«БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АРМЕНИИ И БАЛАНС ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

14 мая, 2018 - 15:57

 «Бархатная революция» (или «бархатная передача власти») в Армении нашла свое реальное отражение в важнейших изменениях в системе власти.

8 мая  на специальном заседании Национальное Собрание  (НС) Армении одобрило кандидатуру лидера протестного движения, депутата НС от фракции «Выход» Никола Пашиняна на пост премьер-министра. «За» единственного претендента на пост премьера проголосовали 59 депутатов при необходимых 53. «Против» проголосовали 42 депутата. На этот раз, в отличие от первого голосования 1 мая, за лидера протестного движения, наряду с депутатами от фракций «Елк»/ «Выход», АРФ - Дашнакцутюн и «Блок Царукян» проголосовали 13 депутатов от фракции «Республиканская партия Армении» («РПА»). В большинстве своем за кандидатуру Пашиняна  от РПА отдали голоса олигархи, три бывших генерала,  а также представители национальных меньшинств. Так называемое политическое крыло РПА  организованно проголосовало «против» Никола Пашиняна.

Такая позиция республиканцев неожиданностью не стала. Накануне фракция «РПА», представляющая, как известно, парламентское большинство в лице 58 (из 105) депутатов, приняла решение о том, чтобы с учетом голосов оппозиционных политических сил оказать содействие избранию 8 мая премьер-министра. Согласно заявлению фракции «РПА», Пашинян получит 10+1 голос.

«Речь не идет об изменении политической позиции РПА, просто принято решение об урегулировании ситуации. Данное решение нацелено на стабилизацию ситуации в стране», –  заявил руководитель фракции «РПА» Ваграм Багдасарян, подчеркнув, что позиция республиканцев по-прежнему остается единой, и голосование в формате «10+1» является лишь выполнением данного обещания. Отметим, что 11 республиканцев отдали свои голоса за кандидатуру Пашиняна по решению фракции, а двое голосовали «за» по своей воле.

По мнению многих экспертов, в сложившейся в Армении ситуации  избрание Пашиняна премьер-министром стало единственной возможностью выйти из политического кризиса. «Бархатная революция» и ее важнейшее звено – ротация власти – кардинально изменили атмосферу в обществе, оздоровив ее и задвинув на самый задний план состояние отчаяния и апатии, которые владели гражданами Армении последние годы.

Но с другой стороны, ротация власти произошла лишь частично: парламентское большинство по-прежнему представлено Республиканской партией.

Сегодня в Армении сложилась не единичная (ибо такие примеры имеются в мировой практике), но в целом несколько необычная ситуация между парламентом, где большинство объявило себя оппозицией и правительством меньшинства.

В настоящее время идет формирование нового правительства, в которое вошли представители блока «Выход», в первую очередь партии «Гражданский договор», возглавляемой Пашиняном. С представителями  политических сил в лице блока «Царукян» и партии АРФ-Дашнакцутюн, оказавших содействие в НС избранию Пашиняна премьером, ведутся переговоры о возможном вхождении в правительство.

Напомним, что Никол Пашинян неоднократно заявлял, что сформированное им правительство будет временным, лишь на период внесения важнейших изменений в Избирательный кодекс (таких, как отмена рейтингового голосования, усовершенствование системы контроля над выборами и пр.), после чего в возможные сжатые сроки должны состояться внеочередные парламентские выборы.

Недавно пресс-секретарь РПА вице-спикер НС Эдуард Шармазанов сообщил о том, что фракция «РПА» переходит в оппозицию. По  его словам независимо от голосования РПА по кандидатуре Пашиняна, их коллективное мнение о премьер-министре Николе Пашиняне не изменилось: «Игнорирование реалий может привести к политическому кризису, а политическая сила, которая считает себя носителем государственной идеологии, должна проявлять себя не только в том, чтобы перетягивать на себя одеяло, иногда следует идти и на уступки, понимая, что сейчас это реалистический путь». Шармазанов также добавил, что РПА никогда не ставила задачу реваншизма, мести, бесцельной личной ненависти.

Шармазанов подчеркнул,  что в качестве оппозиции РПА продолжит служить Армении и Нагорно-Карабахской Республике (НКР). Стержневой задачей для РПА была и останется безопасность Армении и НКР, а также защита всех направлений консервативной идеологии партии.

И хотя республиканцы заверяют в том, что не имеют никаких намерений саботировать работу правительства и критика чьей-то деятельности не является самоцелью, а кроме того, фракция «РПА» намерена четко голосовать за программу правительства, которую в ближайшее время представит Никол Пашинян, тем не менее, некоторые нотки заставляют задуматься.

Так, Шармазанов, представив весьма конструктивную позицию РПА, тем не менее, заявил, что, если те или иные инициативы правительства будут противоречить позиции РПА и не будут исходить из интересов Армении и НКР, то РПА оставляет за собой право голосовать против этих проектов.

В свою очередь, глава парламентской фракции «РПА» Ваграм Багдасарян заявил: «Нет никакой гарантии того, где будет политическая сила – во власти или в оппозиции».

Сложившаяся ситуация вкупе с этими и другими многозначительными  заявлениями республиканцев вызвала определенную озабоченность первого президента, лидера оппозиционной внепарламентской партии «Армянский национальный конгресс» экс-президента Левона Тер-Петросяна. В интервью изданию Ilur.am экс-президент не исключил, что нынешнее соотношение сил  в виде парламентского большинства и правительства меньшинства может чрезвычайно затруднить беспрепятственную работу государственной машины, часто создавая кризисные ситуации.

Следовательно, по мнению первого президента Армении, «как и осознают многие, единственным средством для выхода из этой крайне опасной для страны ситуации является проведение внеочередных парламентских выборов, безусловно, после коренного изменения Избирательного кодекса. Однако и в этом вопросе ожидаются серьезные трудности, поскольку и изменение Избирательного кодекса зависит от воли РПА».

Тер-Петросян выразил надежду на то, что «для преодоления препятствий в вопросе проведения внеочередных парламентских выборов, созданных по причине действующей сложной Конституции, «влиятельные политические силы проявят волю и здравомыслие, чтобы путем переговоров, диалога и взаимных договоренностей найти выход из этой сложной ситуации, угрожающей нашей государственности».

Тер-Петросян, демонстрируя возможности диалога между политическими силами, обратился к вопросу ресурсов, имеющихся в наличии у молодого премьер-министра: «До этого момента Пашинян принуждал парламент к исполнению своей воли путем всенародного протеста и восстания, что, как проявление демократии, с пониманием воспринималось международным сообществом. Однако сможет ли он действовать теми же методами и дальше? Очевидно, что нет, потому что этот ресурс уже исчерпан. Одно дело – принуждать парламент к исполнению своей воли в качестве лидера всенародного протеста, и совершенно другое – в статусе премьер-министра. В этом случае международное сообщество не потерпит подобного образа действий, поскольку это будет рассматриваться как недопустимое давление, которое оказывается одной ветвью власти на другую, тем более с учетом того, что то же самое международное сообщество в свое время признало результаты парламентских выборов и легитимность сформировавшегося в результате выборов парламента». Аналогичного мнения о том, что ресурс «улицы» для новоизбранного премьера уже исчерпан, придерживается и директор института Кавказа Александр Искандарян, а также некоторые другие эксперты.

Между тем, сам Никол Пашинян не согласен с мнением о том, что  нынешнее правительство станет «правительством меньшинства». Пашинян заявил, что  сегодня его политическая команда обладает большой поддержкой за стенами парламента.  «Если мы положим на одну чашу весов большинство, которое у нас есть (среди общественности), а на другую чашу весов большинство, которого у нас нет (в парламенте), то я думаю, что большинство, которое у нас есть, в десять раз, если не больше, перевесит парламентское большинство. Я был кандидатом на пост премьер-министра, выдвинутым большинством. Точно так же наше правительство будет правительством этого большинства со всеми вытекающими из этого прямыми и косвенными последствиями», – считает избранный глава правительства. Комментируя оценку о несовместимости поста премьера с использованием народных масс для оказания давления на парламент, Пашинян заметил: «Пока у нас есть общественная поддержка, она будет полноценно использоваться для развития страны. С того момента, как у меня не будет этой поддержки, я уйду с поста премьера».

Таким образом, не исключается, что в ближайшем будущем правительство или его руководитель может использовать  ресурс давления народных масс на парламент. Безусловно, наличие этого ресурса является  сегодня сильной  стороной Никола Пашиняна. Однако немаловажный вопрос в том, насколько во времени сохранится эта общественная поддержка премьер-министру. Сейчас этот ресурс находится на пике, но что будет через несколько месяцев – не знает никто. Никол Пашинян дал много обещаний о том, что коррупция в стране будет искоренена, беззаконие уничтожено, о том, больше не будет привилегированных, и каждый сможет вести свой бизнес, права человека будут защищены, власть больше не будет средством зарабатывания денег, будет верховенство закона и пр. «Пусть никто не сомневается, что даже в этот переходный период наше правительство осуществит поворотные изменения», – заявил Пашинян.

Именно его многочисленные обещания сыграли ключевую роль в том, что общество поддержало Никола Пашиняна. Но сегодня настало время, когда надо данные обещания выполнять. Для молодого премьера складывается не очень простая ситуация. Во-первых, он раздал много завышенных обещаний. Во-вторых, у него нет парламентского большинства. Непонятной остается  нынешняя реальная экономическая ситуация. Ведь нестабильная обстановка в стране, которая, как известно, продолжалась три недели, не могла не отразиться на макроэкономических показателях. Правда, это может проявиться лишь через один или два месяца. Какой будет реакция нового правительства на экономические последствия революции, остается ждать.

Напомним, некоторые эксперты уверены в том, что макроэкономические показатели правительства Карена Карапетяна были действительно хорошими и внушали оптимизм.

Ка отмечалось выше, республиканцы в любой момент могут торпедировать деятельность правительства. Например, провалить какой-нибудь законопроект, а затем поставить вопрос о вотуме недоверия правительству и последнее вынужденно будет уйти в отставку. На настоящий момент фракция «РПА» не рассыпалась, как многие предсказывали и предсказывают. 11 депутатов проголосовали «за» кандидатуру Пашиняна по решению фракции, а не в результате ее раскола. Пока республиканцы сохраняют консолидированность, они представляют политическую силу.

В Армении начинается пост-«революционный» период, который выявит не только возможности нового правительства, но также и реальный потенциал политических сил.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image