ЮБИЛЕИ МАЙСКИХ ПОБЕД

21 мая, 2018 - 22:50

Кварталы Еревана  носят названия областей Западной Армении, коренное армянское население которых было убито во время Геноцида 1890-1924 гг. Есть Себастия, есть Малатия, Киликия, Арабкир.. И есть Ареш. Это не Западная Армения. Это Закавказье, среднее течение Куры, Нухи-Ареш, регион на стыке границ теперешних Грузии и Азербайджана. Его армянское население также было уничтожено, но уже закавказскими турками при активном содействии  грузин в 1918 г.

В 1914 г. началась Первая мировая война, в которой Россия, Англия и Франция (Антанта) с союзниками воевали с Германией, Австро-Венгрией, Италией и Турцией (Тройственный союз), у которых тоже были свои союзники. Основным театром военных действий стала Европа, но не менее кровопролитные сражения развернулись и в Азии, на Ближнем Востоке, бывшем в то время владением Османской империи. На Кавказском фронте сошлись Россия и Турция. В отличие от европейского ТВД дела в Закавказье у России шли не просто хорошо – они шли блестяще. Российские войска под командованием великолепных офицеров и генералов одерживали победу за победой, уничтожая противника в мелких и крупных сражениях, продвигаясь вперед и освобождая Западную Армению. Разумеется, Россия делала это не из филантропической любви к ближнему, в данном случае, к нашему народу. У России были свои цели, имперские, свои задачи, которые на тот исторический момент совпадали с нашими. Целью России было повержение векового врага, с кем она воевала уже два столетия с перерывами в 20 лет, как раз, чтобы успело подрасти очередное поколение солдат; она хотела выйти к Константинополю, Царьграду, хотела контролировать проливы и пути из Черного моря в Средиземное. Но война с Россией оказалась выгодна и Турции – она получила возможность и повод покончить с  коренным населением Армянского нагорья и Малой Азии –  армянами, греками и ассирийцами. Мы были христианами, а значит, нам не было места под османским солнцем. Начали с нас. Сейчас сами турки, а за ними и их подголоски, много пишут, что Геноцид армян был вынужденной мерой, к которой османы прибегли, чтобы обезопасить свой фронт и тыл, так как Россия составила из нас пятую колонну, что мы ждали прихода русских и готовили восстания в тылу турок, и что, следовательно, Россия косвенно виновата в Геноциде армян (хотя об этом и не говорится открыто). К сожалению, такая точка зрения довольно распространена, причем не только среди турок и иже с ними. Эти авторы называют нас послушной нацией  Османской империи  и утверждают, что все у нас с турками было хорошо, пока не появились эти проклятые русские, а значит, не будь их, не было бы и Геноцида.

Но так ли было на самом деле? Ко второй половине XIX века всем в мире стало очевидно, что Османская империя окончательно превратилась в больного человека Европы, дни которого сочтены. Пациент был скорее мертв, чем жив.  Европейские ее колонии завоевывали независимость, шло брожение и в азиатских: арабам вовсе не нравились туркменские выскочки, которые смели называть себя халифами всех правоверных и учили их, арабов, как толковать Коран. Турки могли уйти из Магриба, из Египта (где к тому времени их власть была практически формальной), из Аравии, из Европы – из Армянского нагорья и Малой Азии (Анатолии) им уходить было некуда: в туркменских пустынях их не ждали, да и сами они привыкли к хорошей жизни и возвращаться не собирались. Но  на Армянском нагорье и в Малой Азии, на севере Месопотамии было свое аборигенное население – армяне, греки, ассирийцы жили здесь не одно тысячелетие, они создали на этих землях свои государства еще когда на остальной земле был каменный век. Они были народами-демосами: творцами, облагородившими эти края,  превратившими земли в государства. И что самое страшное для турок – у них была жива историческая память, они знали свое место и свою роль  в истории и не собирались становиться генетическим удобрением для вчерашних кочевников. Стремление к независимости, к восстановлению своих государств было у них в крови, они жили этим и рано или поздно, при помощи России или без нее, они должны были подняться на войну с оккупантами – за свою свободу. Турки поняли это ко второй половине XIX века и именно с этого времени их политика по отношению к аборигенам стала рельефнее: то, что раньше делалось тихой сапой (постепенная ассимиляция, притеснения) теперь стало императивом: турки поняли, что второго шанса история им не предоставит, и воспользовались им сполна. Полтора миллиона армян, миллион греков и почти столько же ассирийцев, десятки тысяч езидов, русских – это символические цифры; действительность была куда страшнее и цифры там другие. На состоявшемся в Салониках в 1911 году историческом съезде партии "Единение и прогресс" во время тайного совещания Мехмед Талаат-паша, представляя программу предварительных мероприятий по уничтожению армянства, в частности, сказал: "Истребив армян, мы не только устраним наше основное препятствие по ассимиляции всех этнических  групп нашей страны и созданию "чисто" турецкой нации, а также сделаем крайне важный шаг на пути к осуществлению нашей главной цели - ликвидации с лица земли христианства как религии. Массовое искоренение народа, первым принявшего христианство, во всех смыслах будет наилучшим стартом для достижения указанной цели, а турецкая нация навеки войдет в историю как нация, положившая начало искоренению христианства".

К 1917 г. Россия освободила почти половину Западной Армении – турки ничего не могли противопоставить мощи русского оружия, простой солдат которой был к тому же и психологически   мотивирован на победу. Константинополь уже маячил на горизонте русских, все зримее превращаясь в Царьград и Османская империя, казалось, уже рухнет окончательно: еще немного, еще чуть-чуть и над Айя-Софией опять воздвигнется православный крест.

История дамочка капризная и своенравная - еще никому не удавалось предугадывать поведение этой вертихвостки. Вот и на сей раз в России разразилась революция, империя пала, пришедшие к власти новые власти не знали, что делать и как с ней (властью) обращаться, затем появились большевики, которые заявили, что страна выходит из войны и вчерашние враги отныне и присно будут – братья, и Россия стала уходить из Закавказья. Стратегия выживания турок и Турции требовала, чтобы армяне были уничтожены полностью и на всей своей территории. Упустить такую возможность   Турция не могла и  решила довершить начатое. Армян в Западной Армении уже не было; Россия купилась на лесть турок и всячески угождала ей, с ее стороны турки сопротивления не ожидали, наоборот, она поддерживала их. И Турция вошла в Закавказье, в Восточную Армению, где в конце мая 1918 г. была создана Республика Армения.

Лелея в мечтах тюркское государство всех тюрок от океана до океана, турки видели, что единственным  по-настоящему серьезным препятствием на их пути к объединению с кавказскими и закаспийскими и не только сородичами в Закавказье будут не грузины, и конечно же не свои соплеменники - закавказские турки, а именно армяне.  В книге «Кавказ в мировой войне», подготовленной внешнеполитическим ведомством Германии и изданной в 1926 г.,  отмечалось, что «германские политики должны ныне думать над тем, чтобы после поражения России на Кавказе организовать христианскую Грузию в виде южнокавказского буферного государства, в состав которой должны войти бывшие русские армянские территории, и которое должно будет граничить с нейтральным кавказским мусульманским государством вблизи границ России и Турции».

После развала русскими фронта держали его против турок держали только мы, обороняясь изо  всех сил, это мы стояли костью в горле турецкого серого волка. Покончи они с нами – и выходили на оперативный простор, а дальше – бакинская нефть, татары, башкиры, туркестанцы, якуты…

В армянской историографии достаточно подробно изучено армяно-турецкое противостояние на территории нынешней Республики Армении, но ареал обитания нашего народа тогда, как и теперь, не ограничивался ее теперешними границами: на северо-западе был армянский Джавахк, дальше Северное Лори, затем правобережье Куры. Это все были территории, заселенные армянами. Турецкие войска вторглись в Армению с нескольких направлений: через Нахиджеван с выходом в долину Куры, в Араратскую долину, в Ширак и в Джавахк, причем несомненная  принадлежность последнего Армении и армянскому народу никем не оспаривалась. Генерал М. Силикян в своем обращении к армянскому войску перед сардарапатским сражением говорил, что «турки требуют у нас (Армении) Ахалкалак (Джавахк)». С чего бы туркам требовать у Армении «историческую область Грузии», как ее называют наши грузинские друзья? Туркам реалии были хорошо известны.

Будучи реалистами, они понимали: если уничтожить Армению не удастся ( а при всей своей кровожадности и браваде они понимали, что это практически невыполнимая задача, не только потому, что мы – отличные воины и военное искусство у нас в крови), то надо хотя бы попытаться сделать из нее анклав, резервацию. Через Джавахк они выходили к борчалинским туркам, дальше были арешские армяне, а за ними – опять турки, ну, или мусульмане, которых они чохом причисляли к своему племени. После окружения Армении сплошным турецким кольцом, можно было и благородно, как подобает истинным османам, оставить нам 5-10 тысяч квадратных километров с Эчмиадзином, чтобы нам было где оплакивать свою судьбу. В Джавахк турки вошли уже в конце 1917 г. при молчаливом согласии грузин, которые также мечтали видеть Джавахк без армян. Бои с перерывами шли до конца мая 1918 г. Армяне Ахалцыхского уезда под руководством городского головы З. Зоряна сумели организоваться, наладили оборону и все попытки турок, которым помогало и местные месхетинские турки,  сломать сопротивление и уничтожить армян не принесли результатов. В Ахалкалакском уезде своего З. Зоряна не нашлось; упорно сопротивлялось население сел Тамала, Сатха, Карцах, что дало возможность остальным уйти за перевалы в Грузию, где правительство Демократической республики Грузии согнало их в концлагеря. После окончания оккупации к своим разграбленным домам вернулась едва половина из 80 000 населения. Как до сих пор говорят в Джавахке: «На Бакурьянском перевале под каждым деревом – по две могилы армянские». Второй раз турки, уже кемалисты, оккупировали Джавахк  в 1920 г, перед советской оккупацией. После советизации Армении они стали выводить свои войска с ее территории (Ширак и Джавахк) через Александрополь и сразу же за ними шли грузины. Когда турки покинули Александрополь и армянские пограничники были направлены в Джавахк, у с. Троицкое  бывшего Богдановского района Грузии(на теперешней границе) их встретили грузины, заявившие о своем историческом и  геополитическом праве на край. Армения уже была лишена права на самостоятельную политику; все решала Москва. А Москва решила после советизации Грузии, что Джавахк будет отдан ей. На протесты населения большевикам было наплевать. Сталин был грузин, а турки – как сейчас, сердечные друзья России, которым она посылала деньги и хлеб, когда свои мерли с голоду десятками тысяч. Ровно через неделю после отдачи Карабаха (Арцаха) закавказским туркам Джавахк был отдан грузинам с той же иезуитской формулировкой: «ввиду экономической целесообразности». Академик И. Джавахишвили в докладе, представленном в 1926 г. советскому правительству Грузии, утверждал, что «в случае реализации этой программы (присоединения Джавахка к Армении), трудовой народ Грузии, занятый в животноводстве,  потеряет необходимый для существования последний кусок хлеба, и овцеводство в Грузии практически прекратит существование».

Турки ликовали. Их план осуществился или был близок к осуществлению. Джавахк им взять не удалось, но он не достался и Армении: его отдали Грузии, а это означало, что и турки могут им пользоваться (так потом и оказалось), армян Нухи-Ареша вырезали совместными усилиями – северный коридор в обход Армении для связи с созданным большевиками Азербайджаном стал реальностью. Потом уже, годы спустя, правительство СССР, вероятно, осознавая, что совершена ошибка хуже преступления, депортировало месхетинских турок, а заодно и амшенских армян, в Среднюю Азию, объявило территорию всего Джавахка пограничной зоной, куда въезд был только по пропускам, держало там две развернутые дивизии…

Потом СССР развалился, Грузия, Армения и Азербайджан стали независимыми государствами, грузины по своей  национальной традиции тут же переметнулись к туркам (солнце Грузии отныне восходит не на севере, а на юге и западе), президент России Б. Н. Ельцин, метко прозванный своим же народом ЕБН (это не то, что вы подумали), в пьяном угаре пообещал вывести из Ахалкалака российскую базу, на место которой сейчас приходят турки; пошел навстречу своему партайгеноссе Г. Алиеву и остановил армянские войска, не дав нам выйти к Куре. В итоге  Азербайджан стал нефтяным и газовым королем, считающим себя равным  с Россией, Грузия – транзитной страной для азербайджанских углеводородов, через Джавахк проложена рокадная железная дорога  из Турции в Азербайджан. Турция с Россией закрутили очередной курортный роман, периодически обращаясь к венерологу и обвиняя друг друга в измене и неверности…

Как 130 лет назад писал русский публицист А. Амфитеатров  (цитирую по памяти): «Где уходит армянин, там поселяется турок, татарин. В своем преступном легкомыслии мы бросили тысячелетнюю христианскую цивилизацию к ногам ислама. Ислам не дремлет, а история таких ошибок, причем злонамеренных, не прощает никогда».

Но это уже – другая история.

Раздан Мадоян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image