«Олимпионик из Артаксаты». Санасар Маргарян выпустил историко-художественную музыкальную аудиокнигу, повествующую о событиях IV века н.э.

19 марта, 2018 - 21:01

Санасар Маргарян завершил работу над проектом о событиях мировой истории и истории олимпийского спорта, связанных с Вараздатом Аршакуни из Великой Армении, ставшего олимпиоником в 385 году н.э. на 291-х античных Играх в греческой Олимпии.

Слушая аудиокнигу и знакомясь с Дополнительными материалами к ней, мы не только 1) узнаем, как организовывались реальные олимпийские игры, но и 2) кто их запретил, 3) оценим различные коварные и дальновидные решения руководителей стран Древнего мира,  4) в деталях проследим, как проходили соревнования по кулачному бою и гонкам колесниц в греческой Олимпии, 5) вспомним школьную программу, где нам сообщали, что последним из достоверно известных победителей 291-х Игр в 385 году н.э. стал кулачный боец Вараздат из династии Аршакуни, бывший царь Великой Армении, 6) коснемся менталитетов многих из народов, живших в IV веке н.э., услышим состояние их души через народную музыку и произведения как древних, так и современных авторов, 7) почувствуем любовь и ненависть того времени, 8) задумаемся о смысле «хлеба и зрелищ», 9) осознаем цель схваток бестиариев с животными, и многое другое, наконец, 10) поймем, что каждому из нас дарована своя миссия, которая связана с благосостоянием людей, их мирным сосуществованием на планете Земля.

Мы поговорили с Санасаром Маргаряном о его уникальном проекте, над которым он работал около 10 лет.

— Что собой представляет это красочное издание?

— Это комплект из 100 страничной книги формата чуть меньше А5 – Дополнительных материалов к аудиокниге +DVD (в mp3) – цифрового диска с фонограммой самого повествования, размещенного на 3-ей сторонке печатного издания.

— Знаком ли читатель с другими вашими работами?

— Со специальными работами в области физики и спорта (в футболе) – возможно, но с историческими работами – нет, так как это первый мой проект.

— Какое у вас образование, и где вы живете?

— Образование – высшее, закончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ), живу в Москве с 1982 года. Сообщу также интересный факт из моей биографии: я закончил среднюю школу, которая была построена на средства известного русского писателя Льва Николаевича Толстого от гонорара, вырученного за роман «Воскресение», написанного в период с 1889 по 1899 годы.

— Тоже 10 лет?

— Да, по цифрам получается так.

— Вы физик, а работу сделали историческую – как такое может быть?

— Да, такое бывает, и я не являюсь в этом первооткрывателем, например, Жюль Верн был адвокатом, Харуки Мураками – продавцом в магазине звукозаписей, Джордж Оруэлл и Лев Толстой – военными, Михаил Булгаков и Антон Чехов – врачами, список можно и дальше продолжать.

— Как возникла идея взяться за популяризацию такой исторической личности, каким был армянский царь из династии Аршакуни?

— Если бы речь шла о популяризации, то можно было просто растиражировать, например, стикеры с нужным героем, и этого было бы достаточно, но появившаяся на 45-ом году моей жизни идея была более серьезной: я вдруг задался двумя простыми вопросами: «Кто я?» и «Для чего родился?».

— Интересно…

— Да, да! Мы, люди планеты Земля, считаем себя, как известно, существами разумными, а раз так, то наш разум, даже без согласования с нами, иногда задается теми или иными нестандартными вопросами.

— И как вы ответили на эти вопросы?

— Мой ответ на первый вопрос: «Я армянин!», а вот второй – вытекает из ответа на первый, т.е. если я армянин, это значит, что я должен сделать что-то во благо Армении или цивилизации, так как элементарный анализ истории Армении показал, что Армения является колыбелью мировой цивилизации! Да, именно так – это признается теми делами и деяниями, в том числе выдающимся вкладом, связанным с различными разработками, без которых жизнь не могла развиваться так технологически прогрессивно для современного человека: без лаваша, цветного телевидения, фена, пластической хирургии, бетономешалки на шасси, кислородных масок, банкомата, самолета, лунохода, коробки-автомат, МРТ и т.д., и если хотите – без ядерного оружия и армянки Анны, будущей Великой княгини Анны Византийской, крестившей Русь в 988 году н.э.!

— Солидный список…

— Да, и это только мизер! И вот что значит – как ответить на вопрос! Получается, фактически, я армянин (и что важно, по ощущениям – тоже), но ведь такая конкуренция – каждый может испугаться!

Выхода не было, и если вначале я механически двигался вперед, не имея ни малейшего представления, что будет дальше, то спустя несколько лет,  в 2014 году, когда было принято решение остановиться на аудиокниге, священник московского Армянского храмового комплекса Тер Григор (в миру Мгер Бекназарян), не только благословил создание именно аудиокниги (по ряду удобств), но и произнес ключевую фразу: «Если армянин может делать добро и не делает – он грешит!», после которой мой путь назад был отрезан окончательно: или нужно было признаваться, что я не могу делать добро, и тогда сижу спокойно, и я никому не нужен, или работаю во благо мировой цивилизации (если говорить высокопарно). Конечно, пришлось выбрать второй путь, потому что первый – это регресс не только того, что вокруг, но и самой личности, т.е. меня самого, а это уже не очень хорошая перспектива…

Воистину, армянские священники являются хранителями вековой мудрости своего народа, поэтому знают, что сказать, когда в этом есть необходимость! 

— Как вы могли бы объяснить понятие мудрость?

— Думаю, самое простое объяснение определяется формулой: УМ • ДОБРО = МУДРОСТЬ, но есть и обратная сторона этой монеты:  УМ • ЗЛО = ХИТРОСТЬ, и если первый случай – это путь к созиданию, то второй ведет к разрушению, и вряд ли с такой формулировкой можно поспорить.

— Возвращаясь к идее о начале работ над проектом…

— После ответов на поставленные вопросы о том, кто я и для чего родился, стала задача приложения сил, и она нашлась очень быстро: небольшой интернет-анализ показал, что армяне, помимо прочего, были первыми и единственными олимпиониками-чужестранцами, триумфаторами на античных Играх в Олимпии – ими стали: Трдат III Аршакуни, будущий царь Армении,  победивший в борьбе в 281 году н.э. на 265-ых Играх (это также подтверждается диссертацией профессора М.С. Испиряна), именно тот царь, в правление которого Армения в 301 году н.э. первой в мире приняла христианство, как государственную религию, и Вараздат Аршакуни, бывший царь Армении, победивший в кулачном бою 385 году н.э. на 291-ых Играх в Олимпии, о котором читаем в учебниках: «Последним их достоверно известных олимпиоников античных Игр в Олимпии был Вараздат из Армении».

Тема спортивная, и для меня она была интересной. Шел 2008 год – год Пекинской олимпиады.

— И кого из олимпиоников вы выбрали?

— Вараздата Аршакуни.

— Почему, ведь Трдат III Великий был более известным правителем Армении?

— Так получилось – просто мне удалось найти (через Улан-Удэ) книгу Ашота Мелик-Шахназарова «Олимпионик из Артаксаты» (1986 года выпуска), которая и стала базовой для начала работ над проектом. Более того, сюжет повествования был столь захватывающим, что у меня, у мужчины средних лет, даже увлажнялись глаза по тем или иным эпизодам повести. Тогда я посчитал свой выбор правильным, и, как показало время, не ошибся. Но разработка темы Трдата III Великого, даст не менее потрясающий проект!

— Ашот Мелик-Шахназаров был известным советским и армянским дипломатом.

— И не только, помимо прочего он был еще и спортсменом (бокс, пятиборье, фехтование), судьей международной категории по шпаге, основателем и первым президентом Панармянских игр, которые успешно проводились в Ереване. Эти факторы из его биографии были важны для получения достоверности информации в описываемой им книге, что также подтвердил сын автора – Арсен Мелик-Шахназаров, рассказавший, что его отец работал в т.ч. с французскими и другими источниками.           

— Сын автора, Арсен Мелик-Шахназаров, поддержал вашу идею?

— Да, с большим воодушевлением – так, как это может сделать достойный сын своего отца. Более того, Арсен Мелик-Шахназаров рассказал, что в свое время предпринимались попытки поставить оперу по книге, однако преждевременный уход из жизни его отца, нарушил эти планы.

— Была информация, что первоначально вы планировали снять игровой фильм или полнометражный анимационный 3D-фильм.

— Эта идея достаточно долго теплилась надеждой, пока не стало ясно, что для нее нет, прежде всего, финансовых возможностей, несмотря на то, что для ее реализации были использованы все технические механизмы, в т.ч. публикация на созданном для проекта сайте (olympionikvarazdat.ru или олимпиониквараздат.рф) писем на 15 языках народов мира, с приглашением меценатов, инвесторов, спонсоров и заинтересованных лиц принять участие в проекте, равно как размещение информации о проекте на известной краудфандинговой площадке, с использованием способа коллективного финансирования, основанного на добровольных взносах, были задействованы также все наиболее известные социальные сети, и пр.

— Может быть, нужно было непосредственно обращаться к «армянским держателям средств»?

— Такие попытки были и не раз, но многочисленные помощники и секретари стоят стеной, в части охраны «покоя» своего босса. И это конечно плохо, ведь на их покой никто не посягает – пусть хотя бы знают, что происходит вокруг их персон.

— А наши известные артисты и режиссеры – им было неинтересно?

— Возможно, и интересно, но как они могли узнать, что есть такая идея?

Приведу пример с нашим известным заслуженным народным артистом Арменом Борисовичем Джигарханяном. Я хотел с ним поговорить, потому что речь шла о серьезном деле – мне нужен был совет: реально ли реализовать такой проект или это утопия?

Мнение Джигарханяна мне было интересно после разговора с Родионом Нахапетовым, проживающем в США, до которого, кстати, я легко дозвонился. Родион Рафаилович относительно моей идеи сказал буквально следующее: «Если у Вас нет денег – ничего не получится, вот, например, я, занимаюсь поиском средств на экранизацию повести Андрея Платонова…». Я благодарен Родиону Нахапетову, что он лично поднял трубку и высказал свое мнение.

Но, как известно, любой эксперимент предполагает, как минимум, три измерения.

Переговорить с Арменом Борисовичем было важно еще потому, что он реально является мудрым человеком – такой вывод я сделал по силе и весу слов, которые он произносит. Для сравнения: есть пустословы, цена их слову 0 ед., есть чиновники (зависимые люди от всех и вся) – 2 ед., есть Джигарханян – 10 ед. из 10. Это мое чисто субъективное мнение – но вы можете сами послушать, как это человек формулирует мысль, не делая длинных пауз, и имея при этом до 2-3 секунд времени в запасе для ее формирования (подобно шахматисту), понимая, что он несет ответственность за то, что говорит!  Но в итоге, к моему большому разочарованию, многочисленные попытки поговорить с Арменом Борисовичем Джигарханяном оказались тщетны – все те же пресловутые секретари и помощницы, работающие в театре имени артиста, не дали мне этого сделать!

Но вот лично встретится и поговорить с профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Кузищиным Василием Ивановичем получилось легко и с удовольствием. Так тоже бывает.

Далее экспериментировать не было смысла: нужно было работать, так как игровой фильм, мультфильм или что-то еще – это форма, а основой, базой подобной работы является сам материал, по которому можно было писать уже любой сценарий.     

— Сценарий вы планировали писать самостоятельно?

— Так сложилась ситуация – это единственный выход, но так как могли быть «проблемные» детали, как в мировой истории, так и в истории спорта, то нужны были специалисты по данным темам. На этот случай у меня оказался телефон, который любезно предоставил сотрудник Национального олимпийского комитета (НОК) Армении Юрий Алексанян – телефон спортивного летописца, доктора исторических наук, профессора Микаэла Сисаковича Испиряна, который с удовольствием согласился стать консультантом проекта.

С этого момента я целиком доверился Микаэлу Сисаковичу, и даже не стал возражать, когда он настоял на том,  что женщинам и девушкам вход на античные спортивные соревнования, даже в IV веке н.э., был строго запрещен (поэтому, как пример, двух героинь аудиокниги – Деметру и ее служанку Фату –  пришлось «одевать» в мужские плащи под названием «гиматий» и тайно «проводить» на стадион), и что кулачные бойцы соревновались нагими, и многое другое.

Я чрезмерно благодарен профессору Микаэлу Испиряну за неоценимую помощь не только в вопросах олимпийского спорта, но мировой и армянской истории, в частности. И Александру Чартилиди, закрывающему греческую тему, и многим другим ученым и специалистам. 

— Как вам удалось составить столь цельную картину повествования, ведь в аудиокниге озвучиваются события от момента, когда Вараздат был в заложниках, и вплоть до его смерти?

— Именно это было главной задачей, и книга Ашота Мелик-Шахназарова оказалась очень важным, но все-таки, только сегментом истории и истории спорта, поэтому пришлось дополнительно обратиться к книге «Вараздат» Стефана Зорьяна (2008 год издания). Однако очень скоро выяснилось, что и этого материала недостаточно. При этом также параллельно были изучены работы древних летописцев, таких как: Павсаний, Мовсес Хоренаци, Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци, и другие, а также разработки современных авторов по данной тематике. 

Но и после этого, все-таки, пришлось прибегнуть к собственным исследованиям для решения ряда вопросов, которые, на мой взгляд, были важны для исторического повествования, каким являлся «Олимпионик из Артаксаты».  

— Вы имеете в виду вопросы, на которые современные историки не дают однозначного ответа?

— Да, и в качестве примера – приведу один из них: «Где именно находится остров Тулис – место каторги Вараздата?».

— Разве  на такой вопрос есть ответ?

Ответ есть! И здесь нам на помощь приходят: Птолемей, «География VII века по Р.Х.» Анания Ширакаци,  «История Армении» Ованеса Драсханакертци и… Генрих Шлиман.           

— Вы имеете в виду Генриха Шлимана, жившего в 19-ом веке?

— Да, именно его – предпринимателя, археолога-самоучку и одного из основателей полевой археологии, сделавшего невозможное: откопавшего в Малой Азии у побережья Мраморного моря и берегов пролива Дарданеллы древнюю Трою и «Клад Приама», который состоял из более чем из 10000 предметов! Как ему это удалось? Генрих Шлиман оказался единственным из читателей древних авторов, поверивший косвенным координатам («На востоке – гора, на западе – река,   вдали виднелось море»), указанным в «Илиаде» Гомера, написанной еще в IX-VIII веках ДО н.э.!

— Какое отношение имеет Генрих Шлиман к событиям IV века н.э.?

— О-о-о, самое прямое! Мне была известна эта история, и поэтому я задался вопросом: «Почему мы не можем поступить как Шлиман?». 

— То есть?

— Все очень просто: мы должны попытаться найти любое упоминание о местонахождении «острова Тулис, находящегося где-то в Британии», как нам сообщали некоторые источники.

И в этом случае Шлиман нам уже не нужен, но понадобятся работы древних авторов: 1) «География VII века по Р.Х.» Анания Ширакаци (и его текст, цитируем начало: «По широте находится на расстоянии на 63 и 360 делений меридиана, или 31500 стадий, из которых 500 составляют одно из его делений…»), 2) «История Армении» Ованеса Драсханакертци (цитируем начало: «Британия состоит из двух островов в Северном океане, повыше Испании. Западный остров называется Иберния и имеет форму раздавленного ячменного зерна…») и 3) карта Птолемея (датированная около 140 года н.э.).

В результате проведенного исследования с соответствующими расчетами, мы получаем 4 точки с указанием географических координат (А: +8˚ з.д. и +59˚ с.ш.,  B: +2˚ з.д. и +59˚ с.ш.,  C: +2˚ з.д. и +55˚ с.ш.,  D: +8˚ з.д. и +55˚ с.ш.), являющихся, при 95% совпадений фактов, ключом к разгадке, из чего можем сделать вывод, что «островом» в понимании древних, именуемым в ряде источников как «Тулис», являлся «остров» CALEDONIA, который входил в территорию Scotland (и тогда, и сейчас – территорию Шотландии).  Фрагмент данного исследования, как и ряда других, представлены в Дополнительных печатных материалах к аудиокниге.  

— Правильно ли мы понимаем, что здесь вам понадобились знания физики?

— Это не совсем физика, но, думаю, специалисту с гуманитарным образованием сложно было провести подобное исследование.

— Были ли в проекте еще подобные исследования?

— Да, конечно –  нужно было, по возможности – максимально, исключить из повествования т.н. «черные дыры», поэтому исследования коснулись «ужаса коней», реанимации хронологии событий, возрастов исторических персонажей, «реконструкции» схемы олимпийского гипподрома с уточнением места расположения тараксиппа-жертвенника, который наводил «ужас» на коней во время гонок квадриг, обоснования наличия «константинопольского Колизея», с использованием спутниковой карты, и многого другого.             

— Вараздат действительно победил двух львов на арене константинопольского Колизея, или это художественный вымысел?

— Вараздат, действительно, победил «после обеда» двух львов – это исторический факт, со ссылкой на ряд источников, при том, что известен и другой факт, когда 1 лев в течение своей «карьеры» убил 200 человек-бестиариев (борцов с животными).            

— Но ведь на все эти исследования нужно было не только время?

— Согласен, но выхода не было, так как нельзя было останавливаться – если делаешь какую-либо работу, особенно интеллектуального характера, нужно быть «одержимым» (в нормальном смысле этого слова): мысли должны быть настроены на определенную волну, чтобы, что называется, «заиграла музыка». Остановился – все, конец, ноту потерял, и восстановить уже будет проблематично, так как человеческая память не совершенна. Доверить работу кому-либо другому – кому? – было невозможно, более того, как пример, когда материал для озвучки был готов, я попросил одного знакомого поэта прочитать книгу и написать завершающее стихотворение. Поэт получил очень сильное «нервное потрясение» от того, что 300-страничный труд нужно было «вписать» в 10 поэтических строк! Поэтому стихотворение под названием «ТРИУМФ» пришлось писать инженеру (и такое тоже бывает) – вашему покорному слуге, и обязательно завершить стихотворение словом МИР, имеющем множество смысловых значений, столь важных как для истории, так и для спорта, представленных в данном проекте.

Как в итоге получилось, вы сможете оценить далее, или прослушав его вдохновенное чтение заслуженным артистом России Владимиром Левашовым:

Великая Армения рождает сыновей,

Свои победы посвятивших ей!

И сила, и терпенье юноше даны,

Во имя олимпионика страны.

Участник вызван на кулачный бой,

И Зевс прикрыл его собой!

Из Артаксаты Вараздат пришел,

Триумф Олимпии его нашел!

И встал кумир,

И солнце осветило МИР!


Замечу, что при написании десятистишия был использован двухсложный стихотворный размер под названием «спондей».

— Какой по времени объем фонограммы?

— 16 часов 21 минута, но это стоило того, потому что мы реально получили цельную картину «создающую яркую историческую панораму позднеантичного мира» (со слов профессора Рубена Манасеряна из армянского Института Востоковедения) с учетом «интересной концепции идеи о связи истории Армении сo всемирной  историей» (по словам профессора Альберта Степаняна из Ереванского государственного университета). 

— Что собой представляет фонограмма аудиокниги «Олимпионик из Артаксаты»?

— Чтец, в нашем случае их два (Вячеслав Герасимов читает Предисловие и Послесловие, а Владимир Левашев – все остальные главы), читает текст, но чтобы материал не выглядел сухо, несмотря на прекрасные голоса и талантливое артистическое умение работать с текстом, было принято решение сделать «вкрапления» в текст шумовых и музыкальных фрагментов, как народных, так и авторских.

— Это как кино?

— Почти, но без изображения. Плюс слуховой драйв с гаммой эмоций, так нужных нам в жизни.

— О музыке – дудук вы тоже использовали?

— Дудук – обязательно, это как воздух для любой работы, где есть эмоции грусти, боли, страданий. Всем известно, что целый ряд проектов, в том числе оскароносный «Гладиатор», также не смогли обойтись без дудука, поэтому Дживан Гаспарян написал саундтрек, который гармонично вписался в фильм, снятый Ридли Скотом в 2000 году. [Кстати, информация для инвесторов! Если за основу привлекательной способности фильмов брать их наиболее значимые эпизоды, то «Олимпионик из Артаксаты» (112 эпизодов) превосходит «Гладиатор» (14 эпизодов) в 8 раз!]

Но сюжет аудиокниги предполагает не только ноты грусти, но и радости, гордости, и других видов индивидуальных эмоций, которые будут поддержаны, кроме мелодий Дживана Гаспаряна, еще музыкой и песенными авторскими фрагментами: армянскими, греческими, немецкими, персидскими, шотландскими, арабскими, еврейскими и даже китайскими.   

— Из ваших ответов следует, что аудиокнига «Олимпионик из Артаксаты» – совсем не простое произведение, а более близкое к научному, если можно так выразиться.

— Конечно, это историческая работа, а значит, не может быть простым произведением, однако оно написано и озвучено таким образом, что по тем эпизодам, которые могут вызвать затруднения в понимании, даются комментарии автора (чтеца). Поэтому, на мой взгляд, даже дети возрастной группы 12+ легко смогут погрузиться в неведомый для них мир (очень похожий на их современные игры), сопровождаемый потрясающей древней и современной музыкой.     

— Предполагает ли сюжетная линия некий замысел, который будет предоставлен слушателю для разгадки?

— Да, такой замысел есть, и кто его вовремя поймет, тот усилит свою эмоциональную нагрузку в разы.  

— Какие даты в повествовании вы бы определили как ключевые?

— Их много, но я выделю некоторые из них:

• 354 год н.э. – год рождения Вараздата Аршакуни (г. Арташат, Великая Армения),

• 372 год н.э. – побег Вараздата из заложников в (г. Ктесифон, Сасанидский Иран),

• 374 год н.э. – вступление Вараздата на престол царя Великой Армении (г. Вагаршапат, Великая Армения),

• 376 год н.э. – убийство  спарапета Армении Мушега Мамиконяна по приказу Вараздата (г. Вагаршапат, Великая Армения),

• 378 год н.э. – вхождение на императорский трон Феодосия I, вместо погибшего в бою Валента II Флавия (г. Рим, Западная Римская империя),

• 384 год н.э. – схватка бестиария-Вараздата (Варта) с двумя львами (г. Константинополь, Восточная Римская империя),

• 384 год н.э. – победа Вараздата в «отборочных соревнованиях» на пути к главным Играм (г. Дельфы, Греция-Ахайя, Римская империя),

• 385 год н.э. – победа Вараздата на 291-ых античных Играх (Олимпия, Греция-Ахайя, Римская империя),

• 393 год н.э. – ссора Вараздата с императором, и решение Феодосия I отправить Вараздата на каторгу, так как император не осмелился убить олимпионика (г. Рим, Западная Римская империя),

• 394 год н.э. – запрет императором Феодосием I олимпийских Игр (г. Рим, Западная Римская империя),

• 405 год н.э. – условный год смерти Вараздата (условная область Gallicia, Испания).

Но в этой связи, следует упомянуть еще две важные даты, вне рамок нашего проекта:

• 776 год до н.э. – год первых античных Игр в Олимпии, на которых первым олимпиоником, выигравшим соревнование в беге, стал элидский повар по имени «Корэб».

• 1896 год н.э. – Игры I-ой Олимпиады современности, возобновленные по инициативе французского барона Пьера де Кубертена (после их запрещения в 394 году н.э.).

— Вы уже упоминали Ашота Мелик-Шахназарова – он, как известно, родился в семье потомка карабахских меликов из Шуши. Есть ли в вашей работе упоминания об этой древней земле армян?  

— Да, конечно, Арцах – это 9-я провинция Великой Армении, кроме того, сам Ашот Мелик-Шахназаров, я так понял, задумал сохранить память о своей Родине, и поэтому ввел в сюжет двух героев, арцахских нахараров, братьев, Карена и Арсена (друзей Вараздата), прототипами которых стали реальные сыновья Ашота Мелик-Шахназарова – Карен и Арсен.

Естественно, сами герои, их поступки в жизни, и по отношению к своему другу Вараздату, сохранены и дополнены, но так как они не имели конкретного «местожительства», в том числе потому, что в то время даже поселения Шуши не существовало – я их «сделал» жителями г. Тигранакерта, обнаруженного в 2005 году в ходе раскопок в Нагорно-Карабахской республике, построенного в 90 году до н.э. Тиграном II Великим, царем Великой Армении, внуком Арташеса I, основателем города Арташата (по греч. – Артаксаты), родного города Вараздата Аршакуни.     

Именно в связи с тем, что в проекте представлена некоторая неисторическая информация – аудиокнига считается «историко-художественной», а так как присутствует музыка – еще и «музыкальной».  

— По вашему мнению, почему до сих пор идут спекуляции со стороны наших агрессивных соседей, например, Азербайджана, о принадлежности армянских территорий? 

— На мой взгляд, проблема во власти, поэтому главная причина – политическая, и делается это для поддержания искусственных государственных образований, в противном случае, при разрушении этих образований, будет потеряна власть, а значит и источник их благополучия.

— А почему народ этих образований не может противостоять пропаганде, и перенимает у власти ту же агрессию?  

— Ни один не деградированный НАРОД, единый и со свободным мышлением, не может быть подвержен пропаганде, в отличие от НАСЕЛЕНИЯ, которое в массе своей, в том числе по причине неграмотности, неспособно отличить добро от зла, не может быть мудрым, ведь мудрость дается не только умом и добром, но и генетической памятью.

Для лучшего понимания, я расскажу краткую, но удивительную историю, которую поведал Девид Игнатиус, ведущий церемонии, писатель и корреспондент The Washington Post (США) на ежегодной международной премии «Аврора-2017», одним из учредителей которой является известный российский предприниматель Рубен Варданян:

«…Главная трудность заключалась в том – как отыскать армянских детей, которые были ассимилированы в чужой стране, и тут кто-то вспомнил об особом детском языке: тогда они попросили девушку-волонтера выйти на площадь и спеть колыбельную на армянском языке, единственную колыбельную, которая осталась в ее памяти с детства. Вскоре из толпы стали выходить забывшие армянский язык дети!..".

Вы не только послушайте этот рассказ, но и попытайтесь его осознать! Что чувствуете? Правильно – содрогание!!!  

Здесь уместно напомнить, что генетическая память армян сохранена даже в их камнях и храмах! «Сомневающимся» я бы советовал подойти к любому хачкару (крест-камню), и задать свой вопрос. Хотя тем, кто способен еще хоть как-то мыслить, будет достаточно просто зайти в храм, и какое-то время помолчать! Не уверен, что излечение наступит сразу, но путь к выздоровлению уже будет обозначен.  

— Почему мировое сообщество так инертно в этом вопросе?  

— Это более сложный вопрос, связанный с глобальной политикой, и если в IV веке н.э.  Армению пытались склонить на свою сторону Римская империя и Сасанидский Иран, то сейчас это несколько другие страны. Но, к сожалению, по-прежнему, страдает армянский народ.

Единственное, я пожелал бы, чтобы мировое сообщество, наконец, определилось: оно на стороне зла и мракобесия, ведущих народы и МИР к неминуемой катастрофе, или – на стороне добра и прогресса, применительно не только к Восточной Армении, но и к Западной, Нахичевану и Арцаху – исконно армянским землям, обильно политых армянской кровью, по причинам от них не зависящих, но по вине многих сильных мира сего!.. И к библейской горе Арарат, одним росчерком пера, оторванной от матери-Армении!

На мой взгляд, мировое сообщество должно прекратить любые спекуляции агрессивных соседей по этому вопросу, конечно, если оно, это сообщество, позиционирует себя поборником человеческих ценностей. Но если это сообщество предполагает, что дикость и узколобая отсталость не придет в их дома – оно глубоко ошибается!.

— Ваш проект на данный момент представлен на русском языке. Планируете ли вы озвучку или полноценный перевод на другие языки? 

— Очень хотелось бы это сделать, в том числе, перевести на армянский и многие другие языки, даже на китайский – для более чем 1 (!) млрд слушателей, но в любом случае важнейший фактор – это финансовая составляющая, и конечно же, лучшим вариантом, были бы не кредитные средства (как с русской версией), а возможность воспользоваться услугами спонсоров или правительства Армении, которое высоко оценило проект и обещало помочь.

— Есть ли у вас творческие планы на ближайшее будущее? 

— Планирую завершить проект, связанный с футболом.

— О чем идет речь? 

— В отличие от шахмат, в футболе нет «летописи» т.е. если наши потомки захотят узнать, как играли, например, Гарринча или Пеле, Левон Иштоян или Аркадий Андреасян – им не удастся это сделать, даже при условии, что они найдут видео (нужно признать, что, в этом отношении, именно книга зарекомендовала себя наилучшим образом – вспомним Матенадаран, хранилище древних рукописей в Армении).

И вот для этих целей – для сохранения в веках информации о тех или иных событиях на футбольном поле – разработан футбольный нотационный код, позволяющий с помощью условных знаков и сокращений описать матч, гол, момент, даже действия вратаря. Прочитав нотационную запись, например, в еще не изданных «Футбольных миниатюрах», мы сможем получить массу удовольствия, несравнимого с просмотром матча по телевизору, и здесь тоже важна сила слов, которые напишет автор записи!

На данный момент код находится в стадии апробации, но в перспективе планируется  представить его в ФИФА, в главную футбольную организацию, существующую с 21 мая 1904 года.

Хочется добавить, что футбол, как самая популярная игра 21-го века, заслужила свою футбольную летопись, подобно древним источникам, по которым мы сегодня можем делать те или иные суждения о событиях тысячелетней давности.  Низкий поклон тем летописцам, которые подумали о будущих поколениях, т.е. о нас с вами, и благодаря которым состоялся этот проект, и этот диалог.

— Благодарю вас за интервью. 

— Был рад поделиться своими мыслями, и сообщить о выходе историко-художественной музыкальной аудиокниги «Олимпионик из Артаксаты».  Приятного прослушивания.

Александр Андреасян

Ваша оценка материала: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.