Карине Минасян: Цифровая повестка ЕАЭС становится наднациональной

23 мая, 2018 - 18:23

Карине Минасян – член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии. В интервью телеканалу «МИР» она рассказала о едином евразийском реестре, в чем она видит ключевую роль комиссии, а также оценила вклад Беларуси в развитие общего цифрового пространства в рамках ЕАЭС.

- В чем вы видите ключевую роль Евразийской экономической комиссии?

Карине Минасян: Мы являемся такими санитарами внутреннего рынка ЕАЭС. В случае выявления каких-то несоответствий начинаем дискуссию со странами и просим их привести свое национальное законодательство в соответствие с наднациональным. Другая роль связана с развитием. Если мы не будем осуществлять цифровую трансформацию процессов, которые зафиксированы в Союзе, может возникнуть ситуация, когда мы упустим интеграцию. Потому что все экономические процессы потихоньку уходят в цифровое пространство.

- Беларусь одной из первых в мире заявила о переходе на цифровую экономику. Как вы оцениваете ее вклад в развитие общего цифрового пространства в рамках ЕАЭС? Может ли Беларусь стать предпринимательско-инновационным хабом?

Карине Минасян: Беларусь в этом вопросе стала первой. Думаю, когда во всех странах прочитали известный указ президента Республики Беларусь, все затаили дыхание. Потому что это действительно прорывный подход, очень конкретный, целевой, направленный на бизнес. У Беларуси очень много собственных продуктов, которые направлены именно на трансформацию экономики. Это очень важно. Когда я была заместителем министра экономики Республики Армения, мы изучали, перенимали опыт белорусского технопарка и создали у себя что-то подобное на основе этого успешного опыта. Беларусь уже много лет удерживает лидерскую позицию в развитии сектора информационных технологий, и многим есть чему поучиться.

- Формулировка «страны ЕАЭС налаживают цифровое взаимодействие» звучит уже как журналистский штамп. Что вы вкладываете в это понятие?

Карине Минасян: Уже создана интегрированная информационная система, запускается около 80 общих процессов на пространстве Евразийского союза. Но это взаимодействие между государственными органами. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы обеспечить и цифровое взаимодействие между гражданами одной страны и госорганами другой страны, чтобы они имели возможность оказывать трансграничные услуги. Задача – обеспечить взаимодействие между бизнесами наших стран, естественно, когда речь идет о его юридической значимости. В случае возникновения каких-то споров или отсутствия доверия эта система обеспечит надежность бизнеса.

- Лукашенко, Путин, Назарбаев – каждый из президентов декларировал создание в стране цифровой экономики. Но порой в рамках реальной экономики не всегда быстро находится нужный компромисс. Как вам кажется, внедрение цифровых технологий сможет упростить решение спорных вопросов в рамках Евразийского союза?

Карине Минасян: Мы все говорим о создании системы прослеживаемости товаров на евразийском пространстве. Очень много споров по этому вопросу, страны не соглашаются, ведут дискуссию уже несколько лет. Вы знаете, что когда автомобиль следует из Беларуси в Россию, на границе нужно предоставить определенные документы на фитосанитарных пунктах пропуска. Если предоставлять своему партнеру все документы в цифровом формате, такой остановки можно избежать. Все это можно будет делать сидя за компьютером, прослеживая движение товара. И не надо на каждом этапе просить те или иные документы, которые иногда неправильно подписаны и т.д., что создает проблемы. Только с внедрением этой системы мы можем сразу убрать 30 препятствий.

- Некоторые белорусские айтишники не могут продать свой продукт на российском рынке – мол, там есть свои аналоги. Проблему должен решить единый евразийский реестр. О нем говорят уже два года, но до сих пор проблемы остаются нерешенными.

Карине Минасян: У каждой страны есть свои ограничения, каждая удерживает рамки для своих производителей. В Российской Федерации создается еще один реестр, уже для евразийских подобных компаний. К сожалению, процесс в организационном плане немного затормозился. Реестр есть на бумаге, но на практике не создан. Но я думаю, что с новым министерством связи и цифровой экономики процесс пройдет быстрее. Но есть и такая позиция, достаточно обоснованная: зачем вообще нужны реесты, давайте всех пускать на рынок, обеспечивать свободную конкуренцию.

- Цифровая повестка Евразийского союза расписана до 2025 года. В чем основная проблема создания единого цифрового пространства, есть ли подводные камни?

Карине Минасян: В цифровой повестке не делали дорожную карту. Мы обозначили рамки и сказали, что для нас очень важно, чтобы трансформировались отрасли. И чтобы сквозной процесс трансформации был кросс-отраслевым. Это первое направление – трансформировать рынки Евразийского союза. И уходить в регулирование именно цифровых рынков, потому что много взаимоотношений уходит в цифру. Третье – мы должны меняться сами, чтобы внедрять в своей деятельности смарт-контракты и подготавливать к этому инфраструктуру. Страны должны сами определять, какие проекты и инициативы нам надо сейчас реализовывать.

- Евразийская экономическая комиссия стала инициатором проведения конкурса «Евразийские цифровые платформы». В чем его суть? Как в дальнейшем можно будет использовать ресурс, который даст конкурс?

Карине Минасян: Для нас очень важно привлечь внимание к трансграничной, наднациональной цифровой повестке. Наш опыт взаимодействия с IT-компаниями показывает, что уже пора переходить к решению региональных задач, создавать общие ресурсы, общую нормативно-справочную информацию. И выращивать на этой базе свои национальные, трансграничные, глобальные платформы. У нас очень много общего, и прежде всего – общий язык, на котором мы общаемся, а значит, продвигать бизнес на евразийском пространстве гораздо легче. Поэтому первое – это привлечь внимание, найти проекты, которые соответствуют нашим приоритетам, и реализовать их совместно. Чтобы к нам приходили компании с интересными проектами, а мы создавали бы для них соответствующую среду и через проекты продвигались вперед в цифровой экономике. Такая идея нестандартного подхода – через конкурс привлечь внимание – мне кажется, заслуживает внимания.

- В конце мая в Петербурге пройдет экономический форум. Его основной месседж – цифровая повестка как фактор повышения конкурентоспособности ЕАЭС. Что может повысить эту самую конкурентоспособность? Кто выиграет? На какие рынки мы ориентируемся?

Карине Минасян: Цифровая трансформация – это и есть один из основных на сегодняшний день трендов, который позволяет обеспечивать конкурентоспособность. За счет чего? Очень просто – за счет повышения эффективности сокращения издержек. Англичане уже посчитали, что применение BIM-технологий в строительстве сокращает издержки на 30%. А мы согласовываем наши стандарты в строительстве и технические регламенты уже несколько лет. Второй фактор – это сокращение посредников в цепочках поставок. Производитель переходит на прямое взаимодействие с потребителем. Это все и есть та самая цифровая трансформация, это не что-то эфемерное или космическое. Это реальная работа, реальное облегчение доступа на рынок и производителей, и потребителей, и особенно мелкого и среднего бизнеса. Каждый из нас может стать участником рынка. И в виде фрилансера, и в виде мелкого или среднего производителя, и в виде производителя, который занимается домашним хозяйством. В цифровом пространстве все условия выравниваются, и каждый может найти своего потребителя.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image