В Армении сохранили азербайджанское кладбище и монумент в память об участниках Второй мировой войны

27 сентября, 2018 - 19:16

60-летний житель Капана Эдуард Мовсисян — своеобразный хранитель азербайджанского кладбища в поселке Шгаршик. Он следит за тем, чтобы ограду на кладбище не сломали, животные сюда не заходили, а могильные плиты оставались неповрежденными.

Шгаршик, что находится в 320 километрах от Еревана, сейчас входит в административную территорию города Капана — районного центра Сюникской области. Когда-то сегодняшняя окраина Капана была населена азербайджанцами, которые покинули здешние места после того, как разгорелся карабахский конфликт. Бывшие и нынешние жители квартала никогда не видели друг друга. Около 50-60 здешних домов принадлежали азербайджанцам, которые оставили Шгаршик в 1988-89 годах, а в 1990-м здесь обосновались семьи армянских беженцев из Сумгаита и Баку. 

18 лет назад Эдуард приобрел свой дом в Шгаршике вместе с прилегающим земельным участком, расположенным рядом с азербайджанским кладбищем. 

Само кладбище и надгробия сохранились в целостности, трава по большей части скошена, и лишь самые труднопроходимые участки заросли кустарником и акацией.

“Могила, что стояла недалеко от дома, была огорожена, вот и я стал приглядывать за этим участком. Подстригал траву, собирал хворост, чтобы сжечь зимой. Однажды мы очистили кладбище от заросших деревьев и кустарников, но те разрослись еще больше и стали настоящей головной болью”, — рассказывает Эдуард.

“Я не знаю, чьи это могилы, никто пока не приходил их навестить. Я христианин, моя рука никогда не поднимется уничтожить чужие могилы. Если родственники умерших однажды решат навестить их могилы, я не буду возражать, даже угощу их кофе, и если окажутся хорошими людьми, отдам им ключи от своего дома, пусть поживут здесь пару дней”, — говорит Эдуард, добавляя, что кладбище останется невредимым, пока его дом стоит рядом.

Сам Эдуард не является беженцем и, будучи единственным кормильцем своей семьи из семи человек, водит такси, чтобы заработать на жизнь.

Он живет в Капане, но приезжает сюда несколько раз в неделю, чтобы поливать сад и собрать урожай. В отсутствие хозяина за домом и прилегающим участком следит его  пес по кличке Чало.

Азербайджанцы стали покидать Шгаршик и другие поселения Капанского района в 1988-м, когда напряжение между двумя народами стало нарастать по мере развития карабахского конфликта.

Шгаршик, некогда имевший статус деревни и носивший название Шек, в 1990 году приютил сорок семей армянских беженцев.

Сегодня здесь живут 200 человек, и только в 10 из 46 домов принадлежат семьям беженцев, остальные переехали сюда из разных районов города Капана.

Шаен Бабаянц, уполномоченный представитель квартала Шгаршик Капанской общины, является одним из первых его жителей. Бабаянц родился и вырос в Баку. 

“У нас в классе было 35 учеников, из которых 20 были армянами. Мы дружили с азербайджанцами, тогда никто не делал никаких различий между армянами и азербайджанцами. Мои одноклассники из Азербайджана сейчас живут в Америке и России. Когда в 2001 году я поехал в Бостон, чтобы пройти курс обучения, встретился там со своим одноклассником Назимом, вспомнили былые времена”, — рассказывает Бабаянц.

По его словам, им пришлось долго стучаться в двери разных чиновников с письменным прошением, подписанным беженцами, прежде чем их семьям, наконец, предоставили эти дома по праву собственности. 

“В 1993 году эти дома с прилегающими земельными участками были безвозмездно предоставлены живущим в них беженцам на основании соответствующего решения правительства”, — констатирует Бабаянц. 

Другой житель квартала, 51-летний Артур Абрамян, в 1989-м был вынужден покинуть трехкомнатную квартиру в Баку со всеми удобствами и обосноваться здесь, в одноэтажном доме с полуразрушенными стенами и отсутствием элементарных условий.

С каждым днем их обветшалый дом все больше разваливается. Комната, которая когда-то служила спальней, давно пришла в негодность.  

“Никогда бы не подумала, что однажды нам придется жить в таких условиях. В доме изначально не было ванной комнаты и туалета, о каких еще нормальных бытовых условиях может идти речь? Государственная поддержка отсутствует, кто как может, так и перебивается. Несколько лет назад на деньги, полученные от «Оксфама», мы сделали небольшую пристройку, получили несколько голов скота и саженцы плодовых деревьев, зажили кое-как”, — рассказывает Раиса Абрамян, которая мечтала стать художником-дизайнером, когда в 16 лет вместе с семьей бежала в Армению из азербайджанского города Сумгаита.

Британская благотворительная организация «Оксфам» реализовала ряд гуманитарных проектов в поселке. В 1996-м именно благодаря одному из таких проектов Шгаршик удалось обеспечить питьевой водой.

Безработица все еще остается важнейшей проблемой здесь, как и во всем Капанском районе.

“Мы встаем в пять утра, чтобы пойти в лес, собрать разную зелень, ежевику, кизил и успеть в город до восьми утра, чтобы все это продать. Еле перебиваемся изо дня в день, никак не можем что-то отложить на зиму”, — рассказывает Артур Абрамян.

Азербайджанцы, что жили здесь до этого, в основном занимались скотоводством.

“Мы пробовали держать скот, но они все передохли от змеиных укусов, здесь много змей…”, — добавляет глава семейства, которому никак не удается найти подходящую работу, чтобы суметь прокормить семью.

“В нескольких местах устроился работать сторожем, но того, что я получал, не хватало даже на минимальные нужды», — говорит Абрамян.

В отличие от него, Шаен Бабаянц, финансист по специальности, стал активно продвигаться по карьерной лестнице в Армении. Он также получил медицинское и юридическое образование и теперь работает в Капанском муниципалитете, где является ответственным по вопросам безопасности.

Бабаянц попутно возглавляет федерацию каратэ Сюникской области, а с 2004 года занимает пост директора Фонда здравоохранения Сюника.

По его словам, когда его семья только обосновалась здесь, в этом районе было много азербайджанских могил.

“В годы войны в Арцахе десятки надгробий были уничтожены из-за бомбардировок. А мы собрались со всеми жителями поселка и решили сохранить около десятка уцелевших могил, хотя знали, что армянские могилы в Азербайджане уничтожили”. 

В центре Шгаршика также уцелел монумент, посвященный азербайджанским солдатам, погибшим во время Второй мировой войны. На памятнике русским языком выгравированы имена и фамилии около трех десятков азербайджанцев – жителей села, погибших на фронте в те годы. 

В области сохранилось всего три памятника, посвященных памяти азербайджанцев, погибших во Второй мировой войне, – в Шгаршике, в селе Аревис Сисианского район и в деревне Легваз Мегрийского района, рассказывает Арам Давтян, начальник сюникской областной службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image