«Проект Дафна»: французские активы азербайджанских правителей

4 мая, 2018 - 13:29

Самая крупная сеть отелей во Франции, AccorHotels, объявила о том, что будет внимательно следить за денежными потоками и изучать их происхождение, во избежание нарушений закона. Это заявление связано с громким журналистским расследованием об отмывании денег, в котором фигурирует французская группа AccorHotels и родственники президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Расследование отныне носит название «Проект Дафна», по имени мальтийской журналистки, которая была убита неизвестными 16 октября 2017 года. В проекте участвуют 45 журналистов из 18 СМИ, в том числе из газет Le Monde, The Guardian, The New York Times и агентство Reuters.

Как ранее сообщало агентство, частный мальтийский банк Pilatus Bank открыл счет на имя предприятия, получающего доходы от сделок с недвижимостью семьи Алиева в Дубае. В частности, речь идет о пятизвездочном отеле Sofitel Dubai Palm Resort, открытый под управлением группы AccorHotels в 2013 году.

ArrocHotels является крупнейшим французским концерном, который входит в индекс САС40 – предприятий, составляющих основу Парижской фондовой биржи. Ранее об связях этой французской группы с Азербайджаном ничего не было известно.

Согласно документам, полученным OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности), земля под строительство отеля принадлежит двум дочерям президента Азербайджана, Лейле и Арзу Алиевым. Их имена фигурируют среди владельцев общества Sahra FZCO, на счет которого в мальтийский банк поступают деньги, полученные не только за работу отеля Sofitel Dubai Palm Resort, но и всех операций с недвижимостью семьи Алиевых. Среди этой недвижимости французский AccorHotels занимается управлением еще одного отеля, Mercure Barsha Heights в Дубае.

Пятизвездочный Sofitel Dubai Palm Resort был построен предприятием Mirk, которым владеет гражданин Ирана Бехзад Ахадпур Хангах, который был давно известен своими деловыми связями с семьей Алиевых. Как сообщал в 2010 году Wikileaks, этот иранец также связан с семьей второй влиятельной семьи Азербайджана – главы республиканского МЧС Кямаледдина Гейдарова.

По данным OCCRP, семье Алиевых принадлежат не только два упомянутых выше отеля. Они владеют десятком объектов недвижимости, расположенных на знаменитом искусственном острове Palm Jumeirah и в Дубае, на общую сумму около 107 миллионов евро. Кроме этого, в рамках «Проекта Дафна» журналистам удалось обнаружить активы семьи Алиевых в Европе, оформленные на подставные имена. Среди них, 3,7-милионная вилла в Марбелле (Испания) и многомилионные инвестиции во французские предприятия класса люкс.

Все эти активы зарегистрированы под названиями расположенных на Мальте подставных предприятий, и связанные с ними денежные операции проходили, опять же, через мальтийский Pilatus Bank.

В первой публикации «Проекта Дафна» от 19 апреля подробно рассказывалось о деятельности мальтийского банка Pilatus Bank, который, по выражению газеты Le Monde, «является банком режима Азербайджана».

В этом банке открыт и счет жены мальтийского премьер-министра Мишель Мюскат. Как рассказала бывшая сотрудница банка Мария Ефимова, дочь президента Азербайджана Лейла Алиева перечислила на этот счет миллион евро. Журналистам не удалось обнаружить доказательств этого перевода: на следующую ночь после появления публикации владелец банка Pilatus иранец Али Садр был заснят покидающим помещение банка с огромными чемоданами. С тех пор Али Садр находится под следствием в США, где он обвиняется в нарушении режима санкций против Ирана.

Выбор Мальты не был случайным. После того как, в 2013 году, на Мальте премьер-министром стал Джозеф Мускат, он поручил строительство новой электростанции консорциуму, в который входит азербайджанское государственное предприятие Socar. Газ на эту электростанцию также будет поставлять Азербайджан.

Согласно публикации газеты Le Monde, журналистка Дафне Каруана Галиция расследовала деятельность мальтийского банка и его связями с семьей Алиева. В настоящее время счета Sahra FZCO в банке Pilatus заморожены после предупреждения мальтийских органов по контролю за законностью банковских операций.

24 апреля агентство Reuters получило письмо от дирекции AccorHotels, в котором говорится, что перед подписанием каждого контракта группа проверяет всю предоставленную партнерами информацию о происхождении финансовых средств.

«Азербайджан характеризуется большой концентрацией власти в руках правящей элиты, которая стирает границы между бизнесом и политикой. Находящаяся у власти семья распространила свое влияние на все прибыльные секторы экономики», — говорится в отчете Transparency International.

Франция и семья Гейдаровых

В ходе расследования журналисты «Проекта Дафна» обнаружили французские активы другой влиятельной семьи в Азербайджане, министра чрезвычайных ситуаций Кямаледдина Гейдарова. Речь идет о двух сыновьях министра, Ниджате и Талехе.

В 2014 и 2015 годах семья Гейдаровых, через подставные общества, зарегистрированные в британских или новозеландских офшорах, вложила деньги в три французских предприятия класса люкс. Первым был изготовитель дорогого фарфора JL Coquet et Jaune de Chrome в Лиможе. «Ни работники, ни дирекция этого завода не подозревают о том, на кого работают», — пишет по этому поводу газета Le Monde.

Второй «объект» – это производитель нижнего белья класса люкс Maison D.Porthault, который поставляет свою продукцию даже в Елисейский дворец. И третье предприятие – изготовитель коллекционных статуэток героев из мультфильмов и комиксов Leblon Delienne.

Чтобы добраться до настоящих владельцев этих предприятий, журналистам пришлось «открыть несколько матрешек». Во-первых, эти предприятия находились на пороге банкротства, когда их приобрела французская группа Heritage Collection. На самом деле, эта группа является слиянием сразу двух других компаний, люксембургской и мальтийской. А те, в свою очередь, контролируются фирмами, зарегистрированными в Великобритании или Новой Зеландии. И только на этих далеких островах журналистам удалось найти имена Ниджата и Талеха Гейдаровых. Как сообщает Radio France, которое также участвует в расследовании, браться Гейдаровы вложили около 10 миллионов евро во французские предприятия. Но на сегодняшний день они не рентабельны, а Leblon Delienne грозит окончательное закрытие.

Почему инвесторам потребовалось так тщательно скрывать свои имена? Или же происхождение денег вызывает вопросы? На запрос журналистов Кямаледдин Гейдаров ответил, что «абсолютно неверно» говорить о том, что эти средства «связанны с коррупцией». Семья Алиевых отказалась от комментариев.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image