История успеха и падения: Микаэл Арамянц — нефтепромышленник, меценат и покровитель искусства

17 сентября, 2018 - 19:57

На левом берегу реки Дебед, в окружении густых лесов расположился город Ахтала, главная достопримечательность которого — основанный в X веке монастырь-крепость Пгндзаанк (Ахтала). Здесь Сергей Параджанов снимал некоторые эпизоды своего фильма «Цвет граната».

Еще одно достойное внимания место на карте города и его окрестностей — построенный в 1905 году и словно воплотившийся со страниц сказочной истории замок мецената и нефтепромышленника Микаэла Арамянца, друга и компаньона Александра Манташева.

Армянский нефтяной магнат, промышленник, финансист и меценат Микаэл Овсепович Арамянц родом из арцахского села Кятук. Он родился 4 мая 1843 года в семье сельского старосты.

Первым местом работы Микаэла была ковроткаческая мануфактура в Шуши, где он служил помощником торговца. По делам он часто ездил в Тебриз (Персия). В одну из таких поездок произошла его встреча с Александром Манташевым. В дальнейшем их дружба сыграет важную роль в становлении и развитии нефтепромышленности в Закавказье.

Вскоре, по возвращении в Шуши, Арамянц стал управляющим шушинской мануфактурной фирмы Ованеса Хубларяна, а, заработав 3 000 рублей, в 1871 году перебрался в Тифлис и стал посредником в торговле шелком и сахаром. Дела шли так успешно, что уже в 1876 году его капитал составил более миллиона рублей.

Однако вскоре на смену успеху пришла череда неудач: Микаэл Арамянц оказался на грани банкротства. С началом Русско-турецкой войны подвели партнеры, и в очень короткий срок из миллионного состояния уцелело лишь 7 000 рублей. Арамянц решил не сдаваться. Пойдя на риск, он вложил в бизнес последние средства. Риск оправдал себя — дела пошли на лад, но масштабы все же отличались от прежних. В 1884 году Арамянц с семьей переехал в Баку. Поначалу он занимался торговлей сахаром, но постепенно стал интересоваться нефтяной промышленностью и вскоре вместе с тремя партнерами создал нефтяную компанию со стартовым капиталом в 200 000 рублей.

Спустя четырнадцать лет Микаэл Арамянц продал свою долю в компании за 10 000 000 рублей. Ведь такой успех в бизнесе был результатом постоянных поисков и рискованных начинаний. Амбициозные проекты требовали крупных финансовых вложений. Одним из таких проектов было строительство нефтепровода Баку – Батуми. Арамянц обратился к своему старому другу Александру Манташеву — крупнейшему акционеру и вице-председателю Коммерческого банка в Тифлисе. Тот давно искал удобного случая внедриться в нефтяной бизнес, но дал весьма витееватый ответ:

— Эх, Микэл-джан, не пойму я твоего дела, но так и быть, ради тебя выброшу 50 000 в Каспийское море.

Так Манташев стал одним из акционеров нефтяной компании. Более того, со временем он стал вытеснять из бизнеса своих компаньонов и выкупать у них акции. Дело дошло и до Арамянца, и тогда единственный раз в жизни богатейшие бизнесмены Кавказа поругались, правда, ненадолго. Спор разрешился просто.

— Не делай этого, Александр. Не забывай, что попал в Баку благодаря мне.

Манташев задумался и ответил:

— И вправду, Микел-джан…

Арамянц продал свой бизнес только спустя годы. А затем переехал в Тифлис.

За Микаэлом Арамянцем закрепилась слава добродушного и щедрого человека. Он много жертвовал на благо родной страны. На средства Арамянца в Армении были восстановлены армянские церкви, построены улицы, дома для беженцев из Западной Армении, оросительные каналы.

Микаэл Арамянц был одним из попечителей и покровителей Нерсисяновской школы-семинарии в Тифлисе. Как и Александр Манташев, он заботился о национальных кадрах, оплачивая обучение молодежи в российских и зарубежных высших учебных заведениях.

Меценат Арамянц построил знаменитую в Тифлисе «Больницу Арамянц» (в настоящее время — Клиническая больница № 1). В ней разместили терапевтическое отделение на 75 коек. По постройке и оборудованию больница являлась последним словом науки. Микаэл Овсепович лично привез из Европы рентгеновский аппарат — диковинку в Российской империи. Это была одна из первых больниц в мире, где бесплатно не только обследовали и лечили, но и оперировали. Зарплату медицинскому персоналу щедрый благотворитель платил из своего кармана.

Арамянц также жертвовал немалые средства на издательское дело. В Тифлисе он открыл типографию «Эсперанто», в которой печатались произведения армянских писателей — совершенно бесплатно.

Самое деятельное участие Арамянц принимал и в организации и работе Армянского этнографического общества. По его приглашению в состав общества вошли выдающиеся ученые — историки и этнографы. Армянский миллионер финансировал все раскопки известного археолога Николая Марра, в частности, на территории древней армянской столицы Ани. Он вкладывал крупные суммы для ведения археологических раскопок и сбора этнографических материалов.

Микаэл Арамянц финансировал строительство нескольких зданий в Тифлисе. Самое крупное из них — гостиница «Мажестик», ныне «Тбилиси-Мариотт», которая является одним из самых роскошных зданий не только в Тбилиси, но и на Кавказе. Архитектором гостиницы был известный в свое время Габриэл Тер-Микелов (позже заслуженный архитектор СССР и Грузинской ССР). Чтобы угодить взыскательному вкусу Арамянца, он несколько лет путешествовал по Европе, изучая современные архитектурные проекты, и только потом построил чудо-гостиницу, которую Микаэл Овсепович назвал «Мажестик» (англ. волшебный; грандиозный).

В Армении из наследия Микаэла Арамянца сохранилось изящное здание в Ахтале (Лорийская область). Однажды, отдыхая в Швейцарии, Микаэл Овсепович увидел прекрасный замок. Впечатление было настолько сильным, что он решил построить себе такой же. Арамянц отправил в Европу знаменитого армянского архитектора Бузоглы, который в 1905 году в Ахталинском имении Арамянца и построил этот чудесный дом.

Дом был изысканно украшен как снаружи, так и внутри. Мебель была заказана в Европе, вокруг замка высадили ценные декоративные растения. Из Японии привезли калифорнийские сосны (кипарисы) — по некоторым данным, за эти саженцы было заплачено золотом.

В особняке Арамянца часто и подолгу отдыхали Ованес Туманян, Александр Ширванзаде, Геворг Башинджагян, Хримян Айрик, Федор Шаляпин, Александр Межиров. В доме проходили литературные и художественные вечера.

Многое сделал Микаэл Арамянц для местных жителей: были построены мельницы, открыты артели, основаны фермы, для детей рабочих Ахталинских рудников была открыта школа.

В 2016 году особняк Микаэла Арамянца в Ахтале был включен в государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры.

После революции жизнь Микаэла Арамянца изменила свою траекторию. Он был лишен всего своего состояния. Старожилы Тбилиси вспоминали, что после установления советской власти полуголодный миллионер подолгу сидел под стенами гостиницы, строительство которой обошлось ему в пять миллионов рублей, и бормотал: «Какие были времена!»

Свою смерть благодетель и талантливый предприниматель Микаэл Арамянц встретил в ночь с 18 на 19 декабря 1922 года, лишенный всего, в подвале своего большого конфискованного дома. Похороны состоялись на армянском кладбище Ходживанк. Спустя годы, когда на месте кладбища проложили парк, могила Почетного гражданина Тифлиса Микаэла Арамянца, столько сделавшего для города и людей, была сравнена с землей.

24 октября 2013 года по инициативе посольства Армении в Грузии и при поддержке мэрии Тбилиси на ул. Мачабели, 6 (бывшая Сергиевская), где жил меценат, была открыта мемориальная доска.

Источники:

1. Ваге Антанесян. Созидатель жизни ǁ Журнал «Ереван». —  2011. — Апрель.

2. Ирина Аброян. Человек и дом провозглашенной республики ǁ ra.am.

3. Наира Варданян. Наследие Микаэла Арамянца ǁ golosarmenii.am.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image