Под тяжестью фальшивых персиков

4 октября, 2018 - 14:02

В Музее Мартироса Сарьяна открыта великолепная выставка картин и рисунков Варпета, созданных им во Франции в 1926-1928 гг. По возвращении случилась непоправимая беда: при пожаре на борту судна в Константинополе погибли замечательные парижские работы. Те, что были у друзей и знакомых, те, что были куплены у художника — сохранились. По следам каждой из них неотступно идет директор музея Рузан САРЬЯН. Некоторые из них можно увидеть в экспозиции.

К сожалению, прибавилась и забота другого свойства. Это – разоблачение фальшивок a la Sarian, заполонивших различные «аукционы» и интернет-пространство. И не первый год. Так, акварель «Аштарак» появилась на онлайн-аукционе Ebay с эстиментом 1200 долларов. «Ничтожная цена для акварели Сарьяна, она должна была быть не менее 12 тысяч. Я думаю, что это подделка», — говорит она. В самом деле, для чего аукциону так сбивать цену?

В прошлом году другой американский аукцион Triniti пустил в дело цветочный натюрморт, где даже не очень опытный глаз заметит настоящую «клюкву», скомпонованную из цветов, вырванных из картин Сарьяна. Причем без оглядки на разную стилистику и манеру письма. «Цветы и фрукты» 1939 года неизвестные мазилы перекомпоновали в «типичный» натюрморт, отмеченный подписью и датой «1964». Экспертное заключение выдано в 2008 году и якобы подписано Р.Сарьян, которая опять же якобы пишет, что «подлинность картины не вызывает сомнения, так как подобных (!? «НВ») рисунков и натюрмортов у художника много. Наследники семьи Сарьяна подтверждают подлинность картины». Фитюлька отксерена в цвете на бланке музея советской эпохи. Подпись подделана. Экспертное заключение N 00138 также подтверждают «высокую художественную ценность» этого же натюрморта, что подтверждает эксперт и предыдущий директор «Центра экспертизы культурных ценностей» Минкультуры Армении. В заключение высокохудожественно описан натюрморт: «нижние цветы склоняются вниз… Сарьян пишет по-сезанновски тяжелые плотные плоды» и далее в том духе. Между тем, как говорится, и ежу понятно, что представлена чистая липа.

Еще пример словотворчества. Известна картина «Ослик в персиковом саду» с изящным животным. Такие запечатлены во многих работах Сарьяна. А вот в каком-то аукционе в картине среди топорных деревьев стоит этакий ишак, если не мул. Монстр. Но вот что пишет эксперт в своем заключении: «Буйное цветение персикового сада изображено с помощью гибких упругих ветвей, склоняющихся до земли под тяжестью спелых плодов… Главная задача художника – передать чувственные потрясения от безудержного изобилия персикового сада». Вот как надо подавать фальшивку – безудержно.

Великих или популярных художников подделывали всегда и часто. Имена талантливых «фальшивомонетчиков» хорошо известны, это Бельтракки, Мегерен, Хори, Китинг, даже китайский художник Цянь не брезговал этим промыслом. Но это были талантливые мастера, хотя и мошенники. Некоторым удавалось долгое время водить за нос не только коллекционеров, но и известные музеи.

В случае с работами Мартироса Сарьяна музей столкнулся с откровенными и наглыми дилетантами и так себе экспертами. На вовсе не секретном сайте аукциона Triniti целая куча жутковатых «сарьянов», рассчитанных, видимо, на полных олухов. Не исключено, что аукцион корнями уходит в армянскую околохудожественную действительность, а может это и вовсе некий армянский аукцион, рассчитывающий на армян, украшающих свои жилища фальшивками с подписью. Конца этому нет. Письмо от Музея Сарьяна, направленное директору Triniti некоему Гасу с требованием снять с торгов работы «Сарьяна», так и осталось без ответа.

Мало этого, так аукцион Shapiro выставил на октябрьские торги несколько работ «Сарьяна» из какой-то частной армянской коллекции. Вывод: просматривается простой механизм: коллекционер добывает в Ереване экспертную бумажку, а потом благодаря ей «кукла» попадает в Triniti или еще куда-то.

Недавно назначенный директор «Центра экспертиз» Лилит Саргсян в интервью Р1 заявила, что, мол, нет специалистов, нет оборудования и т.д. С оборудованием понятно, но для определения подлинности работ Сарьяна есть музей, где знают о художнике все. Надо приглашать при необходимости музейных специалистов в обход тех экспертов, для которых «подлинность» грубых фальшивок не вызывает сомнений. Жонглирование словами не самое главное качество эксперта.

Ну и что страшного, спросит читатель, далекий от искусства Сарьяна. А то, что подобные махинации отражаются на имидже великого художника, дискредитируют его славное имя, сбивают цены на подлинные произведения. В итоге картина, проданная в 2011 г. за 500 тысяч рублей, в этом году продается уже за 400 тысяч.

В чем сверхзадача Музея? Рузан Сарьян хочет пресечь поток фальшивых работ a la Sarian, а также дилетантских экспертных заключений, выдаваемых «Центром». «Мы должны всеми способами защищать наше художественное историческое наследие», — резюмирует Рузан Сарьян. «Если появляется Сарьян, надо звать нас, музейщиков. Или же заключение о подлинности должен давать музей. Других вариантов не вижу».

Пока же Минкультуры направило в прокуратуру заявление Р.Сарьян о подделке ее подписи на липовых «заключениях» экспертов. Уже хорошо.

Карен Микаэлян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image