Борец с несправедливостью сам стал жертвой произвола?

7 августа, 2018 - 22:49

Известного азербайджанского журналиста-расследователя Аслана Исмаилова осудили к полутора годам исправительных работ

Известный азербайджанский юрист, журналист и общественный деятель Аслан Исмаилов осужден к 1,5 годам исправительных работ и денежному штрафу 1500 манатов. Почти год длился судебный процесс по заявлению, поданному бизнесменом, владельцем компании «Хамса» и одноименного дворца торжеств Мурватом Гасановым, который обвинил Исмаилова в клевете.

На своей странице в Фейсбук, а также на брифинге для СМИ Аслан Исмаилов высказал в адрес Мурвата Гасанова ряд обвинений, которые суд счел клеветническими и подпадающими под статью 147.2 (клевета, соединенная с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении) уголовного кодекса Азербайджана.

Непосредственным поводом для судебного преследования послужили обнародование Исмаиловым фактов о конфликте между Гасановым и бизнесменом, интересы которого представлял Исмаилов. Он широко известен как борец с коррупцией, чиновным произволом и нарушениями прав человека. Аслан Исмаилов профессиональный юрист, адвокат, глава юридической фирмы Visa. Несмотря на обширные юридические знания и большой профессиональный опыт, в своих публикация и выступлениях он, по мнению экспертов, был слишком эмоционален, что и дало возможность Сабаильскому районному суду под председательством судьи Азера Тагиева найти уязвимые места в его аргументации в том, что касается конфликта с Мурватом Гасановым, и вынести обвинительный приговор.

Этот вердикт суда вызвал возмущение общественности республики. Исмаилов «никогда не проходит равнодушно мимо беззакония, привлекает к нему внимание общества. Возможно, в порыве протеста против несправедливости он бывает эмоционален. Однако это искренняя позиция борца за создание в Азербайджане нормального общества равных возможностей, где нет места протекции и вседозволенности», — сообщил источник, знающий журналиста лично.

Аслан Исмаилов, держал, что называется, руку на пульсе общественной жизни, и своей принципиальной позицией заслужил уважение простых граждан республики. Так, широкий общественный резонанс получила, например, его статья, в которой рассказывалось о ситуации в главном онкологическом центре Баку. Исмаилов считал, что лекарства, которые должны выдаваться бесплатно, продавались за немалые деньги, врачи плохо относились к больным, а цены за анализы были завышены.

Исмаилов разместил в сети видео, которое сам снимал в онкологическом центре, и призывал властные структуры обратить внимание на происходящее, но никакой реакции, кроме угроз в свой адрес он не дождался.

Исмаилов писал о незаконной вырубке деревьев, причем призывал своих читателей сажать деревья и лично подавал в этом пример.

Он писал о необоснованном завышении цен на продукты питания и на билеты в общественном транспорте, о незаконных действиях чиновниках и о их детях, которые безнаказанно творят беспредел на дорогах за рулем престижных иномарок.

Много сил Аслан Исмаилов отдал защите несправедливо осужденных журналистов, обличавших неправедные деяния чиновников, и вот сам попал под жернова Фемиды.

Что касается чисто юридической стороны дела, то в демократических государствах суды, рассматривая диффамационные иски исходят, прежде всего, исходя из общественных интересов, на страже которых как раз и выступал Аслан Исмаилов на протяжении всей своей профессиональной и правозащитной карьеры. Однако только за последний месяц он дважды подвергался судебному наказанию.

Месяц назад он был оштрафован решением суда на 1500 манатов по заявлению скандально известного главы партии «Современный Мусават» Хафиза Гаджиева, который сам сплошь и рядом выступает «с экстравагантными заявлениями, мягко говоря, выходящими за грани этики в адрес оппозиционных политиков и ряда чиновников», как писали республиканские СМИ.

Что касается Мурвата Гасанова, по заявлению которого Аслан Исмаилов был приговорен к суровому наказанию, то он известен тем, что несколько лет назад дал обвинительные показания против известного журналиста, главного редактора оппозиционной газеты «Хурал» Аваза Зейналлы, которые послужили основанием для осуждения журналиста к длительному сроку лишения свободы. Однако в ходе открытого судебного разбирательства выявилось сфабрикованность уголовного дела, и впоследствии журналист был досрочно освобожден.

Тот же самый почерк, похоже, просматривается и в уголовных делах против Исмаилова. Это лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что в случае с Асланом Исмаиловым, которого обвинили в клевете, иным словами в диффамации, надо начать с того, что согласно прецедентным решениям Европейского суда по правам человека, в юрисдикцию которого входит Азербайджан, и рекомендациям Комитета министров Совета Европы и ПАСЕ, диффамационные иски не должны рассматриваться в рамках уголовного права. Диффамационные судебные споры — предмет гражданского права. То есть азербайджанский суд, по юридической логике, вообще не имел права принимать против Исмаилова заявления в порядке частного уголовного обвинения в клевете. Отметим, что в России обвинения в клевете в настоящее время не рассматриваются в уголовном контексте.

Аслан Исмаилов заявил, что обязательно обжалует несправедливое, по его мнению, решение суда. Хочется верить, что апелляционные инстанции исправят довольно очевидную ошибку Сабаильского суда и восстановят честное имя известного юриста и правозащитника.

 Сергей Фесенко — член Ассоциации юристов России

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image