КОНЦЕПЦИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН В АМЕРИКАНСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ

9 марта, 2018 - 11:46

Осенью прошлого года Музей-институт Геноцида армян НАН РА выпустил в свет книгу доктора исторических наук, профессора Армана Джоновича КИРАКОСЯНА «Геноцид армян в современных американских энциклопедиях» на английском языке (Kirakossian, Arman J. The Armenian Genocide in Contemporary American Encyclopedias. Yerevan, 2015, 175 p.).

Автор изучил и проанализировал около 40 современных специализированных и тематических энциклопедий, словарей и справочников, опубликованных в США. Книга состоит из освещающих концептуальные и фактические аспекты Геноцида армян 16 глав, списка энциклопедий, библиографии литературы. Ниже публикуем сокращенную версию одной из глав книги.

Геноцид армян является общеизвестным фактом истории (общепринятым знанием), который признается не только специалистами, но и международным сообществом. В течение более чем сорока лет властям Османской империи и Турецкой Республики удалось очистить от автохтонного армянского населения не только Армянское нагорье, но и всю территорию страны путем осуществления политики массовых убийств и депортаций Кульминацией этой политики стал Геноцид армян во время Первой мировой войны.

Преступление, совершенное турецкими властями в отношении армянского народа, полностью подпадает под определение специальной конвенции Генеральной Ассамблеи ООН 1948 г. «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него».

В качестве общепризнанного знания Геноцид армян должным образом представлен в современных специализированных и тематических энциклопедиях, словарях и справочниках, опубликованных в США в течение последних пятнадцати лет. Авторами статей выступают ведущие мировые специалисты в области исследований проблемы геноцида. Анализ этих публикаций показывает, что проблема Геноцида армян укрепила свои позиции в качестве общепризнанного знания и факта истории.

Согласно профессору Алану Уайтхорну (Королевский военный колледж Канады), «Геноцид армян является напоминанием о рисках незнания уроков истории, опасности отрицания геноцида и долгосрочных негативных последствий того факта, что виновники остаются безнаказанными.

Эти факторы и способствовали осуществлению последующих геноцидов. Знания о прошлых геноцидах, как, например, история с армянами, являются ключом к пониманию и предотвращению геноцидов в будущем. Массовое убийство армян, однако, способствовало рождению двух важнейших концепций прав человека – «преступления против человечности» и «геноцида» (Whitehorn A. Armenian Genocide. In: Genocide Awareness and Prevention Month 2013, ABC-CLIO: http://www.historyandtheheadlines.abcclio.com/ContentPages/ContentPage.a....).

Геноцид — это концепция XX века для определения давнишнего исторического феномена — убийства определенной группы населения. Это понятие было создано во время Второй мировой войны польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным (1900-1959), который «искал слово, которое могло бы в полной мере выразить масштабы убийств евреев нацистами, хотя он так же глубоко владел знаниями о прецедентах, в частности убийствах армян в 1915-1916 гг. младотурецким правительством Османской империи. Чтобы создать слово геноцид, Лемкин объединило определяющее «род» греческое слово «гено» с латинским суффиксом «цид», означающим убийство.

Он единолично предпринял дипломатическую кампанию с целью убедить недавно основанную Организацию Объединенных Наций разработать запрещающий геноцид документ» (Weitz E. D. Genocide. In: The Social Science Encyclopedia. New York, 2009, p. 409). Лемкин настаивал на связи между геноцидом и растущим интересом к делу защиты народов и меньшинств, которая была закреплена в некоторых договорах и декларациях, принятых после Первой мировой войны.

Он утверждал, что существует необходимость пересмотра международных правовых документов, указывая, в частности, на недостатки Гаагской конвенции 1907 г., которая «молчит относительно сохранения целостности народа». В 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла предварительную резолюцию о необходимости принятия такого документа, а 9 декабря 1948 г. была утверждена заключительная конвенция «О предупреждении и наказании за преступление геноцида». Документ вступил в силу в январе 1951 г. после его ратификации необходимым числом государств. С тех пор более чем 140 государств присоединились к конвенции о геноциде.

Массовые убийства и депортации армянского населения Османской империи квалифицируются авторами концептуальных статей энциклопедий «Геноцид», «Смерть и человеческий опыт», «Глобальная справедливость», «Проблемы прав человека с 1945 г.», «Этика», «Меньшинства мира», «Социальная наука», «Военные преступления и геноцид», «Община», «Права человека», «Оксфордский справочник исследований геноцида» и др. как геноцид.

В редакторском введении к энциклопедии геноцид один из ведущих специалистов в области исследований геноцида Израэль Чарни (основатель и исполнительный директор Института Холокоста и геноцида в Иерусалиме, основатель Международной ассоциации исследователей геноцида, редактор первой энциклопедии, посвященной геноциду) поставил «геноцид армян от рук турок» на первое место в списке «прошлых геноцидов двадцатого столетия» (Charny I. W. Editor`s Introduction:

The Dawning of a New Age of Opposition to Genocide. In: Encyclopedia of Genocide. Santa Barbara, 1999, vol. 1, p. LXI). В предисловии к той же энциклопедии активный борец с апартеидом, лауреат Нобелевской премии мира 1984 г. преподобный архиепископ Десмонд Туту писал: «…Если бы мир знал о геноциде, осуществленном османскими турками в отношении армян, первом геноциде двадцатого столетия, то, возможно, человечество могло бы быть более бдительным к предупреждающим знакам еще до того, как безумие Гитлера было навязано неверующему миру» (Tutu D. M. Foreword: Why is it Important to Learn about the Holocaust and the Genocides of All Peoples? In:Encyclopedia of Genocide. Santa Barbara, 1999, vol. 1, p. LVII).

В введении к «Оксфордскому справочнику исследований геноцида» профессор Эдинбургского университета Дональд Блоксхем и профессор Европейского университета-института (Флоренция) А. Дирк Мосес считают, что в учебных программах университетов, учебниках и мировой общественной памяти основными примерами геноцида являются Холокост, геноциды в Армении, Камбодже, Руанде, бывшей Югославии и Дарфуре (Bloxham D., Moses D. A. Editors` Introduction.

Changing Themes in the Study of Genocide. In: The Oxford Handbook of Genocide Studies. New York, 2013, p. 4). В том же справочнике профессор Бенджамин Либерман (колледж Фичберг, Массачусетс, США) отмечает, что «преследование армян во время Первой мировой войны включает в себя многие главные характеристики этнической чистки… приведшие в этом случае к геноциду» (Lieberman B. `Ethnic Cleansing` Versus Genocide. In: The Oxford Handbook of Genocide Studies. New York, 2013, p. 50.).

Профессор права Уильям Шабас (Мидлсекский и Лейденский университеты, президент Международной ассоциации исследователей геноцида) выделяет три основных проявления геноцида в двадцатом столетии — «нападение немецкими колонистами на гереро в немецкой юго-западной Африке (ныне Намибия) в 1904 г., массовые убийства армян со стороны османского турецкого режима в 1915 г. и попытка расистских экстремистов истребить тутси — население Руанды в 1994 г. (Schabas, William A. Genocide. In:Encyclopedia of Human Rights. New York, 2009, vol. 2, p. 294).

Согласно энциклопедии «Военные преступления и геноцид», «кампания по уничтожению армянского населения и его изгнанию из Османской империи (замененной Турцией) была настолько организованной и систематичной, что стала моделью для судебного преследования еще более разрушительных геноцидальных программ позже в XX столетии» (Armenian Genocide. In:Encyclopedia of War Crimes and Genocide. New York, 2006, p. 25.

По мнению Майкла Тейлора («Энциклопедия смерти и человеческий опыт»): «Геноцид — это попытка искоренить людей обычно посредством осуществления массовых убийств из-за их расы, религии, этнического происхождения или национальности. Холокост, во время которого нацисты убили около 6 млн евреев вместе с миллионами других народов, вероятно, является наиболее широко известным геноцидом XX столетия.

Хотя и Холокост является уникальным явлением в некоторых отношениях, однако он не уникален в качестве геноцида. В течение XX столетия были осуществлены геноциды в Камбодже, Германии, Ираке, Турции и Руанде, однако вмешательство извне было редким. Некоторые из этих актов геноцида, вероятно, можно было бы предотвратить… если бы международное сообщество предприняло быстрые и решительные действия» (Taylor M. R. Genocide. In:Encyclopedia of Death & the Human Experience. Thousand Oaks, 2009, vol. 1, p. 508.

Тот же автор продолжает: «Не существует хотя бы единого мотива или причины для геноцида. Мотивация нацистов определялась главным образом чистотой расы. Ответственные за геноцид в Камбодже во второй половине 1970-х гг. красные кхмеры намеревались создать идеальное коммунистическое общество и на этом пути уничтожали тех, кого считали препятствием в деле осуществления этого проекта.

Совершенный в 1915 г. правительством Турции геноцид армянского населения, вероятно, был мотивирован соображениями национальной безопасности… Правительство Турции, будучи в союзе с Германией во время Первой мировой войны, подозревало, что некоторые армяне Турции поддерживают противоположные державы. Армяне были признаны угрозой для национальной безопасности, и их ликвидация явилась способом для урегулирования этой проблемы» (там же, с. 509).

Согласно профессору Сорбоннского университета Иву Терноу  («Энциклопедия геноцида»): «Созданное в двадцатом столетии слово геноцид означает преступление исключительной тяжести, самое экстремальное нарушение прав человека – отказ в праве на жизнь многих людей. Для понимания этого сложного феномена необходим сравнительный и мультидисциплинарный подход.

Хотя и это преступление может иметь древние корни, однако приобретенные в проходящем столетии характеристики определили свою специфику. Совершенное государством такое преступление представляет собой уничтожение сообщества своих собственных граждан или тех стран, которое оно оккупирует. Осуществление преступления в отношении врагов происходит беспрепятственно, когда государство имеет неограниченный контроль над принятием решений и средствами воздействия, владеет исключительными полномочиями во всех ветвях власти или, иными словами, когда государство достигает тоталитаризма высшей степени.

Мотив геноцида основан на вере, которая, несмотря на всю свою абсурдность, обладает достаточной властью для убеждения и отказа от любых моральных запретов для тех, кто призывает к совершению преступления. Таким образом, пропаганда веры основана на предположении, что само существование кого-то является угрозой. Тем не менее вымышленная угроза становится предлогом для геноцида, конечным средством избавления от намеченных жертв.

По сравнению с условиями войны, когда воюющие стороны обладают средствами взаимного уничтожения, осуществление геноцида предполагает применение силы со стороны всемогущего государства в отношении бессильной общины, которая лишена средств самозащиты и возможности причинения даже минимального вреда, а точнее говоря, «невинной» общины.

Двадцатый век стал свидетелем появления самого преступного в своей сущности режима в современной истории – национал-социализма (нацизма), основанного на ненависти, презрении, грубой силе и абсурдной идеологии, составными частями которой являются расизм, социальный дарвинизм и антисемитизм. Такая «негативная диалектика», пройденная через естественный, но вместе с тем и нечестный процесс, привела к уничтожению евреев в Европе во время Второй мировой войны, непревзойденное преступление двадцатого столетия.

…Уникальность геноцида евреев со своими особенными и исключительными характеристиками… вместе с тем не исключает использование термина геноцид для квалификации других преступлений. Можно отметить, в частности, уничтожение живущих в Османской империи армянских общин в 1915-1916 гг., организованное стоящей во главе османского. правительства партии «Единение и прогресс». Этот геноцид также был совершен с целью «окончательного решения» проблемы, которая оставалась неразрешенной в течение 40 лет» (Ternon Y. The Twentieth Century, A Century of Genocide. In:Encyclopedia of Genocide. Santa Barbara, 1999, vol. 2, pp. 562-563).

В сатье Геноцид энциклопедии «проблемы прав человека» с 1945 года читаем: «Считающийся наиболее худшим из преступлений и грубейшим из возможных нарушений прав человека, геноцид занимает особое место в истории человечества, включая историю двадцатого столетия. В 1915 г., например, османские турки организовали систематическое истребление над приблизительно одним миллионом армян» (Genocide. In:Encyclopedia of Human Rights Issues Since 1945. Chicago, 1999, p. 133).

Согласно профессору Брунейского университета (Лондон) Джаваиду Рехману (энциклопедия «Меньшинства мира»): «Термин геноцид означает убийство расы, племени или религиозной или этнической группы. В качестве несчастного феномена физического истребления меньшинства геноцид остается неотъемлемой частью человеческой истории. Однако только после актов геноцида, совершенных нацистами во время Второй мировой войны, геноцид был осужден в качестве международного преступления.

В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла конвенцию «О предупреждении преступления и наказании за него», которая осудила геноцид, совершенный в военное и мирное время. Осуждение геноцида недавно было подтверждено в Статуте Международного уголовного суда (1998).

Хотя геноцид сегодня получил универсальное осуждение в качестве международного преступления, однако имеются существенные опасения по поводу продолжающихся попыток геноцидальных действий в рамках современных обществ. Многие меньшинства и группы живут под угрозой вымирания; некоторые по-прежнему продолжают страдать от физического уничтожения, если не полного, то частичного…»

Дж. Рехман продолжает: «Геноцид практиковался с самого начала человеческой истории. Существует много трагических случаев геноцида. Они включают ужасающие массовые убийства в результате ассирийских войн в течение седьмого и восьмого веков до нашей эры и римского уничтожения города Карфаген и всех его жителей. Религия использовалась в качестве оружия для формирования нетерпимости и для окончательного разрушения и геноцида религиозных меньшинств. Различные формы геноцида религиозных меньшинств санкционированы в текстах религиозных писаний.

Трагические войны периода средневековья, крестовые походы и джихады (исламские священные войны) перевели эти религиозные обряды в форму полного и тщательного использования. Многие из современных геноцидальных конфликтов основаны на принципе религиозного превосходства. Процесс колонизации привел к уничтожению и геноциду коренных и колонизированных народов. Совсем недавно, в течение девятнадцатого и двадцатого столетий, механизм геноцида практиковался в очень широких масштабах. Так, геноцид армян, осуществленный османскими турками в период 1895-1896 гг., привел к массовым убийствам почти 200 тыс. армян.

Турки повторили практику геноцида армянского народа во время Первой мировой войны. Рост национализма и тоталитарных идеологий… подъем расового, религиозного и языкового экстремизма в двадцатом веке вылился в поголовное истребление меньшинств. Преступления физического уничтожения, проводимого против еврейского населения в Европе, носили характер беспрецедентной тяжести» (Rehman J. Genocide. In:Encyclopedia of the World`s Minorities. New York, 2005, p. 493.

Важной частью основного процесса подготовки любого акта Геноцида, который приводит к трагедии народа-жертвы, является соответствующая идеология. Каждая из таких идеологий может отличаться от другой по своей форме или содержанию, однако все они схожи в одном – они служат доминирующей расе, группе и ее членам. Идеологии геноцида посвящена специальная статья профессора Гарвардского и Массачусетского университетов Эрвина Стауба в энциклопедии «Геноцид».

В ней отмечается: «Любая идеология – это концепция социальных механизмов в обществе или в мире, создатели которых стремятся создать желательные или идеальные формы жизни. Существуют националистические идеологии, которые сосредоточены на обеспечении богатства, власти, влияния, а часто и чистоте группы или нации. Идеологии «лучшего мира», например, коммунизм, предлагают версию идеальных социальных механизмов для всего человечества.

Многие идеологии являются разрушительными, потенциально геноцидальными в том, что они идентифицируют врагов, которые якобы стоят на пути осуществления идеологий. Если идеология должна быть реализована, то необходимо «расправиться» с врагами. Иногда намерение их уничтожить присутствует с самого начала. Чаще всего намерений их уничтожить нет или же они полностью не сформированы, однако дискриминация и ограниченное притеснение оппонентов, неверующих и посторонних приводят к трансформации создателей и эволюции роста насилия, которое завершается геноцидом.

Геноцидальные идеологии могут иметь как националистические характеристики, так и элементы лучшего мира. Например, нацистская идеология, которая включала в себе понятие lebensraum или жизненного пространства, право немцев на большую территорию, имела чисто националистическую сущность. Она включала в себе также понятие чистоты расы.

В то время как ее внимание было сфокусировано на защите немцев от евреев, цыган, других и даже генетически недоразвитых немцев, она предполагала, что за счет устранения загрязнения высших рас или избавления от низших положение высших рас будет улучшено. Хотя и «самогеноцид» в Камбодже был основан на видении общего социального равенства и отчасти на принципах коммунизма, однако в нем имелись и националистические строительные блоки и элементы. Геноцид армян в Турции был основан на «пантурецкой» националистической идеологии» (Staub E., Charny I. W. Ideology of Genocide. In:Encyclopedia of Genocide. Santa Barbara, 1999, vol. 2, p. 347-348).

Отвечая на вопрос «почему же люди обращаются к таким деструктивным идеологиям?», Э. Стауб объясняет: «Они часто это делают в ответ на тяжелые социальные условия и разочарование отсутствием основных потребностей человека, страх и смятение. Позитивное представление будущего компенсирует реальность, хаос и замешательство настоящего времени. Оно помогает людям объединиться в то время, когда они чувствуют себя одинокими и изолированными. Оно дает им цель и смысл в то время, когда они чувствуют себя беспомощными, будучи не в состоянии контролировать свою жизнь. Людям необходимо видение многообещающего будущего в такие трудные времена.

К сожалению, культура, прошлое и условия жизни порождают силы, которые создают видения, идентифицирующие врагов. Сделав козлом отпущения определенную группу и идентифицировав ее в качестве ответственной за проблемы жизни, идеология объясняет этим тяжелые условия жизни и заставляет людей чувствовать себя лучше. Идентификация врагов собирает людей вместе, помогает им объединиться.

Культура доминирующей группы включает в себя историю девальвации группы, которая становится козлом отпущения и идеологическим врагом (евреи, армяне) или исторический разлом (между людьми в городах и селах Камбоджи). Временами тяжелые условия возникают в результате конфликта и вражды с другой группой или когда существует история взаимного антагонизма между этими двумя группами (например, между хуту и тутси в Руанде и Бурунди).

Давние традиции дегуманизации и антагонизма могут быть в значительной степени активизированы и втянуты в бешеную крайность относительно легко и в удивительно короткий период времени с помощью пропагандистских кампаний, как, например, неоднократные упоминания Гитлером о евреях во время грандиозных публичных мероприятий, сопровождающиеся волнующими зрелищами семейного духа. Геноциду в Руанде в 1994 г. предшествовала активная кампания против тутси по государственному радио» (там же, с. 348-349).

Продолжая обсуждение идеологического аспекта Геноцида, профессор истории Сити колледжа (Нью-Йорк) Эрик Вайц (энциклопедия «Социальная наука») пишет: «…Геноциды достигают действительно масштабных пропорций, когда расизм или крайний национализм становятся руководящими принципами государства… Печально известными, хотя и не единственными примерами являются Османская империя под младотурками, нацистская Германия, бывшая Югославия и Руанда.

Во всех этих случаях государство обещало своим последователям будущее неограниченного счастья и благополучия, как только предполагаемая вражеская группа – армяне в Османской империи, евреи в Третьем рейхе, хорваты и мусульмане в Югославии, тутси под радикальным правительством хуту — будет ликвидирована. Одновременно были ликвидированы умеренные члены доминирующей группы, которые выступали против геноцидов. Ни один геноцид не происходит в отрыве от других нарушений прав человека» (Weitz E. D. Genocide. In:The Social Science Encyclopedia. New York, 2009, p. 410-411).

Согласно энциклопедии «Социальная наука», Первая мировая война стала знаковым событием в истории, так как этот период «создал культуру убийства и показал, чего могут достичь высокоорганизованные государства». «И это неудивительно, — продолжаем читать в энциклопедии. — Первый современный геноцид — геноцид армян был осуществлен в контексте тотальной войны, когда союзные державы угрожали младотурецким правителям и последние стали демонизировать армянское население как предателей. Вместе с тем младотурки планировали создание огромной и однородной пантюркской империи, чего можно было достичь, по их мнению, путем депортации и массовых убийств армян» (там же, с. 409-410).

Как уже было отмечено выше, термин геноцид был создан Рафаэлем Лемкиным с целью определения массовых истреблений евреев нацистами во время Второй мировой войны, а также резни и депортации армян османскими властями во время Первой мировой войны. В обоих случаях массовое убийство имело место в контексте более общей войны, и Лемкин начал думать о геноциде как о типе ведения боевых действий. По словам Джерри Фаулера, «будучи знаком с начавшейся в 1915 г. оттоманской кампанией убийств и депортации армян, он [Лемкин] гораздо раньше, чем большинство его современников, понял смертоносные последствия нацистской идеологии» (Fowler J. Genocide. In: Encyclopedia of Community. From the Village to the Virtual World.Thousand Oaks, 2003, vol. 1, p. 540-541).

Хотя этот термин был создан Лемкиным «…как реакция к нацистскому «окончательному решению», направленному против евреев, однако он также определял преступление в более общем плане, как уничтожение или попытку уничтожения членов группы (генос) исключительно из-за своего группового объединения». Еще в 1933 г. в Мадриде, на пятой международной конференции по унификации уголовного права, Лемкин неудачно предложил международное признание преступления «варварства» – репрессивных и деструктивных действий, направленных против членов национальной, религиозной или расовой группы.

В дальнейшем Лемкин расширил понятие геноцида, включив в него также нападения на политические, экономические и культурные группы, и в дополнение к нацистской кампании уничтожения евреев в качестве исторических примеров приводил разрушения со стороны римлян Карфагена (146 г. до н. э.), завоевание Иерусалима римским императором Титом (72 г. н. э.) и турецкую резню армян (1915-1917 гг.).

По утверждению Лемкина, геноцид выходит за рамки нападений на гражданское население на оккупированных территориях, которые отчасти осуждались международным правом, например, Гаагской конвенцией 1907 г. По мнению Лемкина, определение группы в качестве мишени для целевого уничтожения расширяет объяснение угрозы и осуществления систематического убийства (Lang B.Genocide. In:Encyclopedia of Ethics. New York, 2011, p. 607).

Согласно профессору университета Вилланова США Сэлли Шольц, в своем труде «Правление государств оси в оккупированной Европе» (1944 г.) Лемкин признавал, что «спланированное и скоординированное уничтожение народа или нации ставит своей первоочередной целью не только прямое убийство, но и разрушение культуры, языка, традиций, социальных и политических инфраструктур».

Исходя из этого С.Шольц пишет: «Геноцид, который вдохновил Лемкина на борьбу за принятие международных законов и запрещающих актов, был геноцид армян во время Первой мировой войны. 24 апреля 1915 г. турки Османской империи начали облавы тысяч армян и насильственным образом изгнали их, что признано считать первым крупным геноцидом современной эпохи. Установлено, что полтора миллиона армян были систематически убиты военными или умерли от голода во время форсированных депортаций из Османской империи…» (Scholz S. J. Genocide. In:Encyclopedia of Global Justice. New York, 2011, vol. 1, p. 387).

А. Дирк Мосес пишет в «Оксфордском справочнике исследований геноцида»: «Понятие геноцида является также результатом долгой традиции критики империализма и войны против гражданского населения со стороны европейской правовой и политической критики. Все примеры, о которых он [Лемкин] писал для проектируемой им работы о мировой истории геноцида, происходили в условиях империй или во время войн против гражданского населения.

Большая часть его [Лемкина] тематических исследований евразийских примеров взята из истории континентальных империй: Римская империя, монголы, Османская империя, Карл Великий и распространение германских народов в восточном направлении со времен средневековья. Вот типичный отрывок из статьи Christian Science Monitor в 1948 г.: «Разрушение Карфагена, уничтожение альбигойцев и вальденсов, крестовые походы, марши тевтонских рыцарей, уничтожение христиан в Османской империи, массовые убийства гереро в Африке, истребление армян, резня христиан-ассирийцев в Ираке в 1933 г., уничтожение маронитов, погромы евреев в царской России и Румынии – все это классические случаи геноцида» (Lemkin R. War against Genocide // Christian Science Monitor, 1948, January 31) (Moses, D. A. Lemkin, Culture, and Concept of Genocide. In:The Oxford Handbook of Genocide Studies. New York, 2013, p. 25-26.). Мосес далее утверждает, что понятия «варварство» и «вандализм» находятся в прямой зависимости с геноцидом из-за «особого внимания к групповой защите». Так, Лемкин был возмущен тем, что «турецкие исполнители армянских депортаций и массовых убийств смогли в большинстве избежать судебного преследования…» (там же, с. 30-31).

До 1945 года были и другие признания преступлений против  У. Шаббас(«Оксфордский справочник исследований геноцида») считает, что «истоки нового видения уголовного правосудия были уже очевидны во время Первой мировой войны». 24 мая 1915 г. правительства Великобритании, Франции и России выступили с совместным заявлением, в котором отмечалось, что «в Армении происходит резня армян курдами и турками при явном попустительстве, а иногда и прямом содействии оттоманских властей».

Это заявление можно считать первым международным документом, признающим и осуждающим акт геноцида, который характеризовал злодеяния в отношении армян как новые преступления Турции «против человечества и цивилизации», личную ответственность за которые несут все члены османского правительства, а также местные власти.

«Однако идея о том, — продолжает У. Шабас, — что государство и его руководители должны быть привлечены к ответственности за зверства, совершенные в отношении своих же граждан, оставалась крайне спорной, и именно эту брешь в законе Лемкин пытался заполнить» (Schabas W. A. The Law and Genocide. In: The Oxford Handbook of Genocide Studies. New York, 2013, p. 124).

Согласно профессору права школы Виттиер (США) Майклу Базилеру («Энциклопедия геноцида»), термин «преступление против человечности», использованный Великобританией, Францией и Россией в 1915 г. в отношении массовых убийств армян в Османской империи, был использован и определен в Нюрнбергских принципах. 6-й принцип определяет преступления против человечности как «убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо преступления против мира или какого-либо военного преступления, или в связи с таковыми» (Bazyler M. J. Crimes Against Humanity. In: Encyclopedia of Genocide. Santa Barbara, 1999, Vol. 1, p. 153-154).

В энциклопедии «Военные преступления и геноцид» читаем: «Самое раннее использование термина [преступление против человечности] содержится в Гаагской конвенции 1907 г., хотя он основан на обычном праве во время вооруженного конфликта. Таким образом, кодифицированный закон, касающийся преступлений против человечности, эволюционировал от принципов и ценностей, которые имели некоторое всеобщее признание на протяжении истории. Несмотря на то что большинство международных соглашений в первые годы XX столетия охватывало поведение вооруженных сторон в конфликте, однако были и исключения, в частности, принудительные депортации и массовые убийства армян турками-османами в 1915 г., когда против гражданского населения была применена военная сила. Созданная в 1919 г. комиссия пришла к выводу, что турецкие офицеры были на самом деле виновны в «преступлениях против законов человечности» за их обращение с армянами…» (Crimes Against Humanity. In:Encyclopedia of War Crimes and Genocide. New York, 2006, p. 110).

Суммируя вышесказанное, приходим к выводу, что в своих энциклопедических статьях ведущие специалисты в области изучения геноцида не только квалифицируют массовые убийства и депортацию армянского населения во время Первой мировой войны как геноцид, но и рассматривают этот факт как преступление против человечности, которое стало одним из важнейших прецедентов в деле развития и создания концепции геноцида.

Арман КИРАКОСЯН, доктор исторических наук, профессор

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image