Ашот Устян: Стараемся не допустить, чтобы между народами черная кошка пробежала

29 сентября, 2018 - 16:01

«Вот, памятник русско-армянской дружбе… 2003 год. Этот Хачкар – символ армянства. Единственный вид изобразительного искусства, свойственный только армянскому народу – резьба по камню», — рассказывает и показывает Ашот Енофович Устян, представитель армянской диаспоры в Туле, кандидат физико-математических наук, профессор. С Ашотом Енофовичем корреспондент РИА «SM—News» поговорил о деятельности регионального отделения «Союза армян России», многовековой дружбе между народами. Встреча состоялась в сквере русско-армянской дружбы у здания тульского областного суда, построенного армянской диаспорой.

— Устанавливается в местах, памятных для армянского народа. Этот сквер не был таким памятным местом, но стал потом близким сердцу каждого армянина. Хачкар устанавливают во многих местах. Например, государственных границах, кладбищах… Если проще сказать, армяне через хачкары разговаривают с богом. Еще Байрон в свое время говорил: «Я выучил язык армян <…> язык богов».

— Когда мы говорим об армянской диаспоре в Туле, правильно я понимаю, что представлена она филиалом «Союза армян России»?

— Да. Сначала у нас был армянский культурный центр, а потом образовались «Союз армян России», тульское региональное отделение «САР». В общем-то тема наша с вами русско-армянской дружбы… Вот как армянская диаспора это поддерживает? Всегда в основе нашей деятельности мы руководствуемся высказываниями великих классиков армянской литературы, известных людей, которые во все времена призывали к дружбе армян с русскими. Еще в 1912 году классик армянской литературы Ованес Туманян писал, что если рассмотреть все вражеское окружение армянского народа, то от кого [армяне] получали помощь – это только от России. Вообще, он был гуманистом, призывал к великой дружбе между народами, признавался, что именно помощь России спасла армянский народ от уничтожения. Все классики армянской литературы во все времена призывали к дружбе. Даже классик Аветик Исаакян писал в дневнике, что прольет кровь за Россию, чтобы защитить армянский народ от уничтожения.

«Я пролью свою кровь под знаменами России и спасу свою родину от огня, резни и голода. Надо проповедовать это, и надо поддерживать Россию», — А. Исаакян, «Дневник», 1894 год.

И Хачатур Абовян, классик армянского литературного языка призывал к дружбе… Именно эти пожелания… как точнее сказать… призывы или завещания молодому поколению лежат в основе нашей программы. Какие рычаги мы используем? Община работает на основании Устава и Положения об общине. В первом пункте написано: создание воскресной армянской школы. Этот участок я возглавляю.

— В Туле есть такая?

— Да. На базе тульского государственного педагогического университета. Когда я там работал деканом факультета, пришел к ректору Надежде Шайденко, доктору педагогических наук, и высказал такую идею. Она, как настоящий педагог, очень горячо поддержала, и в 2001 году мы создали школу. Поддерживает ее и нынешний ректор Владимир Панин.

У нас есть специалисты с высшим образованием, закончившие армянские институты. В положении армянской школы написано: целью создания является изучение армянского языка и литературы, изучение истории отношений русских и армянских народов, взаимопроникновение двух культур. Мы всегда этому придерживаемся.

Вообще, надо сказать, что воспитанию подлежат не только молодежь, дети – все население. Всегда найдется где-то чем-то недовольный, но это не относится к общей линии. Отдельные выскочки могут находиться среди народа любой национальности, где угодно.

Всякий раз, когда это возможно, мы говорим об армянской и русской культурах, их связи. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом Хачатряна и Рахманинова. Мы связались с детской областной музыкальной школой имени Райхеля, пригласили учащихся этой и нашей школ, и провели прекрасное мероприятие. Как мне кажется, когда дети вместе танцуют, вместе поют и так далее – это некоторое объединение, близкими становятся. Это очень важно.

Например, каждый год мы отмечаем День Победы. Среди героев Советского Союза есть и русские, и украинцы, и армяне… Мы рассказываем о бескорыстной дружбе двух великих полководцев Жукова и Баграмяна. Каким-то образом это связано, чтобы дети поняли: разные национальности – это не важно, важно, чтобы у них были общие цели, задачи. И особенно любовь к людям разной национальности, изучение культуры и литературы – это неотъемлемая часть воспитания наших детей.

Никогда не упускаем возможности, чтобы сказать о хорошем взаимоотношении русского и армянского народов. В любом месте, какое бы то ни было событие, мы об этом говорим.

Что касается в целом общины, здесь мы встречаемся. Приходим, например, 24 апреля, в трагический день для армянского народа. Последнее время мы уже не говорим о тех жертвах турецко-армянской резни 1915 года, а только о том, как сделать так, чтобы не допустить таких вещей. В Туле и области, по данным 2010 года, живут около 30 000 армян. В сквер приезжают люди и из области.

Кажется, тульский прокурор подчеркивал, что армянская община делает все, чтобы не было стычек межнациональных. Ведь это очень правильно. Известно, что плохого народа в природе не существует. Люди должны друг друга понимать, общие интересы одинаковы: доброта, честность, порядочность. Это все должно соблюдаться, но и должно воспитываться. Мы стараемся воспитывать эти черты в своих мероприятиях. Бывает, община организовывает концерты, приезжают артисты из Армении. Выступает Рафик Гарникович [Папян, председатель ТРО «САР»], руководители города, и разговор только об этом: нельзя расслабляться, нужно поддержать дружбу.

— Есть связь отделения «САР» с Арменией? Есть какое-то взаимодействие, поддержка? В чем это проявляется?

— Конечно. Во-первых, сюда приезжала министр диаспоры. Рассказывала, как поддерживают… хотя, я их поддержку не очень вижу (смеется), но во всяком случае говорят… Наверное, это только культурная программа. Жаль, что Рафик Гарникович не пришел. Все-таки об экономических связях у него больше возможностей говорить, я слаб в этом отношении.

Вообще, у нас направление не только русско-армянские, а межнациональные отношения. Лучше всего общаться через культуру, совместные концерты. Бывают дни культуры армянской, грузинской, азербайджанской – мы везде участвуем. И это прекрасно! Люди должны жить в дружбе и мире, а не драться, кулаками махать.

— А как видят, например, решение конфликта в Нагорном Карабахе?

— О, это очень трудный вопрос.

— Наверное, очень много мнений?

— Вот я считаю, что это искусственно созданный конфликт. Они же веками вместе жили, и ничего не было. Больше всего я виню руководство. Понимаете, сами азербайджанцы, живущие там, они говорят: веками жили, как могла случиться такая трагедия? Сейчас [премьер-министр Армении] Никола Пашинян выступает, что никакие силовые действия здесь не помогут, надо сесть за стол переговоров и решить эту проблему. Совершенно правильно. Кому это нужно? Шестидневную, что ли, войну когда-то объявили. Что получилось? Десятки тысяч и армян, и азербайджанцев погибли ни за что, ни про что. Между прочим, армянский классик Ованес Туманян (а он посвятил всю жизнь дружбе народов, особенно Закавказья) говорил: Народ никогда не хочет войны, это все делают руководители, и чем быстрее мы освободимся от таких руководителей, тем лучше (смеется). Понимаете, недостойно ведут себя…

Помните, азербайджанский офицер* убил спящего армянского офицера? В Азербайджане его подняли на уровень героя. Зачем Алиеву такие вещи надо было делать? Если бы это был армянин, я бы сказал ему в лицо: это [убийство] чести не делает руководителю республики. Он преступник, а преступник должен быть наказан. Я читал, что когда его передали Азербайджану, ведь азербайджанцы перечислили 3 млрд долларов Венгрии в виде помощи что ли… Явно, что выкуп какой-то. А потом прочитал высказывание прокурора венгерского, он говорил: по конституции Азербайджана убийство армянина не является преступлением. Я всю конституцию Азербайджана прочитал, такого пункта там не нашел.

Вот таких руководителей не могу понять. Они сами создают напряжение.

— Сейчас в Армении новое руководство. Сначала «Союз армян России» не поддерживал, а потом высказался в поддержку Пашиняна…

— Между прочим, пожалуй, это впервые в истории, когда без единого выстрела произошел переворот. Я посмотрел: вышли, все танцуют и поют, драки нет. В конце концов, образовалось новое правительство. Но это же хорошо: без боя, без выстрелов.

— Как думаете, Пашинян будет продолжать курс отношений…

— Обязательно. Он же встретился с Путиным, и сказал, что отношения будут поддерживаться. Я думаю, что никаких отклонений не будет. Надо слушаться своих классиков, они умные люди (смеется)!

— Как тогда можно оценить его действия? Например, блокировка российских предприятий – проверка «дочки» РЖД в Армении… Получается, говорит одно, делает другое?

— Я думаю, в этом отношении все наладится. И вообще, вот это безобразие… Когда развалился Советский Союз, я помню выступление Ельцина (в то время он был одним из инициаторов развала): Прозрачные границы Республик! Где прозрачность? Каждый раз езжу в Гагры, и так далее. Переехать российско-абхазскую границу – ведь это мучительно больно. Там стоят часами. Приезжаешь туда, в Гагры, Пицунду, Сухуми – отдыхают русские. Ну зачем создавать такие препоны? Правительство, руководители, депутаты – они проезжают беспрепятственно, а народ стоит, и мучается. Зачем? Если какой-то террорист-бандит… он никогда через эту границу не пойдет – там столько лазеек, что эти пункты никому не нужны. Искусственно созданные мучения.

А вот посмотрите, какие были сообщения? Москва-Ереван, Москва-Тбилиси, Москва-Баку. Зачем их ликвидировать? Это плохо для народа, ведь сообщение – это тоже дружба. Сейчас железная дорога гниет через Абхазию. Один раз в сутки поезд Москва-Сухум, прицепные вагоны. Там трава растет на путях. Зачем? Это создано народом, надо использовать по назначению.

Я думаю, что Пашинян будет добиваться перемен. Если нет – тогда я буду против него.

— А за то время, что он руководит, какие-то изменения уже есть?

— Трудно сказать. Чтобы это оценивать, надо быть там на месте, глазами видеть. По сообщениям СМИ, я прочитал, что он очень много денег вернул ворованных чиновниками, упоминаются братья бывшего президента Сержа Саркисяна. В СМИ так передается, а на самом деле – я там не был, не видел. Вот Рафик Гарникович поедет туда на встречу, вернется, расскажет, я думаю, как там.

Москва реагировала плохо, что преследовать бывших руководителей нельзя. Но если они виноваты, преследовать надо, я думаю. Зачем оставлять без наказания?

— Может, это «убить дракона» получается? Предшественников преследуют потому, что они предшественники? Например, в ситуации с Робертом Кочаряном.

— Не знаю. У меня, например, друзья здесь есть, они говорят, что Кочарян много сделал для своего народа. Но я не знаю. Для того, чтобы объективно судить, нужно там в гуще событий быть, и знать от первых лиц. СМИ могут передавать не очень точные данные. Ведь фальсификация истории происходит по субъективным причинам, как человек видит то или иное событие.

И многие, наверное, в Армении не могут понять происходящее. Любой народ всегда стремился к справедливости. Вот, попробуй восстанавливать эту справедливость, каким образом? Наверное, и репрессивные методы включаются… А лучше всего – вот как они в Армении провели эту мирную революцию. Без выстрелов и жертв.

То, что от нас зависит, мы все делаем, чтобы черная кошка не пробежала между нами, русским и армянскими народами.

— Как оцениваете работу тульского отделения «САР» на этом направлении?

— Очень положительно. Община – это что такое? Это совокупность людей. Они здесь (в сквер – прим. авт.) видят кусочек Армении, сюда приходят, общаются между собой.

Многие люди, которые приезжают из Армении, нуждаются в помощи. Они ничего не знают, город не знают, трудоустроиться надо. Обращаются в общину.

Община поддерживает в трудные минуты. Рафик Гарникович, например, получил награду из рук губернатора Тульской области Алексея Дюмина за гуманитарную помощь. Он ведь помогает… по-моему, где-то в Киреевске есть детский сад, он перечисляет деньги… Точно не знаю. Ну, не он, а как глава общины, из общего фонда. Делается много, а армяне нуждаются в этой помощи.

Ко мне, например, приезжают люди, у которых есть высшее образование, не могут трудоустроиться… Мы не имеем возможности трудоустроить всех, но обращаемся в соответствующие организации. Подыскать, рекомендовать…

Бывают несчастные случаи. Даже здесь, смертельные. Отправляли гроб в Армению. Такая помощь очень существенна.

Народ приезжий, надо сказать, не очень богатый. Они труженики. Строители – просто великолепные. По-моему, это в крови у армян. Писатель Дэвид Лэнг издал книгу «Армяне. Народ-созидатель», в которой указывает на строительство. Да и действительно, они очень трудолюбивые: Армения – каменистая страна, и на камнях выращивают хлеб, и все, что угодно.

Ашот Енофович был в Армении один раз, и в первую очередь посетил могилу Ованеса Туманяна. Армянский язык выучил в Грузии, в армянской школе Абхазии. Для поступления в высшее учебное заведение выучил русский язык на рабфаке в Астрахани, куда переехал в 1956 году. Днем работал на судостроительном ремонтном заводе имени Карла Маркса, был учеником трубопроводчика, а вечером посещал курсы. В том же году поступил в Астраханский педагогический институт, закончил в 1962 году. Работал учителем математики.

По его признанию, сложилось так, что везде, куда бы он ни приезжал, открывал школы. В Астраханской области обратил внимание, что у председателя колхоза, сельсовета и секретаря парткома не было образования, и обратился с предложением организовать вечернюю школу.

Затем поступил в аспирантуру в городе Иваново. Вслед за руководителем, профессором Мартином Гриндлингером (основатель тульской алгебраической школы) переехал в Тулу в конце 1967 года.

До 2010 года работал деканом факультета математики, физики и информатики. Кандидат физико-математических наук, профессор кафедры алгебры, матанализа и геометрии. Автор учебников и учебных пособий.

«Уже обрусевший армянин. Хотя и русский язык… не знаю, знают ли сами русские в совершенстве русский язык? Конечно, совершенству нет предела», — пошутил в конце встречи Устян.

*имеется в виду Рамиль Сафаров, убивший в 2004 году армянского офицера Гургена Маргаряна в Будапеште на курсах английского языка в рамках обучающей программы НАТО. В 2006 году венгерский суд приговорил его к пожизненному заключению, в 2012 году Сафарова экстрадировали в Азербайджан. Президент страны Ильхам Алиев помиловал его. Сафарову подарили квартиру, повысили в звании до майора, выплатили жалование за 8 лет.

Комментарии

Между нашими народами не кошка, а Сержик пробежал. Именно он скрытно раздувал антироссийские настроения в Армении, финансируя и всячески продвигая все антироссийские партии и СМИ, а внешне клялся в дружбе с РФ. Все это прекрасно понимали многие наблюдатели в Ереване, но почему-то не видели в Москве.
Сейчас - практически та же ситуация, точь-в-точь, ничего абсолютно не изменилось. Просто кошку заменили...

Ашот Енофович был деканом, когда я училась в ТГПУ. Он был деканом, который всех знал, студенты обращались к нему за помощью. Энергичный и демократичный,желаю ему здоровья!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image