Айвазовский и его стихия

25 мая, 2018 - 12:26

По многочисленным просьбам минских ценителей живописи с 3 апреля в Национальном художественном музее Беларуси вновь открылась экспозиция «Айвазовский и маринисты», которая произвела настоящий фурор летом прошлого года.

Перед посетителями предстали 13 картин самого Ивана Айвазовского (Ованнеса Айвазяна). А также полотна его современника, отца русской батальной марины А.Боголюбова, первых учеников Ивана Константиновича Л.Лагорио и Г.Касесси, основателя знаменитого Товарищества передвижных выставок Г.Мясоедова и его членов Н.Дубовского, А.Беггрова, Н.Досекина, родоначальника «Мира искусства» В.Бенуа и др. Экспозиция в своём новом варианте разместилась в четырёх выставочных залах музея. Она вобрала в себя разнообразные взгляды на морскую стихию художников разных школ, тех творцов, которым волей судьбы приходилось сталкиваться с морем на кораблях русского флота, быть с морской стихией одним целым и служить ей.

В центре всей экспозиции можно выделить крупноформатное широкомасштабное (1887) полотно великого мариниста «Буря на Азовском море». Оно было написано им под впечатлением от крушения парохода «Ястреб» за рекордно короткие сроки — 8 месяцев, за два дня до её первого представления на выставке Академического музея в Петербурге. В фонд Национального художественного музея картина попала благодаря знаменитой русской певице Лидии Руслановой, безумно любившей творчество русских живописцев и имевшей обширную коллекцию их произведений. В наши дни, специально для выставки «Айвазовский и маринисты», «Буря на Азовском море» была отреставрирована и подготовлена к экспонированию. Этот шедевр — символ противостояния человека силам стихии, несломленного духа, который вложен в характер несдающегося матроса Яремченко, привязанного к мачте и стремящегося наперекор бушующим морским волнам, поглотившим его экипаж, добраться до желанного берега.

Что касается других представленных здесь картин Ивана Константиновича Айвазовского, зрители имели возможность видеть его творения преимущественно раннего («Лунная ночь в Амальфи с группой бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж», 1845; «Пётр Первый при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846; «Ночь на острове Родос», 1850; «Буря», 1852; «Туманное утро», 1853; «Чумаки на отдыхе», 1855) и позднего («Утро на море», 1883; «Ниагарский водопад», 1892; «Турки жгут пленных греков», 1897) периодов творческого пути. Последняя картина из вышеназванных создавалась художником специально для его персональной выставки в 1897 году в пользу пострадавших от погромов в Турции греков и армян. В экспозиции присутствуют и довольно редкие и малоизвестные картины, например, «Марина» (1858), также подаренная музею Руслановой, «Парусник на мели» (1890) из фонда Брестского краеведческого музея и совместно созданная с К.Трутовским миниатюра «На Днепре» конца 1850-х гг. Уже в ранних работах Ивана Константиновича можно увидеть его живое восприятие природы.

Средством эмоционального воздействия на зрителя у художника всегда являлся цвет, как в воплощении морских пейзажей, так и в претворении батальных сцен. На творчество Айвазовского 1850-х годов повлияла женитьба на Юлии Гревс, что сделала его почерк более романтическим, как, к примеру, на полотнах «Туманное утро», «Ночь на острове Родос», в разных сюжетах «Чумаков».

Ещё одной задачей организаторов экспозиции «Айвазовский и маринисты» в этом году стало воплощение в музее некоторой доли синтеза искусств. Решение такой задачи удалось путём дополнения выставки циклом из семи коротких музыкально-танцевальных перфомансов «Живопись. Движение. Танец», поставленных артистами Мастерской современного танца, экспериментальных пластических театров «Альтана» и «Жывое дзеянне». Темы и сюжеты сего действа определили картины Ивана Айвазовского, представленные на выставке — «Буря на Азовском море…», «Ночь на острове Родос «, «Туманное утро», «Чумаки на отдыхе», «Чумаки на мельнице». Минчане могли созерцать мысли живописца, передаваемые языком пластического театра три уикенда подряд — с 21 апреля по 6 мая.

Как раз 28 апреля корреспонденту «Миасин» удалось посетить один из таких перформансов — «Светлая пара за гадзiнай ночы». Посвящённый картине «Туманное утро», он был представлен экспериментальным пластическим театром «Жывое дзеянне» под музыкальное сопровождение контрабасиста групп «Vuraj» и «Harotnica» Эрика Орлова-Шимкуса. Перед началом представления зрителей в зале предупредили, чтобы они не хватали телефоны сразу и не выкладывали фото с представления в известное приложение. И вовсе не потому, что правилами пребывания в музее фотосъёмка запрещена, а для того, чтобы каждый посетитель мог полностью погрузиться в созерцательное состояние, постепенно проникаясь и растворяясь в том, что видит. Насыщенный таинственно-мрачноватым сопровождением контрабаса с примесью медитативно-фантастического электронного звучания лаунчпада, перфоманс явил зрителям пластическую танцевальную сцену. Примечателен тот факт, что в наше время можно создавать действительно оригинальные и интересные вещи без обилия роскошных декорации и реквизита. Для этого также важно обладать некоторой долей воображения. Что и продемонстрировали актёры театра «Жывое дзеянне», облаченные в чёрные костюмы. Спрятавшись под объемную чёрную материю, они свободно качались, переворачивались, принимали разные позы, пытаясь создать визуальную иллюзию вздымающихся морских волн в ночную пору.

Больше всего поразило появление главной героини в белом платье, символизирующем утреннюю пору после утихомирившегося «шторма». Она несла за собой внушительных размеров «полотно» из прозрачного обёрточного целлофана, как длинную мантию сказочной феи. Во время движения оно взлетало и развевалось, стелилось позёмкой по паркету. Создавалось впечатление, что это морская волна, приливающая и отливающая, вздымающаяся и разбивающаяся о берег.

Мягкое освещение розовато-фиолетовых оттенков падало на картины Айвазовского «Лунная ночь в Амальфи», Туманное утро», «Ночь на острове Родос». Этот свет прекрасно гармонировал с небесными цветами фона этих шедевров. И когда девушка двигалась по сцене, буквально стремглав проносясь мимо зрителей, её просвечивающийся шлейф поглощал лучи освещения, а вместе с ними и картины. В такие моменты казалось, что небо и вода словно сливаются воедино. Вестница утренней зари несла за собой благоухающие небесные краски рассвета на чистой морской волне…+

Выставка завершит свою работу 1 июня 2018 г. Спешите видеть!

Надежда ТУЛИНОВА

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image