Александр Ерканян. Рассказы моей бабушки

17 июня, 2018 - 23:16

Моя бабушка Софья Сергеевна Авакян родилась в Баку, но у неё были карабахские корни. Она была потомком известных карабахских родов Авакянов и Агамаловых. Бабушка была прекрасной рассказчицей. В детстве она часто рассказывала мне различные истории из своей жизни.

Так, например, она поведала о том, какие ужасы творились в Баку, когда в сентябре 1918 года в город вступили турецкие войска. Будучи маленькой девочкой, моя бабушка, находясь в эти страшные дни в Баку, своими глазами видела весь творившийся там кошмар по отношению к армянскому населению города. Ей чудом удалось спрятаться и спастись. Причём, как она вспоминала, с наибольшим зверством орудовали не столько турки, сколько местные татары, позднее ставшие именоваться азербайджанцами. Иной раз даже кровожадные турки поражались тому, что творили эти изверги и пытались осадить их.

А ведь ещё незадолго до этого, в конце ХIХ - начале ХХ века, Баку был вполне спокойным и благополучным городом. Исключением стал 1905 год, когда царскими властями были спровоцированы армяно-татарские столкновения. Несмотря на возраст, моя бабушка сохранила в памяти многое о жизни того старого интернационального, преимущественно армяно-русского Баку. Многое помнила из того, что видела сама, кое-что по рассказам отца. Она часто рассказывала разные истории и я очень сожалею, что не запомнил или не записал всего того любопытного, что она поведала. Это была истинная история того старого Баку, которую не прочтёшь ни в каких книгах. Но кое-что я всё-таки запомнил и постараюсь рассказать об этом.

Мой прадед Сергей Авакян был известным в Баку аптекарем. Его аптека находилась в центральной части города - недалеко от Сабунчинского вокзала. Это было двухэтажное здание. На первом этаже была аптека, а на втором – жилые помещения. К сожалению, не могу сказать точно, когда это происходило (где-то в начале ХХ века), но дело было так. Однажды поздно вечером, когда все уже легли спать, послышался громкий шум и пение на улице. А потом раздался стук в дверь. Прадедушка спустился, чтобы выяснить, кто это безобразничает ночью. Кроме этого он ещё подумал, мало ли, а вдруг кому-то срочно понадобились медикаменты.

Когда же он открыл дверь, то увидел двух крупных русских мужчин, явно находившихся навеселе. И тут они обратились к прадедушке: "Хозяин, угости нас водочкой". Услышав это, мой прадед рассердился и накричал на них: "Как вам не стыдно. Пошли вон отсюда!". И закрыл дверь перед непрошеными ночными визитёрами. Пошумев ещё некоторое время на улице у дома, двое весёлых друзей отправилась петь дальше.

Должен сказать, что в дореволюционные времена Баку был одним из основных культурных центров Закавказья. В городе были театры (самый известный из которых Маиловский театр), филармония, дворянское собрание, музеи, выставочные залы и прочее. И почти все эти очаги культуры принадлежали армянам или были построены армянами. Большинство армянских бизнесменов и деятелей культуры были выходцами из Карабаха и играли ключевую роль в жизни города. В те времена многие ведущие деятели культуры России и европейских стран приезжали и выступали в Баку с концертами.

Итак, вернёмся назад. Наутро мой прадедушка Сергей вышел на улицу. И тут он увидел, что по городу стали расклеивать афиши предстоящих выступлений, в которых говорилось, что в Баку приехал прославленный русский певец Фёдор Иванович Шаляпин со своим другом – знаменитым русским писателем Алексеем Максимовичем Горьким. Прадедушка присмотрелся к портретам и, к своему огромному удивлению, узнал в них ночных визитёров. Это его крайне поразило. Конечно же, он страшно сожалел, что не узнал ночью в этих шумных весельчаках выдающихся деятелей российской культуры. Как же прадедушка переживал, что принял их за хулиганов и прогнал, вместо того, чтоб пригласить в дом и угостить со всем карабахским радушием.

Другая история, рассказанная мне бабушкой, касалась всемирно знаменитого русского борца Ивана Максимовича Поддубного. Это был непобедимый силач, неоднократный чемпион мира по классической борьбе. Он носил следующие прозвища: Иван Железный, Русский Богатырь, Чемпион Чемпионов, Король борцов. Поддубный часто выступал с гастролями в российских городах и за рубежом. Однажды в начале ХХ века он приехал в Баку. Он собирался устроить в цирке показательные выступления. На них собралась масса народа. Всем хотелось увидеть самого сильного человека мира. Присутствовал там и мой прадед Сергей.

А между тем в Баку был и свой силач - простой армянский парень, которого звали Амбал Аршак. Он занимался тем, что перетаскивал тяжести. О его силе рассказывали легенды. Говорили, что этот карабахский богатырь мог поднять и взвалить на плечо рояль и перенести на другой конец города. Не знаю, так ли было это на самом деле, но имя этого силача хорошо помнили старые бакинцы.

Так вот, Амбал Аршак также пришёл в цирк, чтобы посмотреть на русского богатыря. Выйдя на арену, Иван Поддубный пригласил любого из присутствующих при желании выйти и сразиться с ним. Желающих не находилось. Всем было очевидно, что одолеть чемпиона мира невозможно. И тут люди стали просить Аршака выйти на арену и помериться силой с гостем. Нехотя он согласился. Два силача встали друг против друга.

И тут произошло, как многим показалось, настоящее чудо. Карабахский богатырь Аршак схватил своими железными руками чемпиона мира Ивана Поддубного, поднял его над головой и опустил на лопатки. Борец был не в состоянии что-либо противопоставить ему. Зал был поражён и восхищён. В адрес победителя раздался гром аплодисментов. В этот момент все поняли, что на самом деле самым сильным человеком в мире является не прославленный борец Поддубный, а скромный Амбал Аршак из Баку.

И ещё одну забавную историю вспоминала моя бабушка. Она касалась её супруга –  моего дедушки Тирана Мисаковича Ерканяна. Он родился в Эрзеруме. Спасаясь от первого, как иногда его называют, малого Геноцида армян в Турции, при побеге с семьёй в 4-х летнем возрасте в 1895 году из Эрзерума в Тифлис, он сильно простудился, что дало осложнение на уши. После этого до конца жизни он плохо слышал. И, несмотря ни на что, сумел создать много замечательных архитектурных сооружений по всей Армении. Помимо многих других великолепных зданий этот выдающийся архитектор стал автором символов двух крупнейших городов Армении –Еревана (кинотеатр "Москва") и Гюмри (административное здание с часами на башне на бывшей площади Ленина). Дедушка был дружен со многими ведущими армянскими архитекторами того времени. Кроме них он хорошо знал Каро Алабяна, его супругу Людмилу Целиковскую, Мариэтту Шагинян и других московских знаменитостей.

В 20-х годах ХХ века дедушка учился в Москве в знаменитом ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В 1920 году были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. Так вот, во время учёбы там Тирана Ерканяна в институт часто приходил слушать лекции тогда уже широко известный поэт Владимир Владимирович Маяковский. Кроме этого он нередко посещал творческие вечера, проходившие в институте. Он активно занимался там общественной деятельностью, раздавал билеты в театры. Дедушка был знаком с ним.

И вот однажды Маяковский, как обычно, пришёл и принёс билеты в Большой театр. Билеты быстро разошлись и дедушке не осталось. Он очень расстроился по этому поводу. Тогда поэт подошёл к дедушке и сказал: "Ничего, коллега, не переживайте, Вы пойдёте в следующий раз". И тут все стоявшие рядом увидели поразившую их картину. Небольшого роста Тиран Ерканян бросился с кулаками на высокорослого Владимира Маяковского. Студенты вовремя остановили дедушку. Поэт опешил от удивления. Он не мог понять, в чём дело. Стал расспрашивать Тирана Мисаковича, что же его так разозлило. И тогда выяснилось в чём дело.

Как уже было сказано, у будущего крупного архитектора был слабый слух. И когда поэт произнёс слово "коллега", ему послышалось "калека". То есть дедушка решил, что имелась в виду его проблема со слухом, а оскорбления он не мог снести. Когда же разобрались в чём дело, все громко рассмеялись. А Ерканян и Маяковский дружно пожали друг другу руки. На этом инцидент был исчерпан. Маяковский выполнил данное обещание. В следующий раз первым билет в Большой театр он дал именно дедушке. И в дальнейшем, когда архитектор и поэт встречались, они радостно улыбались друг другу.

Вот лишь несколько историй, рассказанных мне в детстве бабушкой Софьей Сергеевной. Думаю, что и читателям будет интересно с ними ознакомиться.

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image