АРМЕНИЯ: ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

22 мая, 2018 - 13:57

Избранный 8 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян в очень сжатые сроки сформировал новое правительство. Около половины назначенцев Пашиняна – беспартийные, двое из трех вице-премьеров – Арарат Мирзоян и Тигран Авинян – а также ряд министров являются представителями возглавляемой Пашиняном партии «Гражданский договор» (ГД). Два портфеля министра юстиции и по социальным вопросам предоставлены теперь уже бывшим депутатам Национального Собрания (НС) от блока «Выход» соответственно Артаку Зейналяну (партия «Республика») и Мане Тандилян (партия «Светлая Армения»).

Напомним, что наряду с «Гражданским Договором», в парламентскую фракцию блока «Выход» входят партии «Республика» и «Светлая Армения».

Два портфеля в новом правительстве получила партия АРФ «Дашнакцутюн», которая в очередной раз сумела «правильно сориентироваться» и оказаться в числе сил, распределяющих между собой «пирог» власти. Ведь еще совсем недавно «АРФД» входила в правящую коалицию вместе с Республиканской партией Армении (РПА). Во время апрельских процессов «АРФД» молниеносно вышла из коалиции, объявив о своей поддержке всенародному движению.

Итак, Министерство сельского хозяйства ныне возглавляет экс-губернатор Ширака, дашнакцакан Артур Хачатрян, его однопартиец, экс-министр экологии Арцвик Минасян назначен министром экономического развития и инвестиций.

Более умеренную позицию в деле распределения министерских постов заняла другая политическая сила, оказавшая поддержку так называемой «бархатной революции» и ее лидеру Николу Пашиняну – блок «Царукян», в котором ключевую роль играет партия «Процветающая Армения». В новом правительстве Министерство энергетических структур и природных ресурсов возглавляет Артур Григорян. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства, Григорян является членом партии «Процветающая Армения» (ППА). Министром по чрезвычайным ситуациям стал Грачья Ростомян, который приостановил свое членство в ППА.

Интересно в этом плане заявление вице-спикера Национального Собрания, члена фракции «Царукян» Микаела Мелкумяна. По его словам, никто из фракции «Царукян» не перешёл в исполнительную власть, «а кто перешел – те не имеют отношения к нашей политической команде». Мелкумян явно дает понять, что ни фракция «Царукян», ни ППА не несут никакой ответственности за деятельность указанных должностных лиц.

По заверению Пашиняна, возглавляемое им правительство является правительством национального согласия. Между тем, в новом кабинете министров нет ни представителей блока «Царукян», ни республиканцев. На деле новое правительство является коалиционным правительством меньшинства, во всяком случае, на данный момент.

Некоторые эксперты поспешили охарактеризовать нынешнее правительство как самое слабое в профессиональном плане за историю существования Третьей Республики. Отметим также, что средний возраст нового правительства – чуть более 40 лет.

Другая часть экспертов, и это сегодня куда более приемлемая позиция, призывает общество подождать реальных результатов работы правительства.

Но, к сожалению, уже есть сигналы о залихватских подходах некоторых членов правительства. В частности, 27-летний министр по вопросам Диаспоры Мхитар Айрапетян почему-то посчитал необходимым вовлекать зарубежных армян во внутриполитическую жизнь Армении. С этой целью он предложил создать двухпалатный парламент, в котором одна из палат будет предоставлена исключительно представителям армянских диаспоральных общин. Хотелось бы надеяться, что остальные члены правительства будут далеки от подобных фантазий.

Можно констатировать, что сделаны серьезные шаги на пути к преодолению политического кризиса – избран премьер-министр, пользующийся (по крайней мере на ближнюю перспективу) доверием граждан, и сформировано новое правительство. Однако, политический кризис до конца не преодолен, и в этом немалую роль играют негибкие подходы бывшей оппозиции, ставшей сегодня властью в Армении.

«Все должностные лица, которые не соответствуют новым реалиям, должны уйти», – подобную точку зрения выразил депутат от фракции «Выход» Эдмон Марукян, не конкретизировав, что он имеет в виду под определением «новые реалии». Между тем, госаппарат защищен законом «О гражданской службе», и возможности новой власти устраивать масштабные кадровые чистки ограничены. Для каждого увольнения нужные весомые аргументы. Между тем, Марукяну вторит сам премьер-министр, который, правда, сделал куда более осторожное по форме заявление: «Неправильно требовать отставки сразу всех и вся. Необходимо поэтапно решать вопросы, и понять по каким причинам требуется отставка конкретных должностных лиц».

По мнению некоторых экспертов, в сложившейся сложной и потенциально взрывоопасной ситуации молодому главе государства было бы целесообразнее вести переговоры с республиканцами по ряду актуальных вопросов. Между тем, Пашинян, видимо, полагает, что эти переговоры должны подразумевать полную капитуляцию бывшей правящей партии, имеющей сегодня в большинство в парламенте. Очевидно, что он собирается вести переговоры с РПА лишь с позиции силы, широко используя при этом хорошо освоенный ресурс – «улицу».

Эта позиция новой власти проявилась в акциях протеста, участники которых требовали отставки Генерального прокурора Артура Давтяна и мэра Еревана Тарона Маргаряна.

Однако добиться и той, и другой отставки (этого требуют депутаты от блока «Выход») – дело непростое. Республиканцы располагают большинством мест также в Совете старейшин столицы. А для отставки избранного со стороны НС Генерального прокурора должны действовать политические договоренности: нужны 2/3 голосов депутатов, выборы также требуют 2/3 голосов, а без РПА сделать это невозможно. Напомним, что у блока в Национальном Собрании всего 9 мест из 105.

Акции протеста с требованиями об отставке Давтяна и Маргаряна продолжались несколько дней. Накаленная ситуация сложилась в ходе акций протеста у здания мэрии. 16 мая протесты достигли своего апогея: группа протестующих ворвалась в здание мэрии, однако дорогу к кабинету Тарону Маргаряна им преградили полицейские.

Во второй половине дня у здания мэрии сложилась практически комическая ситуация. Каково было недоумение участников акции, скандировавших «Тарон, уходи!», когда вдруг рядом с ними появилась группа сторонников мэра, которые также весьма эмоционально выражали свои политические пристрастия.

Оказывается, у мэра Еревана есть сторонники! Что ж, с чисто формальной точки зрения все это выглядит вполне приемлемо. При этом, непонятно почему пришедший к зданию мэрии депутат НС от фракции «Выход» Ален Симонян столь нервно реагировал на это проявление плюрализма мнений ереванцев. В целом, «изобретательность» мэра и его команды стала большой неожиданностью для сторонников блока «Выход».

Комедия комедией, но несколько странно, почему новой власти, которая заверяет, что намерена работать лишь до проведения внеочередных выборов до конца текущего года, вдруг понадобилось добиваться отставки тех или иных чиновников.

В этом плане интересно заявление депутата от фракции «Царукян» Наиры Зограбян, которая напомнила своим коллегам-политикам, что конечной целью произошедшей в стране «всенародной революции» являются внеочередные выборы.

По её словам, если выборы не будут проведены в возможные кратчайшие сроки, тогда следует предположить, что сила, пришедшая к власти, преследует иные цели.

Поведение новой власти, стоящей за некоторыми акциями протеста, дает право полагать, что она (нынешняя власть), несмотря на свои обещания, особо не спешит проводить выборы.

Однако власть стоит всего лишь за некоторыми демонстрациями. С 15 по 18 мая прошло невиданное число совершенно разнородных акций протеста, охвативших в первую очередь Ереван, а также другие города, а также села страны.

Это и сотрудники цементного завода в Арарате, требующие повышения зарплаты; это и сотрудники химического гиганта «Наирит», надеющиеся, что новые власти сумеют перезапустить завод, погасить задолженности по зарплате; это и работники военкоматов, выступающие против текущей оптимизации; это и таксисты, требующие пересмотреть порядок лицензирования, простить долги по штрафам за нарушения правил дорожного движения; это фермеры в некоторых селах, и прочие.

Практически во всех случаях представители правительства приняли делегатов от той или иной группы протестующих, пообещав дать решение поднятым проблемам.

Нерешённых в стране проблем более чем достаточно, и люди связывают их решение с новой властью. Трудно что-либо утверждать со 100-процентной уверенностью, но такая волна протестов на фоне нынешней внутриполитической ситуации не может не вызывать определенных подозрений и опасений.

Особо примечательны в этом плане пикеты и другие действия с требованием освободить политзаключенных. Речь идет об акциях протеста с требованием освободить отбывающих наказание членов вооруженной группировки «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»). Сторонники группировки даже перекрыли проспект Аршакунянц и окружили здание суда, где проходит судебный процесс по делу.

Между тем, накануне Никол Пашинян объяснил о том, что подобные вопросы то ли о пересмотре дел, то ли с изменением меры пресечения и пр. обязательно должны решаться в рамках закона: «Если вы полагаете, что я должен открыть двери уголовно-исполнительных учреждений, то это неверный подход: есть процедуры, соответствующие органы и разные ситуации. Все вопросы будут решены».

При этом, премьер особо выделил дело «Сасна црер», обратив внимание на то, что эта группа (в июле 2016 годак «Сасна црер» вооруженным путем захватили полк патрульно-постовой службы в Ереване – Авт.) убила троих полицейских.

Критерии определения статуса политзаключенных разработаны рядом международных организаций и институтов, включая Совет Европы. Вольная трактовка определения, кто именно может считаться политзаключенным, вызывает лишь недоумение.

Это понятие вольно трактуют не только сторонники «Сасна црер», но и неожиданно возникшие сторонники бывшего командующего Армией обороны Нагорно-Карабахской Республики Самвела Бабаяна, приговорённого к шести годам лишения свободы. Напомним, он обвиняется в приобретении зенитно-ракетной системы «Игла» и в отмывании денег.

Бабаян вместе со своими сообщниками попал в поле зрения правоохранителей накануне парламентских выборов 2 апреля 2017 года. Если же вспомнить, что Бабаян был куратором предвыборного блока «Оганян-Раффи-Осканян» («ОРО»), за которым маячила фигура второго президента Роберта Кочаряна, то нетрудно догадаться, чьи именно интересы стоят за сторонниками героя карабахской войны.

Наконец, не исключено, что в основе статьи первого президента Левона Тер-Петросяна лежит озабоченность истинным происхождением некоторых акций протеста.

Тер-Петросян в своей статье от 17 мая «Угрожающее государственности опасное положение», говоря об огромной волне акций протеста, указывает, что сегодня «не учитывается одно важное обстоятельство: «Пашинян является премьер-министром Армении, главой государства, важнейшей функцией которого является обеспечение нормальной работы государственных органов. Следовательно, даже из самых искренних побуждений, эти самодеятельные демонстрации и – особенно, захваты зданий и перекрытие улиц, в конечном итоге, хотя и непреднамеренно, направлены именно против Пашиняна. Не исключено, что, кроме стихийных и искренних акций протестующих, некоторые акции протеста направляются и сторонниками прежнего режима», – предупреждает первый президент, по мнению которого, цель подобных действий – понизить авторитет новых властей и создать в стране состояние неуправляемости и хаоса.

«Мерилом состоятельности любого государства является его управляемость, бесперебойная работа государственной машины. Если не будет обеспечена управляемость государства, ни одна страна – даже дружественная, не будет серьезно воспринимать власти нашей страны. В Армении создалось исключительное положение, когда государственная машина может сломаться, подвергнув страну полной неуправляемости. Это является самым опасным», – считает экс-президент.

Буквально через пару часов после публикации статьи Тер-Петросяна премьер-министр Никол Пашинян призвал открыть все дороги, прекратить акции гражданского неповиновения, предоставить найти институциональное решение выдвигаемым требованиям: «Все мы нуждаемся в паузе, чтобы спокойно отсортировать проблемы и заняться их решением. Мы должны понять, что все вопросы сразу решить невозможно».

Возможно, что первый президент помог Пашиняну сориентироваться в сложнейшей ситуации. А игнорирование призыва премьера (а такие группы протестующих все-таки нашлись), возможно, поможет выявить тех демонстрантов и их покровителей, которые пытаются саботировать работу нового правительства.

В Армении наблюдается опасная тенденция: нынешним переходным периодом в своих интересах пытаются воспользоваться некоторые круги, которые стремятся повернуть процессы вспять.

Всенародное движение осталось в прошлом, сегодня стоит задача – как сохранить достигнутое. Наиболее продуманные и трезвые подходы в первую очередь должна продемонстрировать сама новая власть.

Ануш СИРУНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image