О РОЛИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРЕВНЫ АННЫ В КРЕЩЕНИИ И ХРИСТИАНИЗАЦИИ КИЕВСКОЙ РУСИ

15 сентября, 2018 - 13:26

Царевна Анна Византийская, брак которой с Великим князем Киевским Владимиром предопределил крещение Руси, происходила из Македонской  или Армянской  династии, правившей Византийской империей с 867 г. по 1056 г.

Македонской династия называется по родине своего основателя Василия I Македонянина. Македонская династия получила название Армянской, т.к. при этой династии  императоры, а также  многие представители военной элиты   и чиновничества имели армянское происхождение.


В правление императоров Македонской династии Византийская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. Культура и искусство Македонского периода до начала XI века получили у историков Византии название «македонского ренессанса».

В конце Х и начале XI века, т.е. в годы крещения и христианизации Киевской Руси  Ви-зантией правили братья Василий II Болгаробойца  (976–1025) и Константин VIII  (976–1028), сестра которых Византийская царевна, а впоследствии Великая княгиня Киевская Анна выполнила великую миссию по христианизации языческой Руси – прародины сегодняшних восточно-славянских народов (русских, украинцев и белорусов).

Отцом их был сын императора Константина VII Багрянородного Роман II, правивший с 1059 по 1063 гг., а матерью – ставшая императрицей, также армянка по происхождению, Феофано, которая  родилась в семье простого константинопольского трактирщика Кротира. Она отличалась удивительным сочетанием божественной красоты, незаурядного ума и порочности. Надо полагать, что именно благодаря этим качествам ей и удалось завоевать сердце наследника византийского престола.

Царевна Анна   –  порфирородная,  так как ее рождение произошло  в Порфире – особом помещении Константинопольского дворца, где появлялись на свет  лишь дети правящих императоров. Родилась она за 2 дня до смерти своего отца, 24-летнего императора Романа II. Он правил всего 4 года и, по слухам, был отравлен. Этот факт зафиксирован византийским историком Иоанном Скилицей, благодаря чему  стала известна точная дата рождения Анны - 13 марта 963 года. Поэтому 2018 год является юбилейным не только для крещения Руси (1030 лет), но и для царевны Анны (1055 лет).

После смерти Романа II последующими императорами в результате дворцовых интриг и заговоров стали полководец Никифор II Фока и Иоанн I Цимисхий  –  оба армянского происхождения. Первый, женился на матери Анны, императрице Феофано, однако через 6 лет был убит не без помощи императрицы, которая хотела возвести на престол своего любовника  племянника Никифора –  Иоанна I Цимисхия, Однако Цимисхий на Феофано не женился, так как это ему было  запрещено церковной властью  а вероломно выслал ее сначала на один из затерянных в Мраморном море Принцевых островов, а затем в отдаленный армянский монастырь. При этом Цимисхий прославил империю победами над арабами, финикийцами,  русами и  болгарами. И только после его смерти  в 976 году, когда повзрослевшие ее сыновья Василий II и Константин VIII были провозглашены императорами-соправителями, она вернулась в  Константинополь.

Описанные события в полной мере характеризуют нравы, царившие в те времена в семьях правителей европейских дворов.         

В это время Византия среди европейских государств занимала главенствующее место, а царевна Анна из-за своей исключительной  красоты и образованности превратилась в завидную невесту. Вследствие этого породниться с ними стремились все европейские короли  –  ее руки добивались наследник Римской империи, сын французского короля и болгарский князь. На нее обратил внимание также Великий князь Киевский Владимир, желавший возвысить Киевскую  Русь.

Зная о печальном опыте своей бабушки Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть в зависимость от Византии, он задумал войти в семью византийских императоров, стать равным им путем женитьбы на их сестре – царевне Анне. И потому решил посвататься к ней.

Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: и по происхождению, и по образованности, и по воспитанию. Ведь она выросла в культурной столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому же она сама и многие поколения ее предков были христианами, а Владимир – язычником.

И тут произошло историческое событие, способствующее осуществлению планов князя Владимира. Против византийских  соправителей – Василия и Константина восстал Варда Фока, объявивший  себя императором, и предпринял поход  на Константинополь. При этом Варда Фока – тоже армянин, но с каппадокийскими корнями, был  племянником Никифора Фоки, любовника, затем мужа Феофано – матери императоров и Анны.

Варда Фока захватил почти всю Малую Азию. Особенно критически сложилась ситуация в  сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделенному Босфор-ским проливом от Константинополя. Возникла угроза захвата столицы. Поскольку соб-ственных сил у Василия и Константина было мало, они обратились за военной помощью к соседним странам. Одним из первых откликнулся Владимир, заинтересованный в сближении с византийскими императорами. Войско русов под предводительством Владимира разгромило мятежников под Хрисополем, и  Варда ушел вглубь  Малой Азии собирать новую армию.

Окончательно Варда Фока был разбит 13 апреля  989 г. в битве у Авидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, которому  согласно своему обещанию после женитьбы на царевне Анне  киевский князь Владимир послал на помощь 6-тысячное войско, сыгравшее решающую роль в этом сражении. 
В этой битве Варда Фока погиб.

Разумеется, Владимир знал, что Ольга приняла христианство. Он понимал, что нужен единый для всех бог, так как тогда и на Руси было много племен и народностей.  Очень важным стимулом отказаться от язычества было то, что правители других государств не признавали князя идолопоклонника за равного.

Князь Владимир обещал Византии  выставить дружину в 6000 разноплеменных воинов. Но за свою помощь  потребовал руку царевны Анны. В 987 г. начались переговоры, после которых был подписан договор о том, что сначала русский князь примет крещение, затем получит руку Анны,  женится на ней по христианскому обряду и сразу же окажет военную помощь новым родственникам в борьбе с мятежниками.

Но братья не спешили исполнить обещанное. Брак с варваром-иноземцем был неслыханным  унижением для Анны. Она всячески противилась этому браку. Конечно, он был нежелателен  и для ее братьев. Ведь жених –  язычник, варвар,  Они тянули, как могли,  даже хотели послать другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую красавицу Анну. Не понять подобное поведение византийской стороны невозможно, так как нравы, царящие в языческом обществе Киевской Руси, а именно, многочисленные, исчисляемые  сотнями наложницы правителя, многоженство, его многочисленные дети – все это  воспринималось как должное, как признак сильной власти.  

Князь Владимир подозревая, византийцев в обмане, в этот критический момент действовал решительно и быстро – большая русская рать двинулась на Херсонес  (Корсунь) – византийское владение в Крыму (на  территории современного Севастополя), осадила и захватила его, после чего  он стал  угрожать  последующими военными действиями – походом на  Константинополь.                                                                                                                               

Императоры  решили не портить отношения с Владимиром, тем более что он был согласен принять их веру, и снова стали уговаривать свою сестру согласиться.

В древнейших летописях достаточно подробно описано, как осаждал Владимир Херсонес, как вел новые переговоры с императорами о скорейшем прибытии царевны. В них подчеркнуто, что сначала Анна категорически отказывалась выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в плену. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет и своих родственников от жестокого врага.

По версии летописей, Анна примирилась с миссионерской судьбой, принося себя в жертву высоким целям и не надеясь обрести счастье в чужой стране, что  характеризует ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину.

Все последующие события происходили летом 988 года. Начались приготовления к крещению Владимира и свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившим его в императорское семейство. Таким образом, путем женитьбы  на царевне Анне князю Владимиру удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви.

Свадебная флотилия из трех кораблей была отправлена в Херсонес. На борту помимо Анны находились священники, которые должны были произвести обряд крещения. Князь Владимир лично встретил невесту и был поражен ее красотою. Жених также произвел на царевну приятное впечатление.

В Главном храме  Херсонеса византийские священники-армяне крестили великого князя и      нарекли его новым именем Василий. Существует легенда, что Владимир, страдавший до этого болезнью глаз и плохо видящий, сразу после обряда крещения прозрел, и, вдох- новившись Божьей благодатью, велел тут же креститься своей дружине и сопровождаю   щим его боярам.

Там же состоялось венчание 33-летнего Владимира и 25-летней Анны по всем канонам  христианства также византийскими  священниками-армянами.  

Вернувшись с молодой женой в Киев,  Владимир тут же крестил  своих сыновей в источнике, который получил название Крещатик. А 1 августа князь крестил киевлян, созвав всех жителей города  на берег Днепра и приказал разрушить все языческие символы.  

Любопытны следующие факты. После крещения и венчания Владимир вернул императорам Василию II  и Константину VIII все их подарки к свадьбе, сказав, что ему достаточно самого ценного из даров – прекрасной Анны. Более того, вернул Византии завоеванный им город Херсонес и передал 6000 русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Бамберд и использовались императорами для борьбы с внешними и внутренними врагами. А в память о крещении князь   заложил в Херсонесе храм во имя святого  Иоанна Предтечи.

Ближе к осени началось крещение и в других городах Киевской Руси. При этом жгли и рушили языческих идолов,  для крещения иногда даже силой сгоняли людей в реки. «Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной сделали из рас-путного Владимира примерного семьянина  – он отказался от всех своих языческих жён и наложниц и провозгласил Анну единственной супругой, дарованной Богом. 

Став смиренным христианином, даже смертную казнь решил отменить. Думал, что если Христос сказал «Не убий», то нельзя казнить даже разбойников. А пока Владимир размышлял над этим вопросом, разбойников развелось сверх меры. И только после того, как священники убедили его в необходимости борьбы с ними, в стране был наведен порядок. Князь заботился о бедных, вдовах и сиротах, нередко отправлял простым людям угощенья со своего стола, и потому народ любил Владимира и называл его «Красно Солнышко».

Анна Романовна, несомненно, выполнила завет братьев-императоров. Став Великой княгиней Киевской, Анна занялась распространением христианства и возведением церквей на Руси. Первым заложенным ею храмом стала церковь Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), созданная по образу и подобию любимой Анной Фаросской церкви в Константинополе. Источники сообщают, что Анна «построила многие церкви в стране русов». Строительством церквей занималась, в основном, она, так как князь Владимир был занят строительством оборонительных сооружений, и потому часто и подолгу  бывал в походах.  Они свидетельствуют также о ее щедрых пожертвованиях в ризницу Десятинной церкви. Благодаря ей в церковный обиход было введено ежегодное пышное празднование Успения  Пресвятой Богородицы, которое стало любимым народным праздником. По совету супруги князь Владимир приобрел на горе Афон скит для русских православных монахов.

Княгиня Анна стала первой просветительницей Руси. Имеются записи об участии Анны в государственной жизни: она была соавтором Владимира в составлении церковного Устава-судебника, при этом привезенный ею церковный устав «Номоканон» был заложен в основу устава  русской церкви. Она лично принимала иностранных послов. Ею были созданы специальные учебные заведения для обучения местных священнослужителей. Окружавшие  ее представители  духовенства  обучали  русских людей  основам христианской  религии.  Привезенные царевной  иконы, церковная  утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли  в только что отстроенные церкви по всем городам. И, что несомненно, следует отметить, вместе с Анной  в  Киев прибыло  много армян и греков: воинов, ремесленников, строителей, лекарей. Сама Анна  занималась  просветительской деятельностью  в  великокняжеской семье и среди знати. Благодаря Анне духом христианства прониклись сыновья Владимира и стали активно внедрять его среди своих поданных. Даже бывшие жены киевского правителя превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда, которая  основала первый женский монастырь на Руси, приняв в нем постриг и, следуя примеру Анны, занялась христианизацией Руси.  

Княгиня Анна умерла в 1021/1022 г. Она была замужем за князем Владимиром 22 года. После ее смерти Владимир заказал камнерезам-армянам из Византии роскошный мраморный саркофаг, украшенный красивой резьбой. Такой чести – захоронения внутри церкви не удостаивались в Византии даже императоры (их хоронили вне церкви). Только в странах Западной Европы существовал обычай устанавливать гробницы правителей внутри храмов. И хотя после смерти царевны князь Владимир вновь женился, но похоронить себя велел рядом с Анной в Десятинной церкви.

Относительно совместных детей Владимира и Анны мнения историков разделились. Лично у нас вопрос – являются  ли первые христианские святые убиенные  Борис и Глеб их общими детьми, на основании изученной литературы, не вызывает сомнений. При этом считаем нужным отметить, что даже в обратном случае,  поскольку   бездетность, как правило, является причиной раннего распада семей, это тем более говорит в пользу семейного союза этих двух великих личностей и свидетельствует о большой любви, связывавшей их. И можем предположить, что Владимир любил ее не только за природную красоту, но  и за недюжинный ум и христианскую кротость.

Но она сама и все ее заслуги были очень быстро забыты не только историей и  в народе,  но и представителями церкви. Не только во время нашествия Батыя была утрачена ее гробница, но и забылась ее миссионерская деятельность, она мало была описана в древнейших летописях или каких-либо письменных памятниках. Как нам представляется,  причина забвения деяний женщины-иностранки,  сыгравшей большую роль в крещении Руси и распространении христианской культуры и идеалов на ее территории, заключается в том, чтобы  показать, что князь Владимир крестил и христианизировал Русь единолично  без какого-либо участия византийцев – греков и армян, и это для того чтобы не попасть в зависимость от константинопольского патриархата. Возможно, этим объясняется тот факт, что именно в русских летописях об Анне содержится очень мало сведений.

Примечательно, что Анну в русских летописях называют греческой царевной, что соот-ветствует ее византийству, а не этнической принадлежности. И потому еще раз подчерк-нем, что Анна и ее братья – императоры Византии – были армянами, и в Херсонесе ее сопровождали священники-армяне, и в приехавшей с нею свите  также в большинстве были армяне, что существенно увеличило число проживавших в Киеве армян.

При этом напомним, что Византия была многонациональным государством и вторым по численности и значимости народом в ней после греков были армяне.  

При всех несомненных достоинствах, которыми обладала Анна Романовна, как уже было отмечено,  в русских летописях о ней содержится очень мало сведений, больше в визан-тийских и арабских хрониках. И в византийских источниках не очень много сведений об Анне, поскольку главная ее деятельность осуществлялась на Руси. Однако это не означает, что их совсем нет. Они есть в количестве, достаточном  для оценки деятельности Византийской царевны и Великой княгини Киевской Анны, о которой  сообщают имеющиеся русские и восточные источники (летописи, различные редакции «Жития  князя Владимира», Яхъя Антиохий-ский, Абу-Шоджа ал-Рудравери, Ибн ал-Асир; Скилица; Титмар Мерзебургский и др.).

Брак князя Владимира и царевны Анны оказался судьбоносным. Он сыграл исключительную роль в истории Руси и оказал существенное влияние на историю Византии. Правильный политический выбор и неукоснительное следование ему, проявленные  князем Владимиром, а также  активная миссионерская деятельность Анны Византийской,  сыгравшая большую роль  в крещении и христианизации Киевской Руси позволили обособить Русь, уберечь её от влияния римско-католической церкви, отойти от магометанской и языческой Азии, сблизить ее с христианской Европой, что и предопределило особый православный путь России. И, более того, родственные связи с константинопольским двором позволили сохранить суверенность Киевской Руси и ее церкви – избежать подчинения церкви Киевской Руси константинопольскому патриарху.

Кроме того,  если быть справедливыми, то имевший место  неоспоримый подъем Византийской империи в эпоху Македонской, или Армянской династии, когда ее армии одерживали триумфальные победы, ее миссионеры распространяли христианство среди южных славян, ее ученые возродили греческую ученость и тем самым обеспечили  сохранение ее литературы, подтверждает существенный вклад армян в мировую       цивилизацию наряду с достижениями Древней Армении, включающими факт ее первохристианства – принятия ею первой в мире в 301 году христианства в качестве государственной религии. 

И, наконец,  описанная нами история крещения и христианизации России явно свидетельствует об  отсутствии справедливости в отношении личности, посвятившей всю свою жизнь успешному распространению нового прогрессивного верования в Древней Руси. Все заслуги Византийской царевны и Великой княгини Киевской Анны преданы забвению. Канонизированы члены ее семьи – Владимир, Ольга, Борис и Глеб. При этом по непонятной причине её среди них нет. Хотя старинное народное предание гласит, что она после своей кончины была причислена к лику святых, почиталась как святая, очень любимая народом,  чем и пытались объяснить ее захоронение внутри самой Десятинной церкви.

Не пора ли исправить  допущенную в ее отношении историческую несправедливость, и хотя бы через 1000 лет воздать должное ее богоугодной деятельности, причислив ее к лику святых, так как она, как и все святые – члены ее семьи, своими деяниями во имя Христа и во имя России, безусловно, того заслуживает.

Использованные источники:

1. Диль Шарль – Расцвет империи при Македонской династии (867-1056)//История Византийской империи, С. 91-98.

2. Морозова Л.Е. – Византийская принцесса Анна Романовна // Великие и неизвестные женщины Древней Руси - http://www. rumagic.com/ru_zar/filimonova/o/j75.html

3. Карпов А.Ю.– Анна жена киевского князя Владимира Святого // Владимир Святой, С. 102-110.

4. Надежда Никитенко – Византийская царевна Анна оказала колоссальное влияние на судьбу Киевской Руси – last 24/info, 29.05.2011. http://last24.info/read/2011/05/29/1/9255

5. Ирина Гаюк – Армянские корни царевны Анны сомнения не вызывают – Panorama»am, 9.03.2011 http://www.panorama.am/ru/society/2011/03/09/analitika/

6. Олесь Бузина – Авторский сайт-сообщество «Истории от Олеся Бузины» – Битва за Анну и другие подвиги князя Владимира – 21.12.2013. http://www.buzina.org/publications/1145-bitva-za-annu.html

7. Анна Новгородцева – Борис и Глеб – первые русские святые – Загадки истории (даты нет). 2.11asecose.am http://zagadki-istorii.ru/rassledovanie-41.html

8. Екатерина Чельцова – Анна Византийская – Взгляд в прошлое, 17 марта 2014 года. http://historical.ucoz.net/news/anna_vizantijskaja/2014-03-17-4

9. Ромен Тер-Газарян –   Армянская принцесса Анна родила русских святых – Бориса и Глеба // Армяне на византийском престоле, М. 2002 –asecose.am, 2.11.2015 http://asekose.am/ru_RU/news/20/203908-armanskaa-princessa-anna-rodila-p...

10. Б.В. Арцруни, А.С. Василенко –   Почему армянское присутствие в Византии умалчивается – Novostnik, 28.08.2015. http://novostink.ru/mir/120866-pochemu-armyanskoe-prisutstvie-v-vizantii...

11. Лия Аветисян – Армяне и Киев, Еркрамас, 20.08.15. http://www.yerkramas.org/article/95023/armyane-i-kiev?_utl_t=fb

12. Александр Ерканян – Армянская царевна Анна – крестительница Киевской Руси http://russia-armenia.info/node/20359

13. Александр Ерканян – Памятник крестителям Руси Владимиру и Анне стал бы лучшим символом армяно-русской дружбы – russia-armenia.info, 18.12.2016. http://russia-armenia.info/node/34183

14. «Северное сияние» (Юсисапайл) – Листая Северное сияние: Крещение Руси – Буденовск.орг., 03.08.2011.http://budennovsk.org/?p=249&post=145579154_416

15. Армяно-византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси – Maxpark, 3.11.2012.http://maxpark.com/community/4797/content/1639402

16. Материалы доклада Г.Х. Гарибян-Рштуни на Научно-практической конференции «Тысячелетняя духовно-нравственная традиция древней Руси и Современной России», приуроченной к  1030-летию крещения Руси.

  Подготовили: Сукиасян А.Н., Ерканян А.Л.

Ваша оценка материала: 
Average: 5 (3 votes)

Комментарии

Есть разные сведения относительно года рождения Владимира. Одни источники сообщают, что достоверно неизвестен год и дата рождения крестителя Руси. В других материалах приводят приблизительную дату около 960 года . Но, 955 год, впервые встречаю.

Есть разные сведения относительно года рождения Владимира. Одни источники сообщают, что достоверно неизвестен год и дата рождения крестителя Руси. В других материалах приводят приблизительную дату около 960 года . Но, 955 год, впервые встречаю.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.