яков Кедми 24 декабря 2015 г. подчеркнул: «От Эрдогана можно ждать любой неожиданности. Этот неуравновешенный человек находится в каком-то своем мире политических фантазий, ему любая глупость может прийти в голову. Я думаю, Россия получила отличный урок того, чего можно ждать от этого человека — любой выходки, самой дикой, самой нелогичной, самой глупой, самой опасной для Турции, но “султан так решил”». (http://www.aif.ru/politics/world/yakov_kedmi_erdogan_predstavlyaet_bolsh...).

9 января 2018 г. в Малайзии был создан комитет «Al Haramain Watch», за которым стоит Турция и примкнувшие к ней Катар и Иран, которые не до конца осознают, во что они ввязались. Название «Al Haramain Watch» переводится как «Международный комитет наблюдения за управлением Саудовской Аравией двумя святыми местами». Организация «Al Haramain Watch» обвинила Саудовскую Аравию в том, что ее контроль святых мест уничтожает исламский характер мекканского комплекса Каабы и мечети Аль-Харам, что  администрация Саудовской Аравии не справляется с управлением этими исламскими местами, поэтому следует передать управление Меккой и Мединой другому государству. Контролируемый Турцией «Международный комитет наблюдения за управлением Саудовской Аравией двумя святыми местами» организовал 24 февраля 2018 г. международную конференцию в Сенегале и призвал к вовлечению исламских стран в администрацию Саудовской Аравии для управления исламскими святыми местами. (https://www.alharamainwatch.com/en/2018/02/25/international-conference-s...). Таким образом, именно Турция готовит почву для экспансии против Саудовской Аравии.

Р.Эрдоган неоднократно призывал пересмотреть Лозаннский договор 1923 г., по которому Турция, утратила контроль над провинциями, некогда входящими в состав Османской империи, в том числе и над Аравией. Последний раз президент Турции заявил о пересмотре Лозаннского договора 7 декабря 2017 года. (https://ria.ru/world/20171207/1510381951.html).

Региональная угроза безопасности, влияющая на глобальную дестабилизацию, - агрессивная политика Турции, которая  характеризуется следующими факторами: разжиганием конфликтов на геополитическом пространстве от Балкан до Китая и от России до Ближнего Востока; разработкой правящими элитами Турции планов расчленения России, Украины; фактическим участием Турции в террористической войне против России на Северном Кавказе и других регионах России; турецкой оккупацией северного Кипра; искусственным разжиганием проблемы помаков (болгар-мусульман) в Болгарии и планами отторжения юго-восточных областей Болгарии; турецким экспансионизмом в отношении Грузии в Аджарии, Квемо-Картли, Джавахке; провоцированием Турцией войны с Грецией и территориальными претензиями к ней; непризнанием Турцией геноцида в отношении армян в 1915-1923 гг.; противоправной блокадой Турцией Республики Армения; затягиванием Турцией признания независимости Республики Арцах (НКР), как того императивно требует международное право; разжиганием турецко-иранских и турецко-арабских противоречий; террористической интервенцией против Сирии; фактической поддержкой Турцией террористического «Исламского Государства». Кроме того, в соответствии с планами политических элит Турции, ряд территорий Болгарии, Македонии, Румынии, Сербии: Косово, Рашка (турецкое название Санджак), целые государства - Албания, Босния и Герцеговина должны войти в состав новой турецкой империи. Теперь к традиционному перечню направлений турецкой экспансии добавились Саудовская Аравия и регион Красного моря.

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник 1-го класса МИД Республики Арцах

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image