«У многих совесть не чиста». В Армении начинается «разбор завалов»

26 июня, 2018 - 15:19

В ночь с 18 на 19 июня сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью полиции Армении получили сообщение, что бывший глава Государственного комитета по доходам (ГКД) Ованес Овсепян разъезжает с телохранителями, а в его машине и автомобиле сопровождения перевозятся оружие и боеприпасы. Полиция провела небольшую спецоперацию, обыскала оба автомобиля и нашла в них автомат и пистолет. Проверяется законность наличия этих стволов, а также радиомаяков и средств спецсвязи в задержанных автомобилях, номера которых были к тому же незаконно заменены.

Интерес данный эпизод представляет потому, что именно О. Овсепян, согласно информации некоторых СМИ, являлся держателем так называемой черной кассы администрации президента Сержа Саргсяна. 8 лет (2008-2016 гг.) этот человек возглавлял Контрольную службу при президенте Армении. Если правоохранительные органы проявят последовательность, то выяснение законности нахождения двух стволов в машинах, обслуживающих персону бывшего чиновника, может привести к куда более интересным и масштабным разоблачениям в коррупции, нежели те, что сегодня на устах у всей Армении и многочисленной армянской диаспоры.

При назначении Овсепяна на пост председателя Комитета по государственным доходам, который он занимал чуть более полугода (а затем вернулся в администрацию третьего президента), выяснилось наличие у него на счетах и в собственности движимого и недвижимого имущества на несколько миллионов долларов. Журналисты пытались выяснить происхождение этих средств. К примеру, за четыре года нахождения на должности (2011-2015 гг.) от неизвестных общественности лиц Овсепян получил пожертвование в размере 2 млн 750 тыс. долларов, а кроме того – никогда не представлял декларации об имуществе своей супруги.

Отвечая на вопрос об авторстве задекларированных им дорогих подарков, Овсепян ответил кратко: мол, в его декларации всё указано, и «это был мой брат. Брат и все». Тогда журналисты поинтересовались, где работает брат главы КГД, на что был получен лаконичный ответ: «В декларации все четко отмечено: Овсепян Акоп, Российская Федерация, Москва. Конец». Больше ответов не было. Между тем еще восемь лет назад оппозиционная газета «Чоррординкшханутюн» («Четвертое самовластие») опубликовала заметку о том, что у брата О. Овсепяна Акопа – руководителя и координатора семейного бизнеса в России - были проблемы с предпринимательскими кругами и правоохранительными органами РФ. По этой причине он скрывался в Грузии.

Возможный размах этих сомнительных операций меркнет по сравнению с «подвигами» депутата парламента Манвела Григоряна, которые привели в шок все армянское общество. 16 июня Служба национальной безопасности (СНБ) провела обыск, а затем и задержала  вышеупомянутого М. Григоряна, к слову, генерал-лейтенанта запаса, героя войны в Нагорном Карабахе, по обвинению в хранении оружия и разворовывании продовольствия для военных. Днем позже СНБ обнародовала снятое в особняке Григоряна шокирующее видео, на котором подробно показаны все «находки», включая продовольствие и письма от детей, предназначавшиеся солдатам на передовой. Также обнаружены в большом количестве боеприпасы, транспортные средства, включая ретро-машины, снегоходы, вездеходы и т.д.

На внеочередном заседании 19 июня Национальное собрание практически единогласно удовлетворило ходатайство генерального прокурора о начале уголовного преследования в отношении Григоряна, многолетнего главы Союза добровольцев «Еркрапа». Григорян в настоящее время задержан. Его сын Карен заявил об уходе с поста мэра Эчмиадзина.

Чем объяснить такую острую общественную реакцию на произошедшее, которую иначе как шоком назвать нельзя? Разве не было известно о том, что армию обворовывают или что в стране есть люди и организации, которые незаконно хранят оружие и боеприпасы? Конечно, известно, и подчас воспринималось как неизбежное. Взрыв негодования произошел от полного беспредела в действиях Григоряна. Возглавлявшаяся им структура объединяет ветеранов войны в Карабахе 1992-1994 годов. Согласно всем социологическим опросам, в Армении есть только два института, которым общество доверяет в очень высокой степени (остальные сильно отстают), это армия и церковь. И теперь это доверие подорвано.

Выяснилось, что весной 2016 года в период эскалации боевых действий в Нагорном Карабахе М. Григорян, мягко говоря, своеобразно распоряжался помощью, собираемой для солдат на передовой по всей стране и в диаспоре, начиная от школьников и кончая различными организациями. Многие товары от сгущенки и носков до медикаментов и автомобилей шли именно через «Еркрапа», но до передовой не доходили. Генерал хранил гуманитарную помощь на своих личных складах и дома, частично скармливая тушенку с этикеткой «Доля воина» диким зверям (тиграм и медведям) из своего домашнего зоопарка, а частично продавая на Украину и, возможно, не только туда. Генеральская челядь даже не потрудилась уничтожить сопроводительные письма к посылкам, написанные школьниками солдатам на передовой. Сейчас эти письма выложены в интернете, и их читают в выпусках теленовостей. Таким образом, человек, в силу своего статуса призванный заботиться об армии, совершал по отношению к этому пользующемуся доверием институту несусветные подлости.

В этой связи вполне объяснимы захлестнувшие армянское общество эмоции, подогреваемые прессой. У многих возникает, например, вполне естественный вопрос: как мог дослужиться до звания генерала этот малообразованный человек, начинавший трудовую биографию водителем большегрузного автомобиля? Ответ кроется в событиях более чем 25-летней давности – войне в Нагорном Карабахе (1992-1994 гг.). На первом её этапе (до конца осени 1992 года) война в основном шла не между армиями, а иррегулярными формированиями, которые возглавляли лица, выдвинувшиеся благодаря своей личной храбрости и авантюризму. Один из таких отрядов и возглавлял Манвел Григорян. По ходатайству тогдашних министров обороны (соответственно Вазгена Манукяна и Вазгена Саркисяна) президенты давали таким неформальным военным лидерам воинские звания, в том числе генеральские.

Справедливости ради отметим, что во внутриполитических конфликтах и различного рода потрясениях генерал Григорян и возглавляемая им «Еркрапа» до какого-то времени старались, хотя бы формально, придерживаться нейтралитета. Однако начиная с 2012 года он стал открыто поддерживать третьего президента Сержа Саргсяна, что противоречило традициям, заложенным в организации со дня ее основания, так как её члены поддерживали различные политические силы, притом что их всех объединял вопрос защиты Отечества. В целом такая позиция устраивала власти: мол, пусть Григорян что хочет, то и делает в своем «феоде», в бывшем Эчмиадзинском районе, но зато сохраняет лояльность…

И «духовная столица» Армении в этом случае далеко не исключение. В итоге в начале июня в Эчмиадзине григоряновцы схлестнулись с людьми долгое время проживавшего в Италии Артура Асатряна (Дон Пипо), которого армянская пресса называет криминальным авторитетом. В итоге и те и другие оказались под стражей. Дело дошло до перекрытия дорог, назревали массовые столкновения, что сделало вмешательство властей безальтернативным.

Сейчас раздаются голоса о необходимости роспуска «Еркрапа», которая, будучи созданной убитым террористами 27 октября 1999 года в армянском парламенте министром обороны Вазгеном Саркисяном, также является частью официального мобилизационного резерва министерства обороны. Однако тысячи её честных членов отмежевались от деятельности своего бывшего руководителя. Они предлагают созвать внеочередной съезд союза «Еркрапа». Одновременно предлагается приостановить финансово-техническую деятельность союза, пригласить независимый аудит с участием специалистов министерств обороны и юстиции для обеспечения прозрачности процесса.

Что касается правоохранительных органов и спецслужб, то они продолжают «разбор завалов». Так, Следственный комитет в рамках расследуемого в столичном управлении полиции уголовного дела выявил факты злоупотребления в «Янс Клубе» – музыкальном клубе и ресторане, расположенном в центре Еревана. Помимо всего прочего, следователи нашли оружие и более одного миллиона долларов наличными. В связи с этим возбуждено уголовное дело по факту присвоения в особо крупных размерах. Отметим, что вышеназванный клуб действительно принадлежит Вачику Казаряну, который при бывшем президенте занимал должность первого заместителя начальника службы государственной охраны. Казарян считался одним из самых верных С. Саргсяну людей.

Комментируя происходящее в стране, депутат парламента и теперь уже бывший член фракции Республиканской партии Армении Артур Геворгян заметил: какими бы масштабными и шокирующими ни были выявленные факты злоупотреблений со стороны бывшего теневого хозяина Эчмиадзина, он не входит даже в сотню крупных коррупционеров страны. Депутат предположил, что в ближайшем будущем последуют новые разоблачения. На вопрос о том, могло ли знать о преступной деятельности Манвела Григоряна высшее руководство страны, Геворгян (заметим, зять бывшего начальника полиции Владимира Гаспаряна) заметил: «А почему нет, у многих совесть не чиста». В ответ на вопрос о том, почему Григорян не был арестован раньше, депутат заявил: «Раньше правоохранители не имели разрешения на это, теперь имеют».

Многие в Армении полагают: говорить о том, что «разбор завалов», которым сейчас занимаются спецслужбы и правоохранительные органы, приведет в конечном итоге к очищению общества и государственных структур, пока преждевременно. Для этого власть должна показать обществу «крупную рыбу», каковой, к примеру, может оказаться вышеупомянутый Овсепян. Но он пока на свободе, как и бывший депутат парламента Аракел Мовсисян, более известный как Шмайс, отпущенный после временного задержания Службой национальной безопасности Армении.

На свободе находится и второй президент страны Роберт Кочарян (1998-2008 гг.), хотя много пишется о том, что его вот-вот вызовут на допрос. Именно Р. Кочарян, как полагает общественное мнение, несет ответственность за разгон оппозиционного митинга в центре Еревана 1-2 марта 2008 года, когда было убито 10 человек и ранено свыше 230. Все эти годы следствие по этому делу не велось, и держали его «под сукном» по приказу С. Саргсяна. Именно дело «1 марта» является для армянского общественного мнения «моментом истины». Между тем, по мнению экспертов, ни Следственный комитет, ни Специальная следственная служба при нынешнем руководящем составе не способны к полноценному расследованию этой трагедии.

Тем не менее дело генерала Григоряна и разбирательства по «подвигам» ряда чиновников администрации предыдущего президента способствуют удержанию высокого рейтинга правительства Никола Пашиняна, что весьма важно в контексте проведения досрочных парламентских выборов.

Саркис МАРТИРОСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image