ВОЛОСЫ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН АРМЯН

17 апреля, 2018 - 14:49

Испокон веков все народы придавали особое значение волосам. Это природное украшение одновременно указывало на принадлежность его обладателя к той или иной возрастной, гендерной, религиозной группе, социальную принадлежность.

ОДНИМ ИЗ ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ этноса, служил обычай ношения бороды и регламентация длины и количества волос на голове. Почти все народы Ближнего Востока и Северной Африки, европейцы, за исключением греков и римлян, предпочитали носить длинные волосы. У галлов длинные распущенные кудри считались символом мужества, благородства и свободы, короткие - признаком рабства и унижения.

Персы и парфяне также были поклонниками длинных волос и сложных причесок, сооружаемых часто с использованием накладных прядей и париков. Иллюстрациями и документами эпохи могут служить изображения рельефов Бехистунского и Персепольского архитектурных комплексов. Подход к укладке волос, равно как и к средствам гигиены и косметики этих древних народов, перешел к римлянам при первых императорах.

Уважение и трепетное отношение к бороде доносят до нас памятники раннего периода в развитии народов Передней Азии. Борода была символом мудрости, мужской зрелости и благоразумия, о чем свидетельствуют изображения правителей, жрецов, воинов.

Позднее обычай брить бороду впервые ввели ассирийцы в период, когда идеал красоты виделся в женственности. Затем это нововведение распространилось в быту египтян, римлян и греков. В иконографию богов и героев эти новшества не проникли - их продолжали изображать в старых традициях.

Армяне в древности испытали ассиро-вавилонское, а затем и греко-римское влияние в восприятии волос. Необходимым дополнением к облику армянина было ношение длинных густых черных волос и бороды. Летописец Мар Аббас Кати при описании прародителя армян, Айка, представляет его "быстрооким исполином с густыми кудрями". Другой герой Тигран I Ервандян, по его же словам, белокурый, с завитыми волосами и т.д.

Способ завивки волос, заимствованный у парфян, выражен у Мовсеса Хоренаци словом "агебек". Его примерами полны композиции пластики Хорсабада и Нимруда, равно как и нумизматические факты.

В ХIХ в. при описании армянского типа было обыкновение представлять армянина черноволосым. Предположительно у древних армян преобладавшим цветом волос был черный. Однако в эпических песнях прослеживаются симпатии к светлым волосам. Армяне своих народных героев-красавцев часто описывали блондинами. Один из примеров - Вахагн, который по эпической легенде также белокур: "У него (Вахагна) были огонь-волосы и борода из пламени".

В ПОСЛЕДНЮЮ ЭПОХУ ЯЗЫЧЕСТВА АРМЯН ЭТИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОРОДИЛИ практику окрашивания волос, заимствованную у западного мира. Однако ближе к V в. и далее эта практика все чаще встречала осуждение армянского духовенства.

Сопутствующим аксессуаром, используемым армянами для фиксации причесанных и завитых волос, была головная повязка. Легенды, исторические источники и артефакты доносят до нас сведения, связанные с этим атрибутом. Помимо своей функциональной принадлежности повязка, называемая по-армянски "варсакал", т.е. "удерживающая волосы", являлась также украшением, имеющим код. Ее размеры и стоимость отделки указывали на принадлежность носителя к той или иной социальной группе.

Около половины III в. до н. э. могущественный и мудрый еврей Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царем Вагаршаком I . Помимо права быть наследственным тагадиром, т.е. возлагать короны на Аршакидов, по словам упомянутого летописца Мар Абасса Катины, среди прочего ему было позволено носить меньшего размера повязку с жемчугом в три ряда, без золота и драгоценных каменьев.

Западные путешественники, описывающие армян, отмечают их как народ с густыми и благоухающими волосами. Последнее говорит о многом. Тщательная гигиена волос и использование благовоний были обязательными.

Рукописи сохранили упоминания о растении, используемом для приготовления армянами благовоний и масел для ухода за волосами. Это растение - нардос, широко известное во многих странах Востока.

Убедительным подтверждением особой заботы о волосах у древних армян является большой словарь терминов (более 140 слов), связанных с волосами. К сожалению, многие сведения безвозвратно утрачены, потеряно точное значение многих слов, связанных с феноменом волос в армянской культуре, многие слова и понятия этой группы изменили значение вплоть до противоположного.

В ХРИСТИАНСКОЙ АРМЕНИИ ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ БЫЛИ ЗАБЫТЫ. Смирение, в противоположность языческой гордости и надменности, стало добродетелью. Регламентация длины и количества волос утратила прежний смысл. Длинные распущенные волосы подлежали постригу как знак христианского смирения. Св. Иаков Мцбинский (IV в.), современник Григория Просветителя, отмечал: "и обреченный пусть отклонит от себя насмешливые речи, пусть не любит он украшения и наряды; не подобает ему завивать свои кудри и волосы и душить их благовонным маслом". Обреченными считались все христиане, отшельники, а также выбравшие путь служителя церкви.

Армянская церковь постановила для вступающих в церковнослужители сбривать волосы посреди головы и носить коротко стриженными, ссылаясь на тексты Священного Писания и конкретно на первое послание к коринфянам: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него; но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала".

Вплоть до Х в. армянские историки ничего не говорят об обычае ношения волос. Но уже в середине Х в. в Верхней Армении епископ Иаков Сюникский и епископ Хосров сделали попытку ввести новое учение.

В согласии с учением епископа Хосрова, все, не принадлежащие к духовному сословию, с малолетства должны были отращивать волосы до перехода из отроческого в юношеский возраст. Их волосы длиной до плеч должны были ниспадать прядями и обрамлять лицо. Отсюда и происходит, по мнению Хосрова, слово "патани" - отрок, оцепленный волосами. При переходе из отроческого возраста в юношеский следовало стричь юношам волосы и называть их "ктрич" - стриженый, в переносном смысле - молодец. Это нововведение было воспринято духовенством как попытка возобновления языческих практик.

Рельефы армянских храмов Х-ХI вв. в Ахпате и Санаине сохранили изображения армянских правителей, священников, воинов и представителей простого народа. Налицо упрощение причесок: средне-стриженые волосы, прикрытые широкополой шляпой. Борода пострижена округло и довольно коротко, без следов завивки и укладки.

Дальнейший хронологический отрезок скудно освещен летописцами с позиций ношения волос и бороды у армян, а материальные памятники того времени не достаточно изучены. Жители Верхней Армении в средневековье находились под перманентным гнетом арабов и монголов, затем сменивших их турок и персов, что определенно повлияло на формирование новых обычаев ношения волос и бороды.

Далее в тенденциях и предпочтениях в прическах у армян наблюдается эклектика, замешанная на европейских и русских струях в лоне устоявшихся, исторически сложившихся норм.

У армян всегда ценились пышные, здоровые, длинные волосы, которые рассматривались как богатство их обладателей. Уход и процедуры, поддерживающие здоровье и внешний вид волос, не всем были по карману и зачастую вызывали злобу, провоцировали на коварные поступки с применением колдовства и магии со стороны завистников и недоброжелателей.

БЛАГОГОВЕЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УХОДУ ЗА ВОЛОСАМИ И СОХРАНЕНИЕ ИХ ОТ СГЛАЗА было связано с широко бытовавшими в народе поверьями. Особенно нуждающимися в охране и судьбоносными по своей сути считались волосы девушек на выданье, молодых невесток и матерей. В ходу были всевозможные заговоры, действа, ритуалы, амулеты, талисманы и обереги.

Неблагоприятные условия иногда провоцировали болезни волос и паразитирующую фауну в густых волосах. Существовало множество средств для избавления от этих напастей - от частого мытья головы до лекарств. Популярным было использование минеральных и растительных веществ для окрашивания волос, предпочтительной была хна, воспринятая у арабов и персов. Женские прически формировались в тесной связи с формой головного убора. Прическа в своей основе состояла из 4 прядей или кос - двух передних и двух задних. Передние формировали раму для лица, а задние отбрасывались на спину и иногда доходили до пят.

Армяне диаспоры приноравливались к господствующим тенденциям местного субстрата, не в ущерб, однако, принятым в их среде правилам. У армян Грузии была установлена прическа, составленная из персидских и грузинских элементов. В Турции армянки были вынуждены покрывать голову тонким платком в соответствии с местными обычаями: волосы (пряди или косы) завертывались на голове, формируя прическу, затем покрывались платком. В Персии армянки имели свою характерную прическу с использованием местных традиций. Прическа несла информацию о ее владелице: подчеркивала возрастной, социальный статус и др.

Главную роль исполняли две передние пряди в виде локонов. Из рассказов тифлисских старожилов известно о наиболее популярной как у аристократов, так и в среде простонародья прическа под названием "кави-локон". Армянки отдали дань и прическе, изобретенной супругой царя Ираклия II, царицей Дарьей, - зилфик. С начала XIX в. эта прическа была забыта: ей на смену пришла накти.

Ритуалы, связанные с различными жизненными перипетиями в армянской среде, напрямую имели рефлексию на прическу. Бракосочетание, рождение ребенка, траур регламентировали свои правила. Особенно жесткими были требования к соблюдению траура. Многое в ритуалах, связанных с волосами, имеет у армян свои корни и рудименты еще с языческих времен.

И сегодня у армян сохраняется представление о волосах как о символе жизненной энергии, молодости, красоты. Стиль причесок разнообразен, но важность здоровья волос остается неизменной.

Раиса АМИРБЕКЯН

Комментарии

Интересно написано, не хватает иллюстраций, что за кавилокон или зилфик?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image