Это две большие разницы: “Шоа арменит” и “Рэцах ха-ам ха-армени”…

6 марта, 2018 - 15:11

«НВ» не раз, особенно последнее время, обращалась к вопросу признания Израилем геноцида армян. Статьи публиковались разные: от аналитических до эмоциональных. И во всех выражалось недоумение: почему так? Сегодня мы предлагаем размышления Владимира ВАРДАНЯНА: имея еврейские и армянские корни, он почти четверть века прожил в Израиле и не так давно переехал в Армению, так что это взгляд изнутри. Его анализ нестандартен, а потому чрезвычайно интересен. Вот что он говорит о себе.

«В нашей семье об Армении знали многое…»

— Родился я в Одессе, там же окончил истфак университета. В конце 80-х начал изучать иврит, историю Израиля и в итоге понял, что мое место – Земля обетованная. В Украине в те годы, впрочем, как и сейчас, было как-то неуютно… Приехав в Израиль, брался за любую работу. Параллельно учил язык, а выучившись, преподавал в школе историю, в университете – социологию. Было, конечно, сложно. Короче говоря, выжил. …В нашей семье об Армении знали многое вплоть до Армянского вопроса. Дед с армянскими корнями не раз рассказывал о геноциде. Только потом я узнал о холокосте. У нас был родственник-еврей, которого в немецком плену спасли армяне, и мы это запомнили на всю жизнь.

…Ну а дальше в моей жизни неожиданно появилась жена-армянка. Мы работали в одном интернет-проекте и в процессе много общались. Через нее и произошло открытие Армении, она меня здорово просветила. Наконец, я приехал по этому проекту в Ереван. Встретились воочию. И так получилось, что решили не расставаться. И в страну влюбился тоже.

— Чем же вас она так привлекла?

— Прежде всего людьми. Я ощутил сердечность, гостеприимность и при этом сдержанность — армяне чувства проявляют не сразу. Люди проявляют участие друг к другу. Я не хочу ничего идеализировать: минусовые граждане есть везде, но мне в Армении пока что везло на доброжелательных и сердечных людей. …Я пережил шок, когда впервые увидел армянскую архитектуру. Я пять раз приезжал, Ереван стал как наркотик. Три-четыре месяца выдерживал, а больше никак. Искал любую возможность, чтобы вновь вернуться. В прошлом году все проблемы были улажены и я переехал. Здесь нет сумасшедшей гонки как в Израиле. Мне нравится вкус и аромат страны. И характер народа — суровый и ласковый.

…Мне очень хочется, чтобы армяне знали, что правительства меняются, еврейский народ остается. Многие евреи Израиля с симпатией относятся к Армении и считают необходимым признание геноцида.



Во главе угла уникальность холокоста

Наиболее распространённое объяснение непризнания геноцида армян, которое охотно предлагают в том числе и израильские парламентарии — боязнь испортить отношения с Турцией и Азербайджаном. Ну и боязнь за судьбы еврейских общин в этих странах играет не последнюю роль: ведь если Израиль признает геноцид, иди знай, как обойдутся турки или азербайджанцы со своими евреями… При этом израильские политики понимают важность морального аспекта. Но когда приходится выбирать между моралью и политическими выгодами, Кнессет всегда выбирает второе. Впрочем, что касается морального аспекта, то и тут у политиков находится причина, по которой они отказываются признавать геноцид: уникальность холокоста. Многие представители науки, культуры и СМИ также считают, что признание геноцида может повредить… уникальности холокоста.

Этот тезис обосновали американский историк Майкл (Михаэль) Беренбаум и его израильский коллега Иегуда Бауэр. Вкратце тезис обосновывается тем, что евреев нацисты уничтожали за то, что они евреи. Евреев не спасала ни перемена религии, ни смена политических взглядов. Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны носило целенаправленный и систематический характер. Точно так же нацисты уничтожали цыган.

На протяжении десятилетий после Второй мировой войны цыгане вообще никак не упоминались в связи с холокостом, да и сегодня ситуация в вопросе признания Параимос – геноцида цыган — мало изменилась. Кстати, многие ли вообще слышали когда-нибудь про Параимос, Самударипен, Кали Траш? Все эти три термина означают геноцид цыган.

Не нужно объяснять, почему Израилю невыгодно признавать геноцид цыган – это тоже может повредить уникальности холокоста. Такая же проблема существует и с признанием геноцида палестинских арабов – Накбы.

Палестинские и арабские историки настаивают на том, что в 1948 году Израиль осуществил массовые убийства и депортацию арабского населения Палестины. Сам термин «Накба» ещё в 1948 году обосновал профессор американского университета в Бейруте Константин Зурейк. Признание Накбы рассматривается едва ли не как антисемитизм. Но всё это “мелочи” на фоне проблем, которые были у государства Израиль с признанием… собственно холокоста. Сегодня об этом мало кто знает.

Шоа и некоторые детали

Но такая проблема тоже была. Это сейчас выживших в нацистских концлагерях и гетто почтительно называют «Ницулей ха-Шоа» – «Спасённые Шоа или более по-русски: Пережившие Катастрофу».

А между тем в первые годы существования Израиля – с 1948 до подписания соглашения о репарациях с ФРГ 10 сентября 1952 года — выживших во время холокоста евреев называли «шаарит ха-плита», что в дословном переводе означает «остатки беженцев» и на разговорном иврите звучит весьма унизительно. Но это ещё было вполне политкорректное название по сравнению с тем, как называли выживших в Катастрофе евреев уроженцы страны – сабры (от ивритского «цабар» – «кактус»; так до сих пор их называют в Израиле). Так вот, сабры, вплоть до начала 50-х годов прошлого века, называли выживших в Катастрофе «сабоним» (на иврите «сабон» означает «мыло»)…

– Почему вы не восстали? – спрашивали гордые сабры у выживших во время холокоста единоверцев. – Почему шли на заклание как скот?

Выжившие казались им людьми второго или даже третьего сорта, и отношение к бывшим узникам лагерей и гетто было в Израиле соответствующим. Подобному отношению способствовали лживые мифы, порочившие выживших. Самым распространённым был миф о том, что все выжившие в Катастрофе… уголовники и проститутки. На чём основан был этот гнусный миф? Прежде всего считалось, что у нормального человека не было шансов выжить в концлагере – это могли быть либо уголовники, либо проститутки. Масла в огонь подлил Ицхак Саде, один из командиров боевой организации левых сионистов «Пальмах», впоследствии – генерал израильской армии.

В октябре 1945 года он сочинил рассказ о якобы встреченной им среди прибывших в Палестину бывших узников концлагерей женщину, на запястье у которой была вытатуирована надпись: «проститутка для офицеров». Саде называет героиню своего опуса «моя сестра» и клянётся ей быть сильным, храбрым и жестоким… ради неё – своей «сестры». Таким образом сочинитель надеялся поднять боевой дух своих соратников и их мотивацию для помощи беженцам. Но реакция у соратников Саде была прямо иной. В их глазах все выжившие женщины стали проститутками. Разумеется, ничего общего с реальностью этот миф не имел. Ещё один миф был основан на вырванных из контекста словах Абы Ковнера, поэта, прозаика и подпольщика Вильнюсского гетто: «Не пойдём на убой как скот!»

Частица «не» исчезла из этой знаменитой фразы в рассказе лауреата Нобелевской премии Шая Агнона «Символ», в котором автор использует эти слова совсем в ином контексте: «Прекрасно находиться на Земле Израиля, нежели вне её. Земля Израиля дала нам душевные силы. Не то что вне её, где мы перед бедой чувствовали себя как скот перед закланием».

Израильский парламент принял закон о памяти жертв холокоста и создании мемориала Яд ва-Шем только в 1953-м – год спустя после подписания соглашения о репарациях с ФРГ. Закон о Дне Памяти и Героизма был принят в 1959 году. Принятию закона предшествовала долгая борьба бывших узников концлагерей и гетто. Правительство не только не торопилось принять его, но и всячески тормозило. Причина простая: правительство первого премьер-министра Бен-Гуриона не желало давать определённый статус выжившим в холокосте. Отчасти это объясняется экономическими причинами: первые пять лет своего существования Израиль жил по карточной системе. В конце концов Бен-Гуриона убедил видный политик и дипломат Аба Эвен, которому принадлежит знаменитая фраза: «no business like shoah business» (Нет бизнеса подобного Шоа-бизнесу).

Всё это поможет понять, насколько ситуация с геноцидом сложна в силу не только политических, но культурологических, социальных, ментальных и чисто меркантильных причин. Частью проблемы является отсутствие ясных формулировок: должно быть дано точное определение событий 1915–1923 годов.

«Шоа арменит» звучит на иврите почти так же, как и Катастрофа европейского еврейства. Почти. Потому что на иврите холокост называется не просто шоа – стихийное бедствие, глобальная природная катастрофа, а именно ха-Шоа. Артикль «h» в данном контексте подчёркивает уникальность Катастрофы. Другое определение: «Рэцах ха-ам ха-армени» переводится как «убийство армянского народа». Причём «рэцах» в иврите подразумевает именно умышленное убийство. (В судебной практике в Израиле существует чёткое разделение между терминами «рэцах» – умышленное убийство, и «hарига» – непредумышленное убийство.) То есть уже в самом ивритском определении признаётся тот факт, что геноцид армян был преднамеренным. В ивритской версии Википедии о геноциде сказано следующее: «Убийство народа, целенаправленное и систематическое, которое осуществила на своей территории Оттоманская империя во время Первой мировой войны». Но тут же даётся и другое определение: «Тэвах ха-ам ха-армени», что переводится с иврита как «Резня армянского народа». Заметьте, не геноцид, а резня — тоже убийство, но не систематическое, не спланированное. Ну а в израильском Министерстве иностранных дел и вовсе предпочитают называть геноцид «трагедией». Как известно, дьявол прячется в деталях, в данном случае в определениях.

Противники признания, одним из которых был бывший президент Израиля, ныне покойный Шимон Перес, называют произошедшее с армянами «трагедией». В то же время сторонники признания геноцида чётко определяют его как «рэцахам» – убийство народа, что является ивритским аналогом термина «геноцид». Так, известный израильский политик Йоси Сарид в бытность свою министром образования распорядился внести в школьные учебники по истории раздел о геноциде. Однако уже спустя год после очередных выборов, при новом министре, этот раздел исчез.

“Армянская карта” как козырь

Почему Израиль никак не признает геноцид? Ведь помимо влиятельного проазербайжанского лобби, в Израиле есть политики, неоднократно заявлявшие о необходимости его признания и выносившие этот вопрос на голосование. К сожалению, и их мотивы, вероятнее всего, продиктованы не только моральными соображениями.

Сопоставляя динамику израильско-турецких отношений за последние пятнадцать лет и голосований в Кнессете по вопросу геноцида, можно обнаружить интересные совпадения. Так, инициатива депутата Хаима Орона в 2010 году о признании геноцида была предложена Кнессету в разгар кризиса вокруг гуманитарного конвоя «Флотилия мира» по прорыву блокады сектора Газа. И вообще, насколько я заметил, вопрос о признании геноцида в Кнессете может и не стопроцентно всегда, но довольно часто обсуждается на фоне обострения отношений с Турцией.

Окончание следует

Ваша оценка материала: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.