Солиста балета Армении хотят забрить в солдаты

27 июля, 2018 - 19:34

На Исторической сцене Большого театра с однодневными гастролями выступил Национальный Академический театр оперы и балета им. А. Спендиаряна. Гости из Еревана привезли в Москву легендарный балет на музыку Арама Хачатуряна «Гаянэ», а сами гастроли оказались приурочены сразу к трем знаменательным датам: 115-летию композитора, 100-летию Первой Армянской Республики и 2800-летию столице Армении Еревану. Последний раз этот коллектив гастролировал в Москве 43 года назад, и тогда (в 1975 году) театр тоже показывал на сцене Кремлевского дворца балет «Гаянэ», такую же визитную карточку коллектива, как, например, «Лебединое озеро» для Большого театра.

Но Армянский балет когда-то начинался с «Лебединого озера». Именно этот балет в постановке Ю. Рейнеке в 1934 году стал дебютом труппы, сформированной в основном из артистов одесского театра. А сам Национальный театр оперы и балета Армении, моложе балетной труппы ровно на год и существует с 1933-го.

Из досье «МК»: Сейчас знаменитого балета Чайковского в репертуаре театра нет, как нет «Спящей красавицы», «Щелкунчика». «Лебединого» . Сейчас из классики на сцене театра представлены - «Жизель», «Шопениана», «Дон Кихот». «Кармен-сюита» Альберто Алонсо, «Лоркиана». Основу репертуара составляют три балета Арама Хачатуряна («Гаянэ», «Спартак». «Маскарад») В планах - «Чиполлино» в постановке Генриха Майорова на музыку Карена Хачатуряна.

В республике хорошо функционирует балетное училище и с мальчиками, по словам руководителей, у них проблем нет. Но балетных мальчиков в республике на 2 года призывают в армию, что для артистов равносильно потере квалификации. И сейчас такая беда грозит исполнителю одной из главных партий в этом балете (Гико), лучшему танцовщику труппы, лауреату многочисленных международных конкурсов Размику Марукяну, которому весной исполнилось 18. И это ужасно, одна надежда на супруга премьер-министра Армении Анну Акопян и министра культуры Армении Лилит Макунц, которые смотрели гастрольный спектакль из царской ложи.

Ну а балет «Гаянэ», что показали в Большом действительн легендарный. Последний раз на сцене Большого 4-й акт этого спектакля в хореографии Нины Анисимовой ставился аж в 1961 году. Больше всех этот балет известен широкой публике конечно своим знакомым всем и каждому «Танцем с саблями». И именно этот зажигательный танец в Большом смотрел знаменитый герой романа Войновича Иван Чонкин (в последней части «Перемещенное лицо»), правда, по ошибке писателя почему-то в балете «Спартак», а не в «Гаянэ».

Балет некогда гремел по всей стране и имел многочисленные редакции: самая знаменитая из них - Василия Вайнонена, поставленная для Большого в 1957 году. Премьеру танцевали Раиса Стручкова и Юрий Кондратов. К этому времени балет Хачатуряна имел 15-летнюю сценическую судьбу. А поставила его еще во время войны в 1942 году балетмейстер Нина Анисимова - в эвакуации на сцене Пермского театра оперы и балета.

Однако немногим известно, что непосредственным предшественником балета «Гаянэ» был балет «Счастье», написанный Хачатуряном по «личному» заказу Анастаса Микояна и показанный в 1939 году в Москве . Он являлся как бы эскизом к «Гаянэ», и лучшие номера из «Счастья» (в том числе и «Танец с саблями») Хачатурян впоследствии ввел в новый балет. А его композитору заказала дирекция Кировского, а нынче Мариинского театра.

С либретто «Гаяне» не повезло с самого начала, и оно менялось в соответствии с линией партии и в зависимости от текущего политического момента. Собственно, недостатки первого либретто и побудили композитора переписать большую часть музыки. Написанное Константином Державиным в 1940 году, либретто, что называется, навеяно временем: в центре была история молодой колхозницы Гаянэ из армянской деревушки, вступившей в войну с диверсантом, выкравшем у геологов секретные образцы горной породы.

Когда в победном 1945 году балет переносили на сцену Кировского, либретто про происки вредителей и врагов народа шло в ногу со временем. Состав первых исполнителей для такого важного в воспитании трудящихся спектакля был звездный: Наталья Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен), Татьяна Вечеслова (Нунэ), Николай Зубковский (Карен). А за свою гениальную (и к ,сожалению, не востребованную сейчас в российском балете) музыку, композитор получил Сталинскую премию I степени - самую престижную награду того времени. Он внёс в фонд Вооруженных Сил СССР.

В эпоху хрущевской «оттепели», в новом либретто Бориса Плетнёва, о врагах народа уже не было ни слова. В центре был рассказ о предательстве: герой, ослепший из-за предательства друга, прозревает в финале и изгоняет предателя из родного аула. Было в либретто и про дела амурные, но не на первом месте: какой-то невнятный и запутанный любовный квадрат. Но это либретто не отражало характер гениальной музыки, хотя и писалось в сотрудничестве с композитором. Возникли проблемы с либретто и у Вилена Галстяна, знаменитого армянского танцовщика, поставившего этот балет в Национальном Академическом театре им. Спендиаряна и тоже сотрудничавшего с Хачатуряном. В центр своего незатейливого сюжета он поставил именно любовные перипетии.

И вот 2018 год. На гастролях в Большом театре вместо заявленной ранее Соны Варданян партию Гаяне танцевала Сюзанна Пирумян),а Рубен Мурадян — партию Армена. Здесь — торжество любви, и в заключительном третьем действии 3-х актного балета у них на свадьбе, наряду с другими национальными танцами, исполняется тот самый знаменитый - с саблями.

Но избавившись от врагов, вредителей и предателей, драматургически балет не выиграл - действие спектакль топчется на месте. И тут вспоминается другая постановка «Гаяне» - 1972 года, в МАЛИГОТе (сейчас Михайловский театр) тогда мало кому известного студента четвертого курса балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории Борис Эйфман. Но между этими двумя постановками зияет не только временная, но и эстетическая пропасть. Динамично развивающийся балет Эйфмана современно смотрится до сих пор (существует запись «Гаянэ» 1980 года в исполнении артистов латвийского балета), спектакль же Галстяна остался в 70-х. Не «вытягивают» его даже прекрасные декорации выдающегося художника Минаса Аветисяна, трагически погибшего через год после премьеры в возрасте 46 лет. Сделанные в голубых и красно-рыжых красках, они хорошо раскрывают национальную специфику музыки гениального композитора.

Самое отрадное впечатление в балете произвел мужской состав. Исполнитель партии Карена - Ваагн Маргарян, прекрасно и энергично солировал в танце с саблями, исполнив вместе с кордебалетом и рослым премьером Рубеном Мурадяном этот номер на бис после поклонов и во второй раз. Но особенно запомнился в спектакле своей игрой и танцем уже упомянутый Размик Марукян. За артистом, поставленным на партию «злодея» Гико, интересно наблюдать каждую минуту. Легкий и стремительный прыжок, потрясающе раскрывающиеся в нем ноги, изящные стопы, вьющаяся шевелюра волос – танец его героя скорее вызывал непредусмотренное по либретто сочувствие и восхищение, чем отрицательные эмоции. Пляски «похитителя» на свадьбе естественно либретто не включало, поэтому Размик, к сожалению, не выступал в финальном третьем отделении, о чем очень пожалели в зрительном зале.

- Сделали бы так, чтоб этот герой стал положительным и выступил бы еще и в финале- вздыхала сидящая рядом со мной зрительница.

Размик Марукян невероятно талантлив. Московским зрителям он запомнился своими выступлениями на престижнейшем конкурсе артистов балета, что прошел в Большом театре прошлым летом.А после московского конкурса получил ещё приз жюри на международном конкурсе в Джексоне (США), и сейчас, остается только надеяться, что предстоящая служба в армии не сможет прервать столь блестяще складывающуюся карьеру артиста.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image