Очередные игры в “гражданское миротворчество”

21 марта, 2018 - 18:00

Конечно, не всем проживать в столицах или даже ездить туда время от времени. Кто годами дожидается, а кому может и всей жизни не хватить. В Баку, например, тоже далеко не каждому дано побывать, не говоря уже о постоянном проживании. Так уж там заведено: не каждому тамошняя столица открывает двери, а только тем, кто любит древний и толерантный Азербайджан, возглавляемый мудрым раисом Ильхамом Алиевым. 

Уроженка Баку Ирина Берчиян, правда, дифирамбов азербайджанскому руководству не пела (дифирамбы имели место, но несколько иного рода, о чем будет сказано ноже). Тем не менее, ей, можно сказать, крупно повезло: не прошло и 30 лет с тех пор, как она отсюда уехала, ей 4 марта нынешнего года удалось на несколько дней вернуться в город, где прошли её детство, отрочество и юность. Такую возможность ей, как и группе других армян – уроженцев Баку, предоставила неправительственная организация “Гражданская Платформа мира между Арменией и Азербайджаном” (ГПМАА).

Неправительственная организация “Платформа мира между Арменией-Азербайджаном” была создана в декабре 2016 года. Первый съезд организации состоялся 30 октября 2017 г. в Тбилиси, на котором она была реорганизована в “Гражданскую платформу мира между Арменией и Азербайджаном”. Претендуя на серьёзную роль в миротворческом процессе на уровне ООН, Минской группы ОБСЕ и других международных структур, ГПМАА позиционируется как “большая надежда для обществ Южного Кавказа”. Инициативы организации декларируются направленными на мирное урегулирование карабахского конфликта, на достижение устойчивого мира в регионе.

Вообще-то, подобный случай за весь постсоветский период – пожалуй, явление беспрецедентное. Единичные случаи посещения Баку нашими соотечественниками бывали, но очень редко, и то после долгих согласований и под строжайшим контролем. А тут – целый “десант”. Было, наверное, чему подивиться видавшим виды бакинцам. Ведь приехавшие не прятались по гостиницам, а открыто ходили по городу, в котором они когда-то жили, учились, работали, искали и находили старых знакомых, общались с ними. Ирина Берчиян, например, наведалась в свою среднюю школу, где от нахлынувших на неё эмоций чуть было не расцеловала свою школьную парту. А потом до поздней ночи бродила по улицам и, как потом признавалась местным журналистам, плакала… 

На этом приятные сюрпризы для неё не закончились. На состоявшемся 7 марта в Баку, в формате “круглого стола”, очередном заседании правления ГПМАА руководство организации рассмотрело её заявление и единогласно приняло г-жу Берчиян в члены правления. Теперь претворение в жизнь миротворческих инициатив, которые, как ожидается, продолжат и дальше вызревать в этой организации, будет в определённой степени зависеть и от неё.

  От имени и по поручению?

А теперь отвлечёмся от того умиления, коим были переполнены участники и организаторы данной акции, а равно и осветившие её СМИ. Тогда благостная картина неизбежно смазывается, и бросаются в глаза небрежно заделанные швы, театрализованность постановки, разрекламированной как “долгожданный шаг навстречу”. К примеру – принцип отбора участников. В поездку были взяты те уроженцы Баку, кто давно обосновался в России и уже получил российское гражданство. Та же Ирина Берчиян, скажем, живёт в Ставрополе, и муж у неё – азербайджанец, так что никаких проблем. То же и с другими визитёрами. А вот те “бакинцы”, кто до сих пор проживает в Армении, в приглашённую группу не попали. Нешто руки до них не дошли, или дороговато показалось? Как-то не вяжется подобная избирательность “Гражданской Платформы” с её широковещательными заявлениями и претензиями на серьёзные роли в миротворческом процессе.

Далее. Судя по информации, размещаемой на сайте ГПМАА, эта организация старается постоянно “попадать в кадр”, т.е. играть если не первую скрипку, то держаться как минимум среди трёх-четырёх ведущих солистов в урегулировании карабахского конфликта. И лозунг выбран в духе текущего момента: “Мы должны жить вместе!” Добро бы конструктивное что-то вырабатывали, флаг им в руки. Так нет, д1альше беспредметных деклараций и кухонных воспоминаний типа “а жили, э, жили!” дело не двигается. Однако, судя по всему, получены изрядные субсидии, надо их как-то отрабатывать. Вот и срежиссировали некое шоу – приезд бакинских армян в обожаемый ими Баку, представив их как убеждённых сторонников мира.

Ради чего было затеряно и разрекламировано всё это представление? Чтобы дать азербайджанской стороне дополнительные козыри, показав, что добрососедские отношения между нашими народами достойны восстанавливать только те, кто тем или иным образом связан с Баку и вообще с Азербайджаном? Какие конструктивные идеи способны выдвигать и отстаивать люди, от одной халявной поездки впадающие в неудержимый экстаз? И что за армяне заседают в правлении “Гражданской платформы мира” от имени всего армянского народа, который их на это вовсе не уполномочивал? Вопросы, знаете ли, совсем не риторические.

Прошу понять меня правильно: я никогда не требовал и сейчас не требую восхвалять всё армянское и охаивать всё неармянское. В Армении многие и сегодня, несмотря на ужасы погромов, депортаций и двух войн (1991-1994 гг. и апрель 2016 г.) люди в большинстве своём не испытывают антагонизма ко всему азербайджанскому народу. Надеюсь, что и в азербайджанском обществе не перевелись ещё здравомыслящие люди, способные воспринимать действительность не сквозь призму круглосуточно стряпаемой антиармянской пропаганды. Очень хочется верить, что чёрная полоса, разделившая наши народы, наконец исчезнет из нашего повседневного бытия. От всей души ненавижу тех, кто развязал карабахский конфликт, попустительствовал ему и продолжает наживаться на нем, выступаю за самые жёсткие меры по отношению к ним, без оглядки на всякие там гаагские конвенции. Ибо, когда такие подонки и авантюристы делают свой дурно пахнущий гешефт на горе простых людей, это не просто безнравственно, это – предательство и уголовщина.

Однако в данном случае речь о другом – об относительно новом явлении, принятом на вооружение в информационной войне Азербайджана против Армении. Ведь при всем стремлении тамошних амбициозных эгоцентристов выдавать желаемое за действительное, истина и их представления о ней – весьма далёкие друг от друга вещи, подчас даже диаметрально противоположные. А истина в данном случае такова: осознавая, что регулярное надувание щёк и озвучивание воинственных заклинаний не приводит к желаемому эффекту, наши соседи решили, судя по всему, “обогатить” спектр своих мстительных инициатив выпадами несколько иного характера. В духе пресловутой, так сказать, “мягкой силы”. И в последнее время в азербайджанских медиа-ресурсах, явно с подачи “Гражданской Платформы”, замелькали мужчины и женщины армянского происхождения (во всяком случае, так их позиционируют СМИ), бальзаковского и постбальзаковского возраста – уроженцы Баку, проживающие ныне в других регионах постсоветского пространства. Они сентиментально рассказывают о том, как им замечательно жилось “в прекрасном Баку – лучшем городе Земли”, где никто никого не притеснял, ностальгируют по тем счастливым дням, мечтают о мире между двумя народами, сетуют на нынешнюю конфликтную ситуацию, и прочее.

Не берусь огульно осуждать этих людей, почему-то забывших, что в те жестокие годы армянских погромов и депортаций, организованных новыми хозяевами Азербайджана, они однозначно погибли бы, если бы им не удалось оттуда выехать. Потому что на практике собственной семьи знаю, как тяжело покидать родные края и отправляться за тридевять земель, даже если сейчас там живётся лучше, чем здесь. Но как-то, знаете, не комильфо, когда такие, с позволения сказать, душещипательные повествования преподносятся как гражданская миротворческая инициатива. Ибо при этом читателю подспудно внушается – зачастую с агрессивным закадровым комментарием, как, например, в рассказе об Ирине Берчиян: https://youtu.be/GB14LBl-4ck – вывод: уехали-то эти несчастные единственно из-за армянских сепаратистов и террористов, заваривших всю эту кашу, многие потом в Армении пришлись не ко двору, и теперь мыкаются кто где, а то жили бы себе припеваючи до сих пор. То есть, снова давно набивший оскомину набор антиармянских демаршей, только в приукрашенной обёртке.   

Стремясь придать подобным материалам максимальную выразительность, их авторы в “миротворческом задоре” порой договариваются до полного абсурда. Например, в размещённом на портале Sputnik.az интервью с родившейся в Баку Оксаной Алтунян, которую тоже привезли 30 лет спустя на родину в рамках проекта "Гражданской Платформы". Оксана поведала, что её отец из Карабаха, мать – из Зангезура, сама она сегодня живёт в Москве и “воспитывает детей, прививая им восточный менталитет” (хотя, вообще-то, не за восточным менталитетом надо бы гнаться, а заботиться о том, чтобы дети выросли достойными гражданами Отечества). Пока вроде благовидно. Но в финале своего эмоционального монолога Оксана, словно под диктовку, произносит буквально следующее: “Боюсь, что сейчас меня могут не пустить в Армению и Карабах – за то, что я побывала в Баку” (ссылка: https://ru.sputnik.az/video/20170713/411089693/bakinskaya-armanka-platfo...) С какого, спрашивается, перепугу?

- Честно говоря, я скептически отношусь к подобным публикациям,- отмечает арцахский журналист, писатель и публицист Ашот Бегларян,- От них за версту несёт фальшивкой. Баку уже делает ставку на таких маргиналов-лжемиротворцев, других “козырей в рукаве”, видимо, не осталось.

Что касается принципов деятельности “Гражданской Платформы мира между Арменией и Азербайджаном”, то здесь кое на какие мысли наводит довольно резкая характеристика, которую ей дал проживающий в России предприниматель Рафаэль Исаханян, на некоторое время без своего ведома избранный её сопредседателем. В комментарии порталу Voskanapat.info в декабре прошлого года он заявил, что устав этой структуры не имеет никакого отношения к реальным путям достижения мира между армянами и азербайджанцами. А устав организации полон пропагандистских тезисов официального Баку. “Это антиармянская пропаганда, которую азербайджанцы пытаются вести устами самих же армян, безусловно, вводя в заблуждение и обманывая наших соотечественников”,- подчеркнул г-н Исаханян. В связи с чем он свернул своё членство в данной организации.

Знает ли обо всем этом бакинская армянка Ирина Берчиян? Или слезы умиления до сих пор не дают ей разглядеть истинное положение дел?

   Генрих Айвазян

P.S. Кстати: те же азербайджанские медиа-ресурсы избегают подойти к проблеме и с другой стороны: дать слово этническим азербайджанцам, родившимся в Армении, но в тот же период вынужденно покинувшим её, тоскующим по милому Еревану, мечтающим хоть одним глазком взглянуть на дворы своего детства, пройтись по дорогим сердцу улицам, повидать старых друзей и соседей, и т.д. Таких людей ведь тоже немало, их тоже задел межэтнический конфликт, и они наверняка не отказались бы поделиться своими воспоминаниями. Но их в собеседники что-то не зовут.

Ваша оценка материала: 
Average: 1 (1 vote)

Комментарии

Заблудшая овечка среди баранов

Кто дал право этой азеро-турецкой подстилке говорить от имени армян. Кто ты такая? Твой муж азербайджанец? Кто твои дети? Сначала определись, а потом пизди. Я начхал, таких как ты. Пошла на ТРИ буквы продажная СУКА!!! Лучше и ещё поменяй свою национальность на азербайджанку. Ты сука спроси сначала у бакинских армян и армянок как их убивали. Может погромы Сумгаита забыла, или массовые убийства армян в твоем «родном» Баку? Вот и выходи на парапет в центре Баку, и поцелуй грязные жопы всех азеров. Удачи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.