СВЕРШИВШИЙСЯ ФАКТ. "Для армян это не оккупированные территории, а родина"

30 августа, 2018 - 11:05

5 августа известный информационно-аналитический ресурс eurasianet.org опубликовал пространную статью Джошуа Кучера, посвященную ситуации и политическим перспективам освобожденных территорий. Особое внимание было уделено Карвачарскому району, где автор побывал лично, интересуясь не только повседневной жизнью его жителей и их представлениями о путях урегулирования конфликта, но и темпами развития районных инфраструктур.

СТАТЬЯ, ЕСТЕСТВЕННО, НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛУБИНОЙ И ТЕНДЕНЦИОЗНА ИМЕННО В СИЛУ того, что вынуждена оставаться в рамках паритетной объективности, что в принципе неизбежно для такого рода изданий. Тем не менее автор, пусть и с плохо скрываемой озабоченностью, достаточно четко доводит до читателя мысль о том, что окно возможностей для сдачи каких-либо территорий Азербайджану давно и с треском захлопнулось. Уверен, что в Азербайджане публикация Джошуа Кучера вызовет несравненно большее недовольство хотя бы уже потому, что ее заглавие "Для армян это не оккупированные территории, а родина" щекочет нервы отравленного армяноненавистничеством общества и развеивает иллюзии.

Публикацию предваряет фотография одного из окраинных и практически незаселенных кварталов Карвачара. На фотографии не видно ни единого дома с крышей, только развалины… Конечно, "умысел" здесь налицо. Презумпция невиновности заставляет предположить, что посетивший город автор хотел передать читателям собственные впечатления о трагических последствиях войны. Конечно, можно было сделать и фотографии с иным ракурсом: красивые новые школьные здания, играющая на спортивной площадке и на центральной улице многочисленная детвора, ставшие относительно оживленными некоторые торговые точки. Но от горькой правды не уйдешь, освобожденные территории в значительной степени лежат в руинах.

Да, от Мрава до Аракса живут несколько тысяч семей, объединенных в десятки сельских и несколько городских общин. Да, эти люди, общины и в особенности новое, родившееся и выросшее там поколение теснейшими человеческими и экономическими узами привязано к этим землям. Да, сама возможность сдачи этих территорий Азербайджану никем всерьез уже не рассматривается. И, как о том свидетельствует автор, реальные политические предпосылки и возможности каких-либо территориальных уступок практически сведены к нулю. Все это свершившийся факт.

Дискурс о сдаче территорий полностью маргинализирован и в столице Армении, как о том свидетельствует широкая и бурная общественная реакция на высказывания одного из членов Армянского национального конгресса, позволившего себе рассуждать об "оккупированных территориях" и "неизбежности их возвращения" Азербайджану в рамках существующей концепции "урегулирования", более известной под условным названием "Мадридские принципы". Все последующие переговорные "папки" являются прямыми производными от этих "принципов". Однако не всем известно, что их политико-правовая концепция восходит к трудам небезызвестной Сабины Фрейзер.

ЕЩЕ В 2005 ГОДУ В КАЧЕСТВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОДНОЙ ИЗ РАБОЧИХ ГРУПП КРИЗИСНОЙ ГРУППЫ она лично побывала в том же Карвачаре и была удивлена и обескуражена тем, как поселенцы относились к благоустройству своих домов, домашнему хозяйству и политическому будущему территорий. Она увидела школы, административные здания, кладбища… Виртуальная "переговорная реальность" немедленно вошла в конфликт с увиденным на месте. Особенно ее потряс дом Мартироса Чалумяна - беженца из гардманского села Бананц, известного своими градостроительными и ремесленными традициями.

Дом Мартироса в прямом смысле - музей под открытым небом. Стены жилых помещений, мастерских и иных подсобных строений украшены искусной резьбой по камню, а дом полон работ по дереву, чеканкой и собственноручно выковываемых средневековых мечей, копий, щитов, шлемов и кольчуг. Обедая у Мартироса, Сабина задала не дававший ей покоя вопрос: "Неужели он действительно уверен, что будет всегда здесь жить?" Недаром в своих рекомендациях, которые, как мы уже говорили, легли в основу Мадридских принципов, она месяцами позже говорила о необходимости пресечения процесса заселения как фундаментально подрывающего базисные основы действовавшей концепции урегулирования.

Однако все совсем не так пафосно и идиллично. Как и в случае первой войны, в которой мы, отразив попытку Азербайджана силой решить арцахский вопрос, нанесли ему серьезное военное поражение, но не подорвали его посягательства на реванш, так и в вопросе освоения территорий мы проявили системные и фундаментальные упущения. В 1993-1994 годах гуманитарная ситуация в Армении оставалась критической. В результате землетрясения около двух сотен тысяч граждан оказались без жилья, в стране в крайне неустроенном состоянии находилось несколько сотен тысяч беженцев из Баку и оставшихся под контролем Азербайджана городов и сел Гардманка (левобережье Куры). Блокада и разрыв прежних производственно-экономических связей привели к коллапсу индустриальных городов, вынуждая часть населения вновь обращать взор к селу и сельскохозяйственной деятельности.

В самом Арцахе проблема жилья и угодий была не менее острой не только ввиду того, что множество населенных пунктов пострадало от военных действий, но и в силу того, что все семь десятилетий советской власти развитие жизненно важных инфраструктур в НКАО намеренно саботировалось Азербайджаном по политическим соображениям. Освобождение Шуши и семи прилегавших к автономной области районов позволяло кардинально решить жилищные проблемы беженцев и пострадавшего от азербайджанской агрессии населения. Жилищный фонд освобожденных территорий давал возможность расселения на них около полумиллиона человек. Тем самым изначально и автоматически закрывался вопрос о каких-либо территориальных уступках, и вся логика переговорного процесса могла бы сформироваться в фарватере национальных интересов и императивов безопасности армянского государства.

ВМЕСТО ЭТОГО МЫ СВОИМИ ЖЕ РУКАМИ УНИЧТОЖИЛИ ВСЮ ЖИЛИЩНУЮ И ИНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ. Это чудовищное преступление против государства, прямым виновником и заказчиком которого является правительство первого президента Армении и он лично. Конечно, будут звучать оправдания, дескать, международное гуманитарное право запрещает размещать население на "оккупированных" территориях или же данные территории предполагалось сдать в обмен на признание статуса... Они же будут говорить, что разрушение данных инфраструктур происходило спонтанно.

После завершения первой арцахской войны заселение как безальтернативный по важности элемент обеспечения военно-стратегической безопасности тем не менее начало реализовываться. В то же время этот процесс никогда не имел стратегических по объему вложений и целеполаганию характера. Политика заселения была ситуативной, фрагментарной, неуверенной и с постоянной боязливой оглядкой на окрики внешних сил. Особенно страшились жилищного строительства, так как прежние власти не раз обещали следовать "инструкциям", прописанным еще Сабиной Фрейзер, о нестимулировании увеличения численности населения на территориях. С инфраструктурными проектами дела обстояли значительно лучше. В своей публикации Джошуа Кучер упоминает о прокладке новой автомобильной магистрали Варденис - Мартакерт, строительстве ряда мощных ГЭС и внушительного по объемам завода минеральных вод в Карвачаре. С нашей стороны упомянем и о новой высоковольтной линии электропередачи, связавшей север Арцаха с бассейном озера Севан. Важность этой новой линии сложно переоценить, так как благодаря ей энергосистема Арцаха стала кольцеобразно замкнутой на остальную территорию Армении, что сделало ее гораздо стабильнее.

Сейчас в Армении происходят кардинальные преобразования. Становление государственной власти - процесс всеобъемлющий, и Арцах по определению не может находиться вне него. Скорее всего, уже в самом ближайшем будущем начнется ужесточение, т.е. переформатирование переговорного процесса с целью его большего приближения к существующим военно-политическим реалиям. Переговорный процесс более не может быть полностью оторванным от реальности. Хочется надеяться, что сдвиги в политике заселения станут заметными еще до 2020 года, когда в Арцахе пройдут новые выборы исполнительной и законодательной власти.

В КАРВАЧАРЕ ЖИТЕЛИ РАССЧИТЫВАЮТ НА ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, прерванного здесь еще с 2007 года. От государственной помощи в виде раздачи стройматериалов на ремонт существующего жилого фонда следует переходить к доступному и всеобщему субсидированию жилищного строительства для молодых семей, многие из которых, даже будучи трудоустроенными, были вынуждены покинуть район из-за невозможности приобрести или хотя бы временно снять на месте отдельное жилье. Развитие инфраструктур требует большего количества населения для их обслуживания. Именно поэтому строительство жилья для новых поселенцев, возрождение заброшенных населенных пунктов и создание там новых административных общин - безотлагательная необходимость. Напомним, что Степанакерт заморозил процесс создания новых общин еще в 2005 году. В результате наиболее перспективная с точки зрения животноводства зона с десятками сел оказалась полностью заброшенной. Не надо забывать, что одни лишь карвачарские пастбища способны обеспечить производство мясомолочной продукции в региональных масштабах.

Дорожное строительство также является одной из важнейших задач. В Карвачаре все с нетерпением ждут открытия новой грунтовой дороги из Вардениса через Норабакский перевал. Девять лет назад по причинам, не имеющим отношения к государственным интересам, магистраль Варденис - Мартакерт была проведена через Соткский перевал. Данный участок дороги проходил через зону непосредственной досягаемости азербайджанской артиллерии и был проложен через осадочные породы, ввиду чего стабильность дорожного полотна всегда будет стоять под вопросом. Более того, райцентр Карвачар и основные села оказались вне основных коммуникационных линий, что никак не способствует их экономическому развитию. Только после апрельской войны 2016 года власти Арцаха осознали стратегическую важность дороги через Норабакский перевал, хотя работы почему-то начали только в этом году. Отличной новостью являются заверения правительства Арцаха о том, что до конца года будет заасфальтирована дорога от Гетавана до Атерка. Напомним, что Атерк является крупнейшим и важнейшим стратегическим населенным пунктом в зоне Сарсангского водохранилища, а дорога к нему находилась в столь плачевном состоянии, что попросту вызывала чувство стыда за собственное государство...

ВЫСКАЖУ ДОВОЛЬНО СМЕЛУЮ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ арцахского вопроса следует искать внутри армянских процессов. Арцах - суверенная и неделимая часть армянского государства. Сегодня дискурс о "низвержении конституционного строя" переместился в судебно-правовое поле, что можно только приветствовать. Однако любое политическое или правовое начинание будет извращено и обесценено, если станет применяться избирательно. С 1 декабря 1989 года Арцах в рамках внутриармянского законодательства стал частью Армении. Декларация о независимости 1990 года, которая, по вердикту Конституционного суда РА, является незыблемой основой конституционного строя, недвусмысленно констатирует, что нынешнее суверенное армянское государство было основано с полноправным участием арцахского армянства.

О том как, каким образом и с какими целями "миацум" в 1991 году был подменен и трансформирован в "независимость", надо говорить отдельно. Это стало первым и самым тяжелым ударом по основам конституционного строя и национального суверенитета. Но это никак не повлияло на тот юридически неоспоримый факт, что все арцахцы продолжают быть гражданами Армении. Именно поэтому любые разговоры об утверждении верховенства закона и восстановлении конституционного строя будут исключительно ущербными, если одними из первых не будут восстановлены попранные конституционные права арцахцев - граждан Армении на участие в общеармянских избирательных процессах. Попрание этого фундаментального права не может иметь и не имеет никаких оправданий.

В реальности Арцаху нужны лишь "миацум" и "верабнакецум"  (воссоединение и заселение). Все остальное приложится. На самом деле и то и другое - уже давно свершившийся факт, но, как и в случае с суверенной армянской государственностью, на сегодняшний день это лишь частично реализованные возможности. Нам остается трудиться и бороться за их все более полное и совершенное воплощение.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image