Гамбит Эванса. Бывший посол США в Армении ставит вопрос ребром

19 марта, 2018 - 13:22

В 451 от Р.Х. армянские воины, проиграв ожесточённое сражение с превосходящим их по численности войском Персидской империи, отступили и укрылись в лесах Арцаха на Южном Кавказе. Войну они проиграли войну, однако сохранили свою христианскую веру, и тем самым происшедшее расценивается как победа. Армения стала первой страной, принявшей в 301 году христианство в качестве государственной религии.

В 2018 году небольшая, но полная решимости демократическая Нагорно-Карабахская Республика (или “Арцах”, как её называют армяне) старается выжить, подвергаясь угрозам со стороны превосходящей её в военном плане силы, которая желает уничтожить её.

С таких исторических параллелей начинает свою статью “Проигнорирует ли Трамп визит президента Нагорного Карабаха?”, опубликованную 11 марта в американском аналитическом издании The National Interest, многоопытный, но уже бывший американский дипломат, в том числе – бывший Чрезвычайный и Полномочный посол Соединенных Штатов в РА Джон Эванс, давно и хорошо знакомый с проблемными вопросами Армении, Арцаха и всего Закавказского региона.

Поводом вспомнить о Нагорном Карабахе – и напомнить о нем международному сообществу – для автора статьи стал состоявшийся на прошлой неделе визит в США президента НКР Бако Саакяна. Руководители североамериканского государства воздержались от встреч с ним; отчасти – оттого, что официальный Вашингтон по сей день обходит молчанием вопрос касательно фактической и бесповоротной независимости Арцаха от Азербайджана, к которому, как пишет Эванс, он был присоединён волевым решением Исифа Сталина в 1921 году. “Вашингтон не признаёт Арцах – фактически, этого не сделала пока ни одна страна,- однако предшественник президента Саакяна (Аркадий Гукасян – А.Г.), посетивший США в 1999 и 2002 годах, встречался с должностными лицами Госдепартамента на рабочем уровне, и у Нагорного Карабаха/Арцаха имеется свой неофициальный представитель в США, проживающий в Вашингтоне”,- отмечает Дж. Эванс. Что касается нынешнего визита, то, по имеющимся сведениям, Бако Саакяну пришлось довольствоваться некоторыми встречами на Капитолийском холме и приватным ленчем в Центре национальных интересов.

Справка: Центр национальных интересов (Center for the National Interest, CFTNI) – неправительственная политологическая организация, основанная в 1994 г. экс-президентом США Ричардом Никсоном. Считается близкой к умеренным республиканским кругам Соединенных Штатов. Бессменный руководитель Центра с момента основания – видный политолог Дмитрий Саймс; почётным председателем является бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. В 2001 году CFTNI приобрел упомянутый аналитический журнал The National Interest, который выходит два раза в месяц.

Уже более двадцати лет, отмечает Эванс, Соединенные Штаты Америки, вместе с Францией и Россией пытаются выступать посредником в споре между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. “Хотя переговоры, проходящие под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, всё еще не привели к урегулированию, в то же время народ Карабаха строит расцветающую демократии, основанную на рыночных принципах, на свободных и справедливых выборах и уважении прав человека,- подчеркивает он.- Хрупкое перемирие, достигнутое в 1994 году под покровительством и при содействии России, было грубо нарушено в апреле 2016-го, когда азербайджанские войска попытались обратить вспять победу, достигнутую в начале 1990-х гг. армянами Карабаха, боровшимися за своё право на самоопределение, когда Советский Союз начал рушиться”. Джон Эванс особо акцентирует: Нагорный Карабах фактически никогда не являлся частью современного Азербайджана, за исключением советского периода, когда Нагорный Карабах был автономным регионом с правом отделения. Не был он и частью недолговечного Азербайджана, кратковременно существовавшего до установления Советской власти на Южном Кавказе, в Закавказье то есть.

Четырёхдневная война 2016 года всё изменила. Это была, констатирует Эванс, “жестокая кампания, начатая в полночь в нескольких секторах линии соприкосновения, которая делит армянские и азербайджанские войска”. До восстановления шаткого перемирия военные стычки привели к четырем сотням жертв. При этом азербайджанские военные совершили многочисленные зверства, включая отрезание ушей пожилым армянским супругам, пытки армянских солдат, причинение им увечий, а по крайней мере однажды – их обезглавливание, “в стиле ИГИЛ”, по оценке Эванса. Данный “блицкриг” разрушил то малое доверие, которое армяне в Арцахе имели к мирным переговорам и намерениям Баку по отношению к ним, каковые намерения, по мнению некоторых наблюдателей, были фактически направлены на геноцид.

Свидетельства непостороннего

Джон Эванс побывал в Арцахе в июле 2016-го – после апрельской “войнушки”. Он свидетельствует о том, что видел собственными глазами: несмотря на “непризнанность” миром, народ и фактические власти НКР строят реально работающую демократию.  Они демонстрируют все атрибуты государства, закрепленные в Конвенции Монтевидео, за исключением последнего: способности осуществлять межгосударственные отношения.

Данная конвенцияодин из немногих международных документов, перечисляющих критерии, определяющие правосубъектность государства с точки зрения международного публичного права. Таких критериев зафиксировано четыре: а) постоянное население, б) определённая территория, в) собственное правительство, г) способность к вступлению в отношения с другими государствами. Конвенция подписана на VII Панамериканской конференции в столице Уругвая – Монтевидео 26 декабря 1933 г., вступила в силу 26 декабря 1936 г. – А.Г.)

Власти Нагорного Карабаха реально дееспособны, однако им отказано в этой возможности. Азербайджан подвергает санкциям всех иностранцев, посещающих Карабах без его на то согласия. Поэтому сейчас в “чёрном списке” Баку фигурируют, к примеру, оперная певица Монсеррат Кабалье, шеф-повар, писатель и телеведущий Энтони Бурден, журналист и писатель, колумнист газеты “Вашингтон Пост” Дэвид Игнатиус и многие другие. Им теперь запрещено посещать Азербайджан. “Для полного счета добавлю: в этот список теперь занесен и я”,- сообщает Дж. Эванс.

Не убоявшийся подобного “наказания” американец упоминает профессора Юридической школы Университета Вашингтона (WCL) Пола Уильямса, который насчитывает около семидесяти текущих движений за самоопределение в нашем беспокойном мире. Эти конфликты Уильямс характеризует как “смертельно опасные, долговечные и дестабилизирующие”; их средняя продолжительность составляет, как правило, примерно 30 лет. Вместе с тем, другой авторитетный правовед – эксперт ООН по вопросам поощрения демократического и справедливого международного порядка Альфред-Морис де Зайас отмечает, что самоопределение является формой демократии, и его следует рассматривать как фактор долговременной стабильности.  

В конце февраля в Брюсселе собрались эксперты в области международного права для обсуждения перспектив урегулирования карабахской проблемы. По их оценке, право на самоопределение превосходит принцип территориальной целостности, на который можно ссылаться только “извне”, то есть – в целях защиты государства от внешних угроз, но не в целях ущемления прав внутреннего меньшинства, стремящегося реализовать свои права. Не говоря в данном случае, что Нагорный Карабах легально вышел из состава СССР одновременно с Арменией и Азербайджаном, не приходится сомневаться в том, что конфликт с бакинскими властями начался как внутренний. Правда и то, подчеркивает Эванс, что Армения пришла на помощь своим арцахским братьям и сестрам, как и армяне из Калифорнии и со всего мира.

Вообще-то, самоопределение иногда может осуществляться в пределах одного государства, как это сделал, например, Квебек в Канаде. Но когда “родительское” государство прибегает к насилию в отношении своих граждан, то оно утрачивает своё право управлять ими. И возникает вопрос о том, что именуют “исправительным”, или “излечивающим отделением" (“remedial secession”). Надо полагать, автор статьи видит второй вариант для Арцаха вполне оправданным и непредосудительным.

Пора мыслить и действовать по-новому

Но Джон Эванс идет дальше и открыто высказывает идею, поистине крамольную для сегодняшнего “просвещенного” Запада, погрязшего в “двойных-тройных стандартах” во внешней и внутренней политике, в лицемерной заботе о якобы притесняемых ЛГБТ-активистах и тому подобном. А именно: по его мнению, настало время для того, чтобы международное сообщество приняло Нагорно-Карабахскую/Арцахскую Республику в сообщество наций. 

Солидаризируясь с заместителем министра иностранных дел НКР Армине Алексанян, заявившей недавно в Европарламенте: “Карабах-это страна, а не конфликт”, Эванс подчеркивает: “Народ Арцаха просто хочет жить в мире и свободе. Несмотря на то, что статус Республики Арцах еще окончательно не определен, народ Арцаха обладает и должен пользоваться теми же правами, что и все остальные, и не должен подвергаться изоляции со стороны остального человечества”.

Статья, выстроенная на таких приоритетах, наверняка вызвала недовольство не только на Западе. В Азербайджане она вообще стала чем-то вроде “красной тряпки”. Не случайно в довольно оживленной дискуссии по поводу статьи, развернувшейся на сайте The National Interest, пока заметно преобладают резко негативные отклики азербайджанских (а может – и турецких) пользователей. Некие фуады, лейлы, фиданы, нермин несеновы, каримы абдуллаевы и прочие воинствующие “борцуны за нацию” обвиняют Эванся в том, что он “продался армянам”, призывают его не становиться “армянской марионеткой”, напоминают ему, что “так называемый Арцах всегда был и останется азербайджанским Карабахом, скоро мы его отвоюем!”, и тому подобное. Один даже типа сыронизировал по поводу “христианской солидарности”. Вряд ли, наверное, следовало ожидать чего-либо иного от всей этой шушеры. А ценность размышлений, которыми Эванс решил поделиться с читательской аудиторией, высока сама по себе, независимо от упомянутых истеричных воплей.

“Честность и мужество”

Быть может, Джон Маршалл Эванс, которому в нынешнем году исполняется 68 лет, до сих пор успешно продолжал бы свою дипломатическую карьеру. В своё время уроженец Вильямсбурга, штат Вирджиния, получивший образование в Йельском и Колумбийском университетах, служил в Тегеране, Праге, Москве, Брюсселе (штаб-квартира НАТО), в ОБСЕ, в Санкт-Петербурге и Вашингтоне, достигнув звания советника-посланника. После чего в июне 2004-го был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом в Армению. Здесь его карьерный рост и тормознулся. Причиной послужило его публичное несогласие с официальной позицией Белого дома по вопросу Геноцида армян в Османской Турции: в феврале 2005 г. на встрече в Университете Беркли в Калифорнии Эванс прямо назвал те массовые убийствам армян как "геноцид”. За подобную дерзость он в сентябре 2006 г. был отозван с дипломатической службы и уволен из Госдепартамента. Предполагается, что такую жесткую реакцию во многом обусловило давление Турции – давнего союзника США по НАТО в регионе. Пользователь Middy полагает, что не обошлось и без воздействия влиятельных израильских лоббистских организаций – таких, как Американский еврейский конгресс (AJC), Американо-израильский комитет по общественным делам (AIPAC), Антидиффамационная лига (ADL), которые регулярно содействуют провалу признания Геноцида армян администрацией США на общефедеральном уровне. “Эванс – принципиальный человек, не пошедший против своей совести, когда был послом США в Армении: он прямо признал геноцид армян, совершенный Турцией и до сих пор ею отрицаемый. За это его фактически и уволили”,- констатирует Middy.

Примечательный факт: за упомянутый шаг Эванса Американская Ассоциация иностранной службы (AFSA) собиралась вручить ему престижную награду “Конструктивное несогласие” за его такие действия. Но после давления со стороны Госдепартамента награждение пришлось отменить. 

Покинув дипломатическое поприще и поселившись с супругой Донной Чемберлен в Вашингтоне, Джон Эванс, тем не менее, не ушел из большой политики. Его часто приглашают выступить на различных важных форумах, к его мнению прислушиваются, в этом плане он, можно сказать, весьма востребован. Как, например, в апреле прошлого года, когда экс-посол стал главным спикером (keynote speaker) крупного мероприятия, организованного Армянским комитетом США в г. Хартфорде, административном центре штата Коннектикут, и приуроченного к 102-ой годовщине Геноцида армян. Форум состоялся 22 апреля в Большом зале местного Капитолия (так в США по традиции называют не только здание Конгресса в Вашингтоне, но и его “меньшие собратья” – здания в административных центрах штатов, где размещаются местные органы власти). Представитель администрации штата Эндрю Варгас-младший заявлял тогда, что рассчитывает на немалую явку приглашенных участников – политических и общественных деятелей, служителей церкви, других известных в штате персон. Так оно в итоге и получилось.

Джон Эванс сыграл ключевую роль в знаковости того события, получившего немалый резонанс. Джек Крикорян, председатель Армянского комитета штата Коннектикут, констатировал “незаурядные мужество и честность”, проявленные Эвансом в ходе его дипломатической карьеры, которая была расценена как “выдающаяся”. Для нас – честь приветствовать г-на Эванса в качестве главного спикера",- подчеркнул Джек Крикорян.

Думаю, не погрешу против истины, если отмечу, что Джон Маршалл Эванс стал одним из немногих государственных деятелей и политиков Соединенных Штатов, к которым в Армении всегда относились с большой теплотой и признательностью. Порой его даже сравнивали с 28-м президентом США Вудро Вильсоном и послом США в Османской Турции Генри Моргентау-старшим. Эванса традиционно называют «великим другом армянского народа». Что он, с присущими ему честностью и мужеством, доказывал уже не раз. И продолжает доказывать. 

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image