СЛОВО И ДЕЛО ГОСУДАРЕВО

21 июня, 2018 - 13:04

В своей предвыборной программе теперь уже бывший президент и премьер-министр С. Саргсян амбициозно заявил о том, что, возглавив страну уже в качестве премьера, доведет население Армении до 4 млн. человек. Как он собирался это осуществить – тайна сия велика есть, ибо его реальная политика поводов для такого оптимизма не давала: за все время его правления имело место как раз обратное явление – неуклонно нарастающее уменьшение населения, депопуляция, и никакие оправдания, что, дескать, то же самое происходит на всей территории бывшего СССР, в том числе и у наших соседей, приняты быть не могут. Бездарная политика АОД и его идейных наследников, всех трех наших президентов – это именно бездарная политика дилетантов и рвачей, попавших во власть волею насмешницы-истории, очевидно пожелавшей продемонстрировать, как народ выживает и побеждает вопреки воле своих правителей и назло им.
К счастью, теперь мы говорим (я сильно надеюсь на это) о почти тридцатилетнем правлении АОД и Ко в прошедшем времени, поскольку и власть - новая, и премьер с кабинетом - новые.
В политике принято давать новому кабинету и новой власти сто дней на раскачку – осмотреться, ознакомиться, подружиться семьями, узнать коллег внутри и за пределами, представить свои соображения и программу действий.
Новая власть начала с разгребания авгиевых конюшен старой, а поскольку у нее, в отличие от Геракла, под рукой реки нет, да и все реки Армении не в состоянии унести эту грязь, процесс этот явно не одномоментный и даже не стодневный. Как бы то ни было – к чести нового премьера, он хочет эту грязь смыть. Не дай Бог снизить темпы и в очередной раз разочаровать народ – Армения этого не вынесет, да и преступления прошлого режима совершались ясным днем у всех на слуху и перед глазами; оправдания типа “я не знаю, кто собрал арсенал в моем доме”, говоря их же словами, не канают.
Одним из приоритетов в своей политике новые власти объявили репатриацию. Она была приоритетной и для прежних властей, вот только с легкой руки бессменной министры диаспоры Г. Акопян, ничего реально для этого не делалось, а вся деятельность министерства свелась к бесконечным шоп-командировкам за границу и выклянчиванию денег на “развитие армянской демократии”. Нельзя же, в самом деле, считать серьезным мероприятием приезд на две недели 100-150 детей из спюрка под помпезным названием «Արի տուն» и сильно отдающего приснопамятным комсомольским зачетом 70-х – звездного часа министры, бывшей комсомольской номенклатурщицы, ставшего пределом ее компетентности.
Реаптриация нужна нам по жизненно важным показаниям: в противном случае мы попросту сойдем с исторической арены как народ и как цивилизация.
И начинать ее нужно сейчас, а не после раскачки – времени у нас на нее нету.
В армянской прессе неоднократно поднимался вопрос амшенских армян – коренного населения Малой Армении, нынешнего турецкого Причерноморья, и поныне живущего на своей исторической Родине. Амшенцы, оказавшиеся после большевистских экзерциций на территории Грузии, в Аджарии, были в 1944 г. сосланы в Казахстан и Киргизию вместе с турками-месхетинцами, хотя общего с ними у них была только вера. Поводом для ссылки послужило нежелание советской власти иметь на границе с Турцией пятую колонну, хотя тот факт, что мусульман-аджарцев (бывших к этому времени более турками, чем грузинами) не тронули, наводит на всякие нехорошие размышления типа организации элементарной этнической чистки. Так или иначе, армяне-мусульмане были сосланы, а когда туркам-месхетинцам правительство уже независимой Грузии разрешило вернуться, под действие указа армяне ожидаемо не попали. До сих пор в мартирологе репрессированных народов они проходят как непонятные «хемшилы, хемшинцы», народ без истории, без роду-племени, и только в армянских источниках указывается их национальная принадлежность.
Поссле развала СССР часть их перебралась из Средней Азии в Россию, где в основном осела в Краснодарском краю, постепенно восстанавливая кровнородственные и национальные связи как с армянами Малой Армении (Амшена), так и остальным народом нашим. Тем не менее, часть из них (несколько тысяч человек) продолжает оставаться в Средней Азии, где в основном компактно проживает в нескольких населенных пунктах.
В 1980-х гг. амшенцы Казахстана направили петицию правительству СССР с просьбой разрешить им переселиться в Армению. Однако их просьба была отвергнута. В Институте археологии и этнографии АН Арм.ССР тогда говорили, что против выступил первый секретарь ЦК КПА К. Демирчян, заявивший, что Армении и с имеющимися мусульманами проблем хватает.
После развала СССР вопрос репатриации амшенских армян, в частности, в Арцах поднимался неоднократно, но каждый раз благополучно терялся в бюрократических кабинетах: представляющие власти чиновники не хотели лишней работы и лишних хлопот.
Между тем их репатриация приветствуется не только в Армении и Арцахе, но и коренными народами Кавказа, в частности, лезгинами (см. http://lezgistan.tv/novosti/dolgaya-doroga-iz-amshena-v-arcax/ Долгая дорога из Амшена в Арцах. Исповедующие ислам амшенские армяне готовы поселиться в Карабахе. Март 19, 2012).
Вкратце повторю мои доводы (Раздан Мадоян, К вопросу о репатриации амшенских армян-мусульман в Республику Арцах, "Голос Армении" 19.09.2017)
1. Репатриация увеличит население Арцаха, т.е. будет способствовать решению крайне важной для всего нашего народа демографической проблемы.
2. На государственном уровне будет подтверждено, что Родина принимает равно всех армян, независимо от их религиозной принадлежности.
3. Война Арцаха с Азербайджаном не имеет религиозной подоплеки, это война коренных армян с пришлыми турками, а не война христиан с мусульманами.
4. Репатриация будет способствовать дальнейшему укреплению наших связей с турецкими армянами-мусульманами.
Новая власть заявила о приоритетности репатриации. Как это сделать с амшенцами из Средней Азии?
Я представляю так: правительство Армении предварительно договаривается с правительством Арцаха и намечает несколько возможных мест поселения. Это сельские жители, им город ни к чему, им нужны земля, чтобы ее возделывать и выращивать скот, они захотят и здесь жить одним селом или несколькими недалеко друг от друга. Больше всего для этого подходят освобожденные районы Арцаха и Мегри.
При этом необходимо определить размеры как приусадебных участков, так и территории всей общины (размеры последней будут зависеть от числа репатриантов). Необходимо также на уровне правительства четко обговорить, что отводимые территории будут вне досягаемости генералов с незаконченным начальным образованием, которые привыкли считать их своими феодами.
Далее несколько человек, в том числе и специалист по Амшену С. Варданян, бывавший у среднеазиатских амшенцев и знакомый с ними лично и, желательно, кто-нибудь из турецких амшенцев (многие захотят принять участие в этом благородном деле) командируются на переговоры. С собой у них должны быть видеофильмы с показом отводимых территорий. При успешном завершении переговоров делегация возвращается с представителями амшенцев, которым на месте показывают места и территории нового поселения. После выбора места жительства обговариваются остальные вопросы уже с большим числом репатриантов, м.б., с представителями каждой из семей: кто где и с кем по соседству будет жить, условия жизни и т.п. Затем государство приступает к строительству села: дома, школа, медпункт, дороги, улицы, водоснабжение. К участию в строительстве желательно привлечь и самих переселенцев с выплатой им зарплаты (хоть и строить будут для себя, но жить-то все равно надо). И наконец, заключительный этап: переезд семей и открытие.
В финансировании строительства могут и захотят участвовать и организации из диаспоры, сами армяне из Амшена, что послужит хорошим стимулом к укреплению их связей с Арменией. Насколько бы хорошими они ни были, должны стать еще лучше. В селе через несколько лет можно будет открыть летний лагерь для детей уже из турецкого Амшена. О его перспективности и необходимости говорить излишне.
Отдельно обговаривается вопрос веры; ни в коем случае нельзя давить на них или укорять. Захотят – пусть строят мечеть (государство в этом не участвует). Захотят вернуться в лоно ААЦ или остаться мусульманами – вольному воля. Кстати, верующие среди них – в основном старики; уйдут они – уйдет и ислам.
Любую программу надо когда-нибудь начинать – лучше рано чем поздно. Израиль принимает и считает иудеями перуанских индейцев и эфиопов – потому лишь, что они исповедуют иудаизм. Армяне Амшена – не индейцы и не эфиопы, они - АРМЯНЕ.
И если уж на то пошло, пусть несколько человек командируют в Израиль – изучить его политику организации репатриации.
P.S. В наше время, в отличие от «проклятого» советского, на статьи в прессе власть привыкла не обращать внимания. Надеюсь, что новая власть все-таки прессу читает. Я же, со своей стороны, готов помочь чем смогу. Это не очень много, но существенно больше чем ничего.
Раздан Мадоян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image