Забытый потомками Атамян: как константинопольский армянин предвосхитил соцреалистов
Шарль (Гарабед) Атамян был не из тех художников, которые сразу садятся за мольберт и выдают холсты с разной периодичностью. Сначала он попробовал себя в разных жанрах изобразительного искусства, и у него получалось везде. Признание пришло потом, но оно должно быть шире, потому что творчество Атамяна достойно большего внимания.
Роспись фарфоровых изделий, иллюстрации книг, картины – все, что досталось нам в наследство от Шарля (Гарабеда) Атамяна должно было удостоиться большего внимания. Манера этого художника неброская: с первого взгляда его полотна не цепляют, не задевают, неброские внешне. Но возвращаешься к ним и на второй раз, быть может и позже, оцениваешь по достоинству эти пейзажи, людские фигуры и портреты.
Многие говорят, что Атамян предвосхитил манеру соцреалистов-живописцев 1950-1960 годов. Ну, помните же, эти картины с бегающими, занимающимися физкультурой и позирующими всякими разными способами пионерами и комсомольцами. Эти полотна обычно назывались "Утро в деревне" или "Школа на пляже" — вот и первое впечатление от ряда картин Гарабеда остается схожее.
Зато потом, если дашь себе труд взглянуть на них еще раз, понимаешь всю разницу – она в присутствии лирики, в мягкой цветовой гамме, в естественности лиц, на которых не отпечаталось напряжение от выполнения комсомольского задания по позированию художнику.
Отец Гарабеда, Мкртич, константинопольский ювелир и немного музыкант, вольно или невольно воспитывал сына в атмосфере скорее творческой, нежели прозаической. Сын, родившийся 18 сентября 1872 года, походил в школу в Галате, в европейской части Константинополя, потом немного во французскую, а затем отправился на остров Сан-Лазаро у Венеции, уже в армянскую школу.
Академия изящных искусств во Флоренции стала следующим этапом, но Гарабед в ней не доучился и вернулся в Константинополь расписывать фарфоровые тарелки на местном заводе. Аккурат тогда началась резня армян времен Абдула Гаммида. Из-за неопределенного положения в столице и стране, его произведения широкой известности не получили, зато через несколько десятилетий продавались за внушительные суммы на аукционах.
Разочарованный Гарабед уехал в Париж, где стал иллюстрировать книги французских классиков и современных писателей. Заработав на холсты и качественные краски, обзавелся мастерской и стал писать почти исключительно картины. Уезжал на лето в Вандею, к морю, – отсюда множество картин с "пляжной тематикой".
Последняя его картина датирована 1941 годом: он, видимо, перестал писать после смерти жены, да и сам не на шутку разболелся, пережив супругу лишь на шесть лет. Картины Атамяна разошлись по всему миру, около полусотни холстов внучка художника подарила коммуне в Вандее, где три десятилетия он отдыхал у моря.
Об этом замечательном художнике в Армении, судя по всему, известно мало – незаслуженно мало. Во Франции издана одна книга, рассказывающая в числе прочих и о Гарабеде Атамяне – в основном, словами современников, знакомых, подчас случайных, соседей по летнему отдыху.
"Он выходил по утрам с мольбертом и садился на самой кромке пляжа, желая быть по возможности незамеченным. Его интересовали люди в их естественных движениях, не знающие о том, что их пытаются запечатлеть. Если кто-то замечал и начинал даже исподволь позировать, Шарль мгновенно терял к нему интерес и переключался на детей, всегда непосредственных и еще не знающих фальши", — это одна из характеристик манеры работы художника от соседки по даче.
В ряду замечательных армянских живописцев Шарль Атамян когда-нибудь займет достойное место. Его неброские, тихие, но очень лиричные и написанные с безупречным вкусом картины находятся во многих престижных коллекциях. Надо бы и нам постараться не обойти его вниманием.
Добавить комментарий